САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Сунгурова А.В. 1, Суханов С.Г. 1, Чернозёмов В.Г. 1, Афанасенкова Н.В. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. В настоящее время политики, социологи, психологи и медицинские работники разных стран признают и широко изучают переменных качества жизни населения. Самооценка здоровья разными социальными группами признается значимым информационным показателем, так как позволяет получить достаточно объективные представления о состоянии здоровья индивида и о его психологическом благополучии в момент опроса и на перспективу. Согласно концепции общественного здоровья, уровень здоровья и качество жизни молодежи можно рассматривать как главный экономический ресурс будущего страны и проблемы укрепления здоровья студентов - как приоритетную медико-социальную проблему. Многочисленные исследования качества жизни свидетельствуют о большом интересе и актуальности изучаемой темы. Однако, универсальное определение понятия «качество жизни» на сегодня отсутствует и представители каждой отрасли науки предлагает свою точку зрения при интерпретации концепции качество жизни. По мнению Л.А. Беляевой [1], качество жизни – комплексная характеристика условий жизнедеятельности, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. Как считает Е.М. Лукьянова [3], качество жизни – «степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества». В.Р. Кучма с соавторами [2] определяет качество жизни как медико-социальное явление, охватывающее соматическое, психофизиологическое здоровье человека, его жизненные ценности, а также уровень экономического развития общества.

Всемирной Организацией Здравоохранения были выработаны основополагающие критерии качества жизни: физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых); психофизиологические (положительные эмоции, мышление, изучение, самооценка, внешний вид, переживания); условия независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения); общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественные ценности субъекта, сексуальная активность); окружающая среда (быт, благополучие, безопасность, доступность и качество медицинской и социальной помощи, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации) . Таким образом, большинство исследователей оценивают качество жизни, как интегральную характеристику физического, психологического, социального, эмоционального состояния человека в его субъективном восприятии [4]. Тем не менее, исследуя качестве жизни, общепринято выделять два главных аспекта: - либо изучение тех сторон жизни, которые непосредственно влияют на здоровье, либо тех, чье влияние косвенно – через условия жизни или факторы риска [4].

Изучение качества жизни студентов представляет особый интерес и актуальность, так как среда образования создает интенсивное напряжение и, как следствие, оказывает влияние на физическое и психическое здоровье. Кроме того, в период обучения при адаптации к новым социально-экономическим условиям происходит вторичная социализация молодежи. Длительность адаптации может быть различной и зависит от многих факторов. Согласно отечественным исследованиям, при этом велика вероятность развития нарушений адаптационных процессов с последующим развитием психосоматической патологии [2], ухудшение состояния здоровья за период обучения регистрируется у 20,0 - 25,0 % студентов, а хроническая патология диагностируется у 15,0 – 18,0 % [1].

В научной литературе широко представлены работы по исследованию качества жизни студентов современных медицинских вузов [5]. Что касается студентов, обучающимся по разным педагогическим направлениям физической культуры, то данная проблема изучена недостаточно, хотя из-за однородности возраста и учебной деятельности, основные условия и факторы, влияющие на качество жизни студенчества, следует признать общими. Тем не менее, самооценку здоровья студентами- спортсменами следует признать важным показателем, так как субъективное восприятие физической, психологической, социальной и эмоциональной составляющих качества жизни влияет на результативность их спортивной деятельности.

В ряде случаев самооценка не соответствует объективному здоровью, что обусловлено отсутствием субъективного телесного самочувствия. Студент-спортсмен, ощущая себя больным, не способен прогрессировать и достигать высоких результатов. Соответственно, своевременное проведение оценки суммарного измерения здоровья по опроснику SF 36 в такой группе спортсменов позволит выявить ранние нарушения субъективного восприятия здоровья. Однако, несмотря на веские доказательства возможности использования мониторинга физического и психологического компонентов суммарного измерения здоровья по методике SF 36 и последующей своевременной коррекции изменений, эта методика все еще не нашла применения в психологии спорта.

Таким образом, важность проблемы изучения самооценки здоровья у студентов-спортсменов определяется, с одной стороны, значимостью конструктивного развития и функционирования личности, что является важным и необходимым условием для прогрессивного развития спортсмена и сохранения потенциала его здоровья и профилактики болезней адаптации, а с другой стороны, важность заявленной темы обусловлена недостаточностью исследований в данной научной области.

Цель исследования – изучение особенностей субъективной оценки здоровья студентами-спортсменами САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск по методике SF-36 с последующим анализом переменных качества жизни по физическому и психологическому компонентам суммарного измерения здоровья.

Материал и методы исследования

Нами было проведено одномоментное поперечное количественное исследование 48 студентов очной формы обучения по специальности физическая культура, из них 24 юноши и 24 девушки в возрасте 18-22 лет. Все студенты, принимающие участие в исследовании, по результатам диспансерного осмотра были признаны практически здоровыми и на момент исследования жалоб не предъявляли. Работа выполнена в межсессионном периоде весеннего семестра учебного года.

Качество жизни было изучено при помощи общего (неспецифического) опросника MOS36 –Item Short-Form Health Survey (SF36 русскоязычная версия), сертифицированного для возраста 14 лет и старше и рекомендованного Межнациональным центром исследования Качества Жизни для проведения популяционных исследований здоровых лиц. Тридцать шесть пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал для того, чтобы оценить физический и психический компоненты здоровья студентов. Физический компонент суммарного измерения здоровья включает шкалы физического функционирования (PF), ролевого функционирования обусловленного физическим состоянием (RP), интенсивность боли (BP) и общее состояние здоровья (GH). Психологический компонент здоровья объединяет шкалы жизненной активности (VT), социального функционирования (SF), ролевого функционирования обусловленного эмоциональным состоянием (RE) и психического здоровья (MH). Количественные данные шкал варьируют от 0 до 100 баллов, где 100 баллов означает наибольшее благополучие.

Из описательной статистики средние выборочные значения количественных признаков приведены в тексте в виде M±SD, где M – среднее арифметические значение баллов, SD – среднеквадратичное отклонение и m - стандартная ошибка среднего арифметического значения. При распределении значений в вариационном ряду указывалась медиана (Ме), нижний и верхний квартиль.

Для двух независимых выборок (юноши, девушки) проведен расчет непараметрического критерия Манна-Уитни. Для изучения корреляции между признаками, у которых распределение значений отклонялось от нормального (гауссова) был применен непараметрический коэффициент корреляции Спирмена. За критический уровень значимых различий принято значение p0,05). В структуре переменной физического функционирования статистически значимо преобладала группа студентов, субъективно оценивших свой уровень физического функционирования как высокий: 75,5% юношей и 70,8% девушек (Таблица 1). Доля лиц с низкой самооценкой физического функционирования соответствовала 25,0% юношей и 29,2% девушек. При сопоставлении доли студентов с высоким уровнем физического функционирования и доли студентов с низким уровнем данной переменной получены статистически значимое преобладание удельного веса респондентов с высоким уровнем физического функционирования (у юношей коэффициент углового преобразования Фишера равен 2,2; p0,05

MH₄

77,5

15,3

3,28

76

64-88

70,5

14,9

3,18

76

56-84

p>0,05

Шкалы: Физический компонент здоровья: PF*- физическое функционирование; RP** - ролевое функционирование обусловленное физическим состоянием; BP*** - интенсивность боли; GH**** - общее состояние здоровья. Психологический компонент здоровья: VT₁ - жизненная активность; SF₂ - социальное функционирование; RE₃ - ролевое функционирование обусловленное эмоциональным состоянием; MH₄ - психологическое здоровье.

Таблица 2 - Коэффициент корреляции Спирмена между социальным функционированием и другими переменными качества жизни

Переменные качества жизни

юноши

девушки

r

p-уровень

r

p-уровень

SF - PF

0,840

 


Просмотров работы: 602