ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чем влечет нас театральное искусство? Способностью говорить о том, что волнует людей, тем, что дает возможность пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом. Театр заставляет наши сердца учащенно биться, в нем мы получаем истинное эстетическое удовольствие. Именно в театре мы можем определить для себя четкие границы добра и зла, прекрасного и безобразного, увидеть многообразие нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, всего того, что мы называем культурными ценностями.

Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей не существует изолированно от других, то для мирного сосуществования культур необходима некоторая общая система ценностей. И кто, как не педагоги, в том числе и различных кружков, донесут до детей ту систему ценностей, которые существуют в разных странах и являются общечеловеческими? Перед педагогами и работниками культуры стоит сложнейшая задача восстановления системы ценностей, разрушенных в последние десятилетия, не самые простые для истории нашей страны.

В этом процессе очень важна роль театра, так как именно театр имеет особенные возможности и средства воздействия на людей, а тем более на детей. Театр располагает целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления ребенка помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание ребят и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Развитие творческой личности ребенка, создание условий для его самоопределения и самореализации, сохранение системы ценностей – одна из задач, поставленных законом «Об образовании» Российской Федерации. Театральное искусство – эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом.

Исходя из вышесказанного, следует вывод об актуальности театрального искусства и в наши дни.

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.

В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

Деятельность театрального кружка предполагает большие возможности в осуществлении социально– культурного воспитания детей кружка (формирование эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, трудолюбия и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

Формы и методы работы создания детского театрального коллектива включают прием детей по желанию, отбор содержания, обсуждение специфики каждого ребенка, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с членами кружка и зрителями.

Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий. Подбора специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использование театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста). Моменту формирования из воспитанников театрального кружка групп основного уровня обучения предшествуют два года обучения театральным дисциплинам в группе начального уровня обучения. Условия перевода детей из групп начального уровня обучения в основном целиком зависят от успешности освоения программы начального уровня обучения.

Программа включает в себя несколько направлений-разделов, по которым ведутся занятия.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие координации движений; обучение запоминанию заданных поз и образной их передаче; развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение созданию образов животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции. Разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбору простейших рифм; произнесению скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.

Основы театральной культуры. Элементарные понятия, профессиональная терминология театрального искусства.

Актерское мастерство. Обучение сочинению этюдов; развитие навыка действий с воображаемыми предметами; обучение нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделению их голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональное состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхитительно); пополнение словарного запаса, образного строя речи.

Сценическое движение. Умение владеть своим телом и ориентироваться в движении. Легкость в перемещении, организация пространства сценического движения, свободная ориентация в сценическом пространстве. Умение исполнять сценические «симулятивные» действия (падения, подкаты ,фрагменты сценического боя и т.д.) в совокупности с актерским мастерством.

Формы занятий: лекция-беседа; дисскусия; тренинги; репетиция; показ театральной постановки (миниатюра, спектакль); участие в массовых мероприятиях.

Форму контроля: рефлексивная беседа; открытый показ спектакля(1 раз в год для учащихся и родителей); творческий отчет.

Умения и навыки детей по окончании курса:

Ребенок должен знать:

- Основные театральные термины.

- Основные постановочные единицы: миниатюры, этюды, пьеса.

- Профессии театра, устройство сцены, техника грима.

- Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

- 8-10 скороговорок.

- Театральные игры, техники восстановления дыхания.

Ребенок должен уметь.

- произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке,

- двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары,

- создавать пластические импровизации под музыку разного характера,

- запоминать заданные педагогом мизансцены,

- свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия,

- сочинять индивидуальные или групповые этюды на заданную тему,

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие,

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями,

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения,

- строить диалог с партнером на заданную тему,

- подбирать рифму к заданному слову,

- составлять диалог между сказочными героями.

Таким образом, именно студийная работа в детском театральном кружке, в качестве одного из институтов внешкольного образования, дает уникальную возможность для раскрытия большого творческого потенциала личности ребенка через игру и импровизацию, органично объединить содержание учебного процесса и внеклассных занятий учащихся и привнести в содержание понятия «школа» радостный смысл. В этих целях представляется крайне существенным опереться на весь богатый арсенал средств в практике режиссера-педагога, руководителя самодеятельного театрального кружка для создания не только художественных, творческих действ-спектаклей и театрализованных представлений, но и ориентации на дальнейшее развитие свободного интеллектуального, эмоционального творческого труда.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Театрализованная деятельность организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

Список использованных источников

  1. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3

  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

  3. Томчикова С.Н.Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 90 с.

Просмотров работы: 1044