РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Оно включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество. Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Следует отметить, что на современном этапе народное художественное творчество качественно изменилось под влиянием различных жизненных факторов. Но его основой остается удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, самовыражения и приобщения к культурным ценностям. На фоне ряда деструктивных явлений, отстранения от гражданских идеалов и ценностей, самодеятельное художественное творчество пока еще остается одним из главных механизмов эстетического развития общества.

Традиционные формы народного художественного творчества позволяют с разной степенью полноты и завершенности реализовать, обновить тот духовный потенциал, который есть в каждом человеке и каким он может противостоять социально-моральному разрушению. Этим, в первую очередь, и обусловлена социально-культурная ценность народного художественного творчества, которое всегда рассматривалось обществом в качестве важнейшего пласта отечественной культуры, без которого невозможно формирование национального сознания и развития искусства в целом. Значение народного художественного творчества необходимо рассматривать не в качестве конкурента профессиональному искусству, а в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. Это положительный факт, способный успешно решать одну из актуальных проблем современности, связанную с моральным оздоровлением общества и его будущим. Это своего рода и поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения в социально-культурной сфере. Трансформация политической, экономической и социальной систем не смогли не сказаться на функционировании культуры.

Интерес к народному художественному творчеству сегодня обусловлен новым государственным подходом к его использованию, новыми оценками его значения в общественной жизни. В России это связано прежде всего с тем, что на нынешнем этапе развития общества народное творчество как источник инициативы и самодеятельности является одним из основных факторов реализации программы духовного возрождения. Для развертывания художественного творчества масс создаются все необходимые условия, формируется высокая общественная школа нравственной и эстетической оценки этого творчества.

Поддержка народного художественного творчества - основа культурной политики государства. В современных условиях эта поддержка получила более конкретный характер. К сожалению, мировой интерес к народному художественному творчеству порой выражается в использовании его образцов как товара в качестве средства частной наживы и даже статьи государственного дохода.

Сложились специфические формы организации шоу-спектаклей с использованием народного художественного творчества. Музыкальный и танцевальный фольклор нередко переходит на эстраду в кафе, ресторанах, превращается в средство развлечения публики. Процессы коммерциализации народного творчества, его использование в увеселительных программах все чаще встречаются в нашей стране.

Иное положение в российском обществе, где все формы народного творчества являются мощным рычагом прогресса культуры. Сегодня в развитии народного художественного творчества возникли принципиально новые аспекты, связанные с усложнением его взаимосвязей со всей социокультурной средой, с новейшими течениями и направлениями в художественном процессе. Оно взаимодействует по широкому спектру уже не только с профессиональным искусством, с традиционными видами творчества, но и с различными направлениями рок, поп-музыки, изотворчества, массовой культурой в целом.

Сегодня многие жанры фольклора, прикладного и декоративного творчества подошли к опасной черте бесследного и безвозвратного исчезновения или же к такой форме перерождения, при которой они теряют свой подлинный смысл. Миграция традиций, долгое время рассматривающаяся как основной путь возрождения народной культуры, привела к их нивелировке и утрате первоначального смысла. Процесс миграции традиций сегодня переживает непростой момент своего переосмысления.

Современное состояние народного художественного творчества породило немало принципиальных вопросов, ответов на которые ни фольклористика, ни теория народного искусства не могут дать. Сделать этого они не могут в первую очередь потому, что до сих пор каждая часть народной художественной культуры рассматривается по отдельности, без учета ее естественной органической целостности и единства всех сторон.

При этом в поле зрения исследователей и практиков до сих пор в основном попадает не весь пласт народной культуры, а в лучшем случае лишь ее архаическая (деревенская) крестьянская традиция.

Отсутствие целенаправленной деятельности фольклорных материалов по сбору и использованию современных технологий приводит нередко к гибели ценнейших фольклорных собраний, архивных ценностей. Сложившаяся практика их сбора и хранения, традиционные методики обработки исключают возможность широко пользоваться накопленными ценностями учёным и практикам.

Необходима скорейшая компьютеризация фондов фольклора. Проблема эта весьма сложная, требует разрешения принципиально новых задач как в области теории и практики компьютеризации, так и самой фольклористики. При этом потребуются существенные материальные затраты в рамках общепринятой национальной программы. На сегодняшний день ни одному из действующих научных учреждений в одиночку эти задачи не решить.

Традиционная художественная культура сегодня становится реальным участником возвращения народу его исторической памяти и гордости. Сегодня не случайно ставится вопрос о новом прочтении народной художественной культуры.

Кроме того, стоит очень остро вопрос о выработке концепции или программы поддержки народного художественного творчества в общегосударственном масштабе. Социологические опросы показывают, что значительная часть молодежи не испытывает потребности в общении с фольклором, не видит его привлекательности. Необходимо понимание причин невостребованности фольклора. В чем они - в неадекватности восприятия его или же в несоответствии его эстетических парадигм бытования современному менталитету человека?

Сегодня необходимо ввести традиции в ткань современности, восстановить их так, чтобы они не становились естественной нормой поведения человека, образом его жизни, народной философией - задача, требующая решения многих и теоретических, и практических вопросов.

Основные задачи народного художественного творчества видятся:

- в сохранении, дальнейшем развитии и распространении национальной (региональной) традиционной художественной культуры;

- в привлечении широких слоев населения к традициям региональной и отечественной художественной культуры на основе воспитательного процесса;

- в популяризации произведений, получивших общественное признание;

- в приобретении знаний и навыков в различных видах художественного творчества и гармоничном развитии творческих способностей личности, создании условий для ее самореализации;

- в организации свободного досуга и удовлетворении культурных потребностей личности;

- во взаимосвязи с профессиональным искусством посредством его обогащения содержанием, философским контекстом и историческим пафосом жизни;

- в постоянном изучении и применении в жизненной практике историко-культурных традиций, ориентированных на культурную память;

- в формировании устойчивых интересов широких слоев населения к различным формам художественного творчества на основе популяризации лучших достижений.

Таким образом, современное народное творчество существует и развивается независимо от нас, от того, изучаем мы его или не изучаем. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения.

Павловского района Ульяновской области (русские, татары, мордва, чуваши) и их национальные традиции представляют собой органическое слияние исторических времен с современными веяниями. К сохранившимся элементам народного художественного творчества относят народные песни, хороводы, иконы, часовенки, старинные надгробья и кресты на кладбищах, а также сказания и легенды.

Историческими топонимами, основанными на народных сказаниях, являются Поганое озеро, Копейкина гора, Пьяный мост, дубы Девять братьев, Скворчиха, Шумкин родник (Приложение 1). Эти названия и сегодня активно используются в речевом обиходе местных жителей.

Ежегодно в районе проходят смотры драматических коллективов, конкурсы эстрадной песни, праздники национальных культур «Сабантуй» и «Русская березка» (Троицын день), проводятся праздники любителей гармони и частушки. Помимо устного народного творчества в программе праздников присутствуют традиционные народные игры и конкурсы - перетягивание каната, поднимание тяжестей, кулачный бой, «краса – длинная коса» и др. (Приложение 2).

Особое место в социально-культурной деятельности района занимает фестиваль национальных культур «Поволжская глубинка», проводимый ежегодно с 1998 года. Гостями фестиваля становятся народные коллективы Поволжья и даже Российской Федерации. Демонстрировать свои таланты в области народного устного творчества, танца, театра и кулинарии, прикладного творчества и даже кузнечного мастерства приезжают русские, мордва, чуваши, татары, эрзя, марийцы, казачество. Участники фестивальных мероприятий посещают со своей концертной программой и сельские поселения.

Очагом сохранения мордовского народного творчества является фольклорная группа «Килейне». Участники являются желанными гостями на фольклорных фестивалях, владеют большим репертуаром народных песен. Один из руководителей «Килейне» занесен в Книгу почетных граждан Ульяновской областной национально-культурной автономии, имеет благодарственное письмо за участие в проведении Международного фестиваля, посвященного Всемирному дню родственных финно-угорских народов «Музыка веков», в выставке «Финно-угорский мир» (Приложение 3).

Активно функционируют и другие народные коллективы, созданные на базе Домов Культуры: женский хоровой коллектив любителей народной песни «Песенная горница» существует более 10 лет, ежегодно открывает гала-концерт «Поволжской глубинки», бережно хранит русские народные песни и традиции хоровода; народный коллектив – вокальная группа «Раздолье»; татарская фольклорная группа «Айгуль» и татарская танцевальная группа «Самоцветы»; чувашская фольклорная группа «Палан», Октябрьский народный хор (Приложение 3, Приложение 4).

Народные коллективы и праздники национальной культуры пользуются заслуженной популярностью у жителей района. С целью оценить степень их осведомленности о народном художественном творчестве района, им была предложена специально разработанная анкета (Приложение 5). Анализ полученной информации позволил выявить степень распространенности народного художественного творчества в сфере реализации социально-культурной деятельности Павловского района.

75 респондентов в возрасте от 21 до 59 лет ответили на 5 вопросов. В первую очередь им был предложен вопрос, оценивающий понимание ими понятия «народное художественное творчество».

76% респондентов справедливо отнесли к народному художественному творчеству устное народное творчество, в целом фольклор, танцы, игру на инструментах, промыслы. Оставшиеся 24% относят к категории изучаемого понятия любые формы творчества и самодеятельности людей.

Вопрос № 2 направлен на выяснение степени фактического участия жителей в мероприятиях социально-культурной сферы, проводимых на территории Павловского района.

Абсолютное большинство респондентов (в среднем от 34% до 58%) являются участниками перечисленных мероприятий. Наибольшей популярностью (77% опрошенных) пользуется Всероссийский фестиваль национальных культур «Поволжская глубинка».

Вопрос № 4 рассчитан на проверку знаний народных (исторических) топонимов местности.

От 53 % до 100% анкетируемых показали знание исторических названий местности. Это обоснованно можно связать с активным их использованием в повседневном речевом обиходе.

Вопрос № 4: использование народного художественного творчества в повседневной жизни.

Половина респондентов (52%) видят народное художественное творчество в своей жизни, как зрительское участие в национальных праздниках. 29% не воспринимают народное творчество, как часть повседневности.12% входят в состав народных коллективов, 7% - отмечают, что употребляют в своей речи пословицы и поговорки, поют народные песни и т.п.

Согласно вопросу № 5 подавляющее большинство (95%) социума признает значимость и ценность народного творчества. По отзывам респондентов, главная ценность народного творчества состоит в следующем: в поддержании народных традиций (52%); в развитии разнообразных способностей человека (15%); в воспитании патриотизма (14,8%); в развивающем досуге (12,4%). Только 1,9% респондентов отметили, что народное творчество особой ценности не имеет, 3,7% затруднились ответить.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие о народном художественном творчестве в социуме достаточно размыто, но признается его значимость. Через знание исторических топонимов, активное зрительское участие в мероприятиях социально-культурной сферы деятельности (в т.ч. народной направленности) прослеживается интерес к народному художественному творчеству, стремление к его сохранению. Однако существенное количество участников не видят народное художественное творчество в повседневной жизни совсем, или только как зрительское участие в проводимых на территории района мероприятиях.

Таким образом, современное народное творчество существует и развивается независимо от нас, от того, изучаем мы его или не изучаем. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения.

Одна из них рассмотрена на примере Павловского района: несмотря на высокую степень распространенности народного художественного творчества в сфере социально-культурной деятельности, понятие о нем, формах его существования и использования достаточно размыто.

Список использованных источников

1.Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности/ Е.И. Григорьева – Тамбов, 2013

2. Михайлова, Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учеб. Пособие / О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко; Отв. Ред. Н.Г. Михайлова; Рос. ин-т культурологии. – М., 2014.

3. Соколов, Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. ч. 1 4-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Ю.М. Соколов. - Люберцы: Юрайт, 2016

4.Устюшин Н.Н., Калачев А.А., Панферов А.Н. «Павловка и Павловский край.» (историко-краеведческое издание) ООО изд. Центр «Пресса». - г.Ульяновск, 2004.

Приложение 1

Озеро «Поганое» (с. Старый Пичеур Павловского района)

Шумкин родник (р.п. Павловка)

Приложение 2

Выступление творческого коллектива Октябрьского СДК на празднике

«Троицын день» (р.п. Павловка)

Конкурс «Варвара-краса – длинная коса»

Приложение 3

Фольклорная группа «Килейне» на фестивале национальных культур «Поволжская глубинка» (с. Старый Пичеур, руководитель А.В. Бурлаков)

Женский хоровой коллектив любителей народной песни «Песенная горница»

Приложение 4

Вокальная группа «Раздолье»

Октябрьский хор (с. Октябрьское, Павловский район)

Просмотров работы: 772