ФОЛЬКЛОР В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОЛЬКЛОР В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фольклорное наследие любого народа – это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, в нем в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются бесценным источником обогащения современной педагогики. Использование национального фольклора в педагогической теории и практике, а так же в структуре социально-культурной деятельности выступает перспективным направлением решения проблемы формирования национальной культуры и музыкально-эстетического воспитания молодежи.

Итак, фольклор (англ. folklore) мы можем определить как народное творчество или некий вид коллективной словесной деятельности, осуществляемой преимущественно в устной форме.

Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.

Обрядовый фольклор составляют словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В.В. Ожегов считал, что обряд — «совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления или бытовые традиции».

В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Всякий обряд совершался в переломный момент жизни человека и общества. Обряд представлял собой некую схему общения человека с обожествлённым явлением природы. Определённые слова, связанные с конкретными действиями, помогали человеку установить отношения с окружающим его миром. Потому слово и действие наделялись при этом магической, «заклинательной» силой. Отсюда обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Обряды принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные.

Исследование форм традиционной культуры и ее существования в разных районах России, показывает, что в этом отношении широко используются различные народные праздники и обряды. Как правило, инициаторами организации и проведения календарных и народных праздников и обрядов выступают, прежде всего, дома и дворцы культуры, клубы, образовательные учреждения, библиотеки, музеи.

В исследовании фольклора в структуре социально-культурной деятельности мы опирались на наблюдения, а так же анкетирование участников кружка народного творчества.

Кружок народного творчества представляет собой любительский театральный коллектив, который в своих постановках ориентируется на использование элементов народного фольклора, опираясь на этнографические особенности своего региона.

Так как кружок основан на базе колледжа искусств, возраст участников кружка варьируется от 15 до 20 лет. В этом возрасте изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подростков и юношей. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре.

В своих постановках коллектив использует ряд элементов фольклора (Рис. 1.).

Элементы фольклора, используемые кружком народного творчества

Рис. 1. Элементы фольклора

В рамках работы данного кружка предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры.

Занятия в кружке народного творчества способствуют приобщению молодежи к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности участников кружка в процессе постановочно-практической деятельности.

Занятия в кружке народного творчества направлены на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей участников творческого коллектива.

Особенность работы кружка народного творчества заключается в том, что она строится на сочетании разнообразных направлений творческой и образовательной деятельности: в процессе занятий участники кружка знакомятся с народными играми и праздниками, а так же развивают свои творческие способности и понимание народной драмы.

Кроме того, участники кружка привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.

Целью работы кружка народного творчества является освоение участниками кружка ценностей народной игровой и традиционной культуры.

Программа предусматривает решение следующих задач (Таблица 1.).

Таблица 1.

Работа кружка народного творчества нацелена на решение таких задач

№ п/п

Задача

1.

Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования

2.

Приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности

3.

Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры

Основная форма занятий – это теоретические и практические занятия, а также проведения народных игр на улице и в учебных учреждениях города. Основное внимание в коллективе кружка народного творчества уделяется общественно-полезной направленности занятий.

Рис. 2. Ожидаемые результаты занятий в кружке народного творчества

Участники коллектива народного творчества, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов занятий осуществляется во время занятий.

Рис. 3. Проверка результатов занятий в кружке

Путем сравнения результатов анкетирования участников эксперимента, мы получили данные, на основании которых мы смогли сделать ряд выводов.

Так как историческая роль фольклора понятна и не требует особых доказательств, мы обращали внимание на влияние фольклорной составляющей на понимание участниками эксперимента народной аутентичности и этнографической принадлежности. Традиционная культура лежит в основании профессиональной литературы, музыкального и изобразительного искусства, национальной хореографии, народной медицины и педагогики, она во многом определила развитие русской архитектуры и театра, этические нормы и предпочтения в области бытового поведения, своеобразие праздничной культуры и т.д., что делает понимание традиционной культуры действительно необходимым.

Однако, современное общество в силу различных причин достаточно далеко ушло от традиционного жизненного уклада, от исконного мифопоэтического взгляда на мир, забыло многие формы и жанры древнерусского искусства, утратило или исключило из естественного живого бытования большое количество произведений устного народного творчества, целые фольклорные жанры (например, былины, причитания). Основная масса населения «разучилась» говорить, петь и танцевать в народной манере, играть на старинных традиционных инструментах, отказалась от народного костюма, национальной кухни, не пользуется диалектизмами и т. п.

Именно поэтому мы уделили особое внимание изучению этнографии и фольклора в структуре социально-культурной деятельности. Согласно данным, полученным с помощью анкетирования группы студентов, являющихся участниками кружка народного творчества, и данным, полученным с помощью анкетирования студентов, не принимавших участие в работе кружка, мы вывили:

  1. Участники кружка более знакомы историей родного края, чем студенты, не принимавшие участие в работе кружка.

  2. Участники кружка более полно понимают фольклорно-этнографические явления.

  3. Участники кружка более знакомы с фольклорными проявлениями нашего народа.

Из этого мы можем сделать вывод, что фольклор никогда не уходил из жизни и культуры русского народа. Менялся его «удельный вес» в системе национальной культуры, появлялись новые и исчезали старые произведения, жанры, формы, приемы, переменчивой была «мода» на отдельные фольклорно-этнографические явления, разной оказывалась политика государства, идеологические установки относительно произведений и направлений народной культуры.

При этом неизменным оставалось и остается:

1.Понимание того, что фольклорное искусство отражает становление менталитета русского народа, в нем выражены исконные идеалы, этническое сознание, своеобразие характера русского человека, его взгляды на мир (природу, общество, государство, другие народы, иную культуру и пр.).

2.Осознание того, что ни одна гуманитарная наука – этнография, лингвистика, история любых веков и народов, история литературы и религии, музыкознание, культурология – не может обойтись без фольклорных материалов и изысканий. Разгадка многих явлений духовной культуры кроется в фольклоре. По сути, это утвердилось в русском обществе с конца XVIII – начала XIX века и, прежде всего, касалось литературы (проза, поэзия, драматургия), творчества русских композиторов и художников: русское искусство не может быть понято и по-настоящему осмыслено без знания фольклорных истоков, поэтических образов и приемов, философских обобщений и аллюзий, рождаемых отечественным фольклором, традиционной картиной мира, русским пониманием и переживанием истории, судеб своего народа и т. д. Напомним общеизвестные факты: поэзия С. Есенина, сама ставшая фольклором; произведения М. Цветаевой с плачевыми интонациями; сказки А.С. Пушкина, основанные на фольклоре и ушедшие в фольклор. В живописи – это произведения Васнецова, Поленова, Репина, Кустодиева, Рериха, Нестерова, Врубеля, Билибина. Очень многое раскрывают воспоминания выдающихся людей: Аксакова, Бенуа, Шаляпина, Шмелева и др.

3.Глубокое уважение к языку – бесценному культурному наследию, объединяющему не только русских, но весь славянский мир. Особо следует подчеркнуть «консерватизм» славянских языков, которые, изменяясь и обогащаясь, сохранили основной лексический фонд, фонетические и грамматические формы. Современный русский язык включает в себя значительный пласт старославянизмов, и церковнославянский язык, составляющий основу церковной православной культуры, в целом понятен любому русскому. Это, безусловно, облегчает восприятие богослужения, пользование церковной литературой, что на сегодняшний момент актуально для огромного количества людей, вновь обратившихся к церкви. Отметим, что язык классических фольклорных жанров во многом перекликается со старославянским.

Активно бытует целый ряд старинных и относительно новых жанров русского фольклора – сказка, загадка, пословица, поговорка, предания, анекдоты, частушки. Особенно «живучи» пословицы и поговорки, частушки. В современном обществе вновь стали популярными былички (небольшие суеверные рассказы о встрече с непонятным, таинственным, демоническим) и заговоры (сборники с традиционными и современными текстами заговоров раскупаются весьма охотно). Теперь среди разных слоев населения возрастает интерес к некоторым старинным песням, особенно к тем, что оказались в репертуаре известных исполнителей, хоров, ансамблей (зачастую, правда, подвергнувшись серьезной обработке).

В детской субкультуре, как и в любые времена, рядом сосуществуют традиционные тексты и новые, которые создаются по законам фольклорного искусства и основанные на фольклорном мышлении: это бесконечные считалки, дразнилки, потешки, песенки, «страшилки», традиционные игры, заклички (например, «Дождик-дождик, перестань…», «Божья коровка, полети на небо…»).

Согласно нашим наблюдениям, ребята, которые занимались в кружке народного творчества и участвовали в социально-культурной жизни колледжа и города, а так же проводили фольклорно ориентированные мероприятия, оказались более знакомы с народным фольклором и более настроены сохранять свою этническую аутентичность.

Итак, в рамках работы данного кружка предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры.

Занятия в кружке народного творчества способствуют приобщению молодежи к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности участников кружка в процессе постановочно-практической деятельности.

Кроме того, участники кружка привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.

Согласно данным, полученным с помощью анкетирования группы студентов, являющихся участниками кружка народного творчества, и данным, полученным с помощью анкетирования студентов, не принимавших участие в работе кружка, мы выявили:

  1. Участники кружка более знакомы историей родного края, чем студенты, не принимавшие участие в работе кружка.

  2. Участники кружка более полно понимают фольклорно-этнографические явления.

  3. Участники кружка более знакомы с фольклорными проявлениями нашего народа.

Из этого можно сделать вывод, что фольклор никогда не уходил из жизни и культуры русского народа. Менялся его «удельный вес» в системе национальной культуры, появлялись новые и исчезали старые произведения, жанры, формы, приемы, переменчивой была «мода» на отдельные фольклорно-этнографические явления, разной оказывалась политика государства, идеологические установки относительно произведений и направлений народной культуры.

Большое количество фольклоризмов (на уровне лексики, фразеологии, популярных народных изречений, поэтических образов) по-прежнему является спецификой русской словесной культуры, как разговорной, повседневной, так и письменной – художественной литературы, языка периодики, рекламных текстов и пр.

Итак, согласно нашим наблюдениям, ребята, которые занимались в кружке народного творчества и участвовали в социально-культурной жизни колледжа и города оказались более знакомы с народным фольклором и более настроены сохранять свою этническую аутентичность.

Список использованных источников

  1. Багновская, Н.М. Культурология: Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Баграновская. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 257 с.

  2. Бердяев, Н.А. О культуре // Философия творчества. Творчество, культура и искусство / 2-е изд./ Н.А. Бердяев. - М.: Эксмо, 2012. - 341 с.

  3. Борзова, Е.П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е.П. Борзова. – СПб: Лань, 2007. - 298 с.

  4. Кадыров, А.М. Мировая отечественная культура / А.М. Кадыров. – Уфа, 2011. - 538 с.

Просмотров работы: 860