СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ КЛУБА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ КЛУБА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации играют важнейшую роль в системе национальной безопасности страны. История развития войск свидетельствует, что их боевая готовность определяется не только технической оснащенностью.

Выполнение служебно-боевых задач во всех исторических этапах становления и развития внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в значительной степени зависит от уровня культурно-досуговой работы, которая не только заполняет свободное от службы время, но и оказывает влияние на укрепление морального духа, повышает образованность и восстанавливает физические и духовные силы военнослужащих и членов их семей. В настоящее время культурно-досуговая работа среди военнослужащих всех категорий и членов их семей оказывает огромное влияние на уровень боевой готовности войск.

Этимологический анализ слова «досуг» убеждает, что существует много различных его интерпретаций. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова под досугом понимается «свободное от работы время», «свободное отдела, праздное время» [14, с.7].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля досуг рассматривается как «незанятое время; простор для дела; забава, занятия для отдыха» [8, с.25]. В «Этимологическом словаре» прямо указывается на это: «Досуг - свободное время, как следствие окончания работы в результате достижения чего-либо».

В современной отечественной научной литературе значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование целесообразных форм его организации внесли: Ю.И. Альперович, М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик Г.А. Евтеева, Л.Н. Коган, И.А. Новикова, Г.П. Орлов, И.Е. Романова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, Б.А. Трегубов, С.А. Шмаков и т.д. [7; 14;15;34;37].

В настоящее время «досуговая деятельность» является самостоятельной научной дефиницией, определяющей основное содержание форм, методов и средств ее организации [24, с. 78].

По мнению Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил» [20 , с. 17].

Такие черты досуга, как деятельность и саморазвитие личности, выделяются в работе В.А. Ядова. Автор считает, что «в научном смысле досуг - это та часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии».

Итак, анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг - это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

Профессор О.В. Золотарёв культурно-досуговую работу в армии и на флоте рассматривает как сложный диалектический процесс, как систему взаимосвязанных между собой мероприятий, осуществляемых командирами и общественными организациями по формированию у военнослужащих высоких боевых качеств, культурных потребностей, развитию творческих способностей в целях повышения боеготовности и боеспособности Внутренних войск [30, С. 5].

Итак, военнослужащий внутренних войск МВД России и его семья является субъектом культурно-досуговой работы. Он организовывает и принимает участие в культурно-досуговых мероприятиях. Культурно-досуговая деятельность оказывает на военнослужащего воспитательное, обучающее воздействие, кроме того восстанавливает духовные и физические силы.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это деятельность, которая направлена на формирование морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, а так же обучение, воспитание, восстановление духовных и физических сил военнослужащих и членов их семей.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация художественного самодеятельного творчества военнослужащих и членов их семей.

Работа по данному направлению организуется следующим образом:

- Создается из числа военнослужащих, умеющих играть на музыкальных инструментах вокально-инструментальный ансамбль;

- В подразделениях создаются команды КВН;

- Военнослужащие и члены их семей принимают совместное участие в театрализованных представлениях;

- Дети военнослужащих занимаются в кружках различной направленности, кроме того выступают перед военнослужащими.

2. Организация досуга военнослужащих и членов их семей.

- Благодаря взаимодействию с учреждениями культуры на воинскую часть выделяются бесплатные билеты в театры. Билеты распространяются среди военнослужащих, которые со своими семьями могут посетить театральное представление.

- Командование части организует балы в честь празднования дня Внутренних войск, или дня воинской части. На эти балы приглашаются военнослужащие по контракту со своими женами.

- В свободное от службы время, согласно графика военнослужащим, проходящим военную службу по контракту предлагается посещать спортивные секции, действующие на территории воинской части.

- Организуются кружки для детей военнослужащих.

3. Библиотечное обслуживание, пополнение книжных фондов.

Библиотеки создаются в гарнизонных домах офицеров, гарнизонных клубах, клубах воинских частей (учреждений) внутренних войск на правах их структурных подразделений. Библиотеки гарнизонных домов офицеров, гарнизонных клубов, клубов воинских частей являются информационными, культурно-просветительными и образовательными учреждениями, призванными с помощью библиотечных фондов содействовать обучению и воспитанию, повышению культуры и общего образования личного состава внутренних войск и членов их семей.

4. Кино-, теле-, видео- и радио обслуживание предназначено для воспитания военнослужащих, а так же для организации досуга военнослужащих и членов их семей.

5. Организация музейного дела и работы комнат боевой славы (истории) воинских частей.

6. Организация подписки на периодические печатные издания.

7. Наглядно-художественное оформление территорий военных городков и расположения воинских частей и подразделений. Территория, клуб воинской части, комнаты информирования и досуга в подразделениях оборудуются плакатами на баннерной основе. На этих плакатах отображено: история и боевой путь войск и воинской части, выписки из нормативно-правовых актов, великие полководцы, герои внутренних войск, дни воинской славы и др. Данное направление оказывает воспитательное воздействие на личный состав воинской части. Воспитывает патриотизм, чувство гордости за службу во внутренних войсках и воинской части у военнослужащих и членов их семей.

8. Организация взаимодействия с учреждениями культуры, творческими организациями и мастерами искусства в интересах эстетического воспитания военнослужащих.

Благодаря взаимодействию с учреждениями культуры военнослужащие и члены их семей могут на льготных основаниях посещать музеи, театры, концерты. Периодически творческие коллективы и мастера искусства посещают воинские части с концертными, литературными программами.

Принципы культурно-досуговой работы:

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

1) проведение единых тематических мероприятий;

2) привлечение военнослужащих и членов их семей ко всем фазам досуговых мероприятий - от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях - артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, звукооператоров, ведущих, зрителей.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие всех участников в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с военнослужащими не только офицеров-воспитателей, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и командиров, членов семей военнослужащих, желающих и способных принять участие в культурно-досуговом мероприятии. Подобное объединение общей идеей способствует сплочению коллектива, формированию у воинов ответственности, единения, гордости за воинскую часть, в которой они служат [28, с. 10].

Учреждениями (объектами) культурно-досуговой работы являются:

гарнизонные дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, культурно-досуговые центры, библиотеки, ансамбли песни и пляски, образования музейного типа, комнаты боевой славы (истории) воинских частей [31]. Таким образом, по мнению современных исследователей, можно утверждать, что содержательно культурно-досуговая деятельность представлена следующими элементами: информированием, развлекательно-массовой работой, культурно-художественной деятельностью, рекреационно-спортивным функционированием военных учреждений культуры [38, с. 50].

В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Сами средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели».

Организатор досуга должен, во-первых, удовлетворить социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения.

Опираясь на современные исследования В.Г. Бочаровой, Г.А. Евтеевой, А.В. Мудрика, В.В. Полукарова, Э.В. Соколова и других ученых можно утверждать, что досуговая деятельность детей, подростков и юношества выполняет следующие функции: релаксационную, коммуникативную, когнитивную, креативную, духовную.

Релаксационная функция проявляется в восстановлении ребенком энергетических затрат, в психосоматическом расслаблении, отдыхе, эмоциональной разрядке.

Коммуникативная функция определяет действия, которые связаны с общением, субъект-субъектным взаимодействием.

Когнитивная функция ориентирована на открытие нового, неизвестного ранее ребенку.

Креативная функция активизирует творческий потенциал личности.

Духовная - обеспечивает самоопределение подрастающего поколения в культуре, его приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям.

Для того чтобы данные функции были представлены в детско-юношеском досуге в полном объеме, необходимо, чтобы досуговая деятельность была педагогически организована.

Особое внимание уделим теории и методике организации досуговой деятельности учащихся.

На различных возрастных этапах жизни человека досуговая деятельность занимает разное место в деле социального становления и развития. Особую значимость ей приписывают в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе. Вот почему в последние годы исследователей стал интересовать детский досуг и организация досуговой деятельности в подростковом и старшем подростковом возрасте.

Усиление внимания в отечественной науке и практике к проблеме организации детско-юношеского досуга является закономерным и опосредованным социально-экономической и культурной ситуацией в современной России этапом. Однако изучение и анализ современной педагогической теории и практики организации досуга детей, подростков и юношества представляются неполными без осмысления теоретического наследия выдающихся представителей отечественной педагогики.

В последние годы в науке все чаще употребляется понятие «детский досуг», «молодежный досуг» (А.В. Мудрик, В.В. Полукаров, Б.А. Титов и др.). Б.А.Титов считает, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое взаимодействие подростков, юношества с окружающей средой в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде [11, с. 24].

Характерологические особенности детско-юношеского досуга, по мнению многих ученых, выражаются в следующем:

- сущность детско-юношеского досуга проявляется в свободной деятельности, ценность которой заключается не в ее результате, а в самом процессе;

- досуговая деятельность в подростково-молодежной среде есть творческое самоосуществление, актуализация генетически запрограммированных задатков, а также сформированных в процессе социальной деятельности способностей.

- досуг есть творческая деятельность, реализуя которую человек «преобразует мир». Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в игре, в узнавании окружающего мира, присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки, юноши максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и налагают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь.

Таким образом, досуг - это активное общение, удовлетворения потребностей детей и юношества в разнообразных контактах, благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [11, с. 27].

Еще одной особенностью детско-юношеского досуга является открытость для положительного влияния и воздействия на детей, подростков и юношей самых различных социальных институтов воспитания, что позволяете максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Можно предположить, что организованное и социально-регулируемое воздействие на личность подростка в сфере досуга имеет достаточно возможностей и условий для ее успешной социализации.

В современной педагогической науке существует ряд классификаций досуговых занятий по видам деятельности, осуществляющимся в свободное время.

С.А. Шмаков классифицирует досуговые занятия по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности, выделяет следующие виды досуга:

- пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятелъностный);

- организованный (педагогически-целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

- контролируемый и неконтролируемый;

- коллективный и индивидуальный;

- подражательный и творческий;

- опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели досуга).

По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд принципиальных групп:

- первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и другие).

-вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и тому подобное).

-третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

-четвертая группа реализует потребность подростков в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.д.).

- пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.)».

При этом, отмечает С.А. Шмаков: «следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия интересов ребят на шкале ценностей молодежи, изменяется и целевая направленность интересов» [47, с. 37].

Мы определяем досуговую деятельность учащихся как время личной свободы ребенка, не связанное с учебной и трудовой деятельностью, которое создает условия для самостоятельного удовлетворения социально-психологических потребностей, разрядки, открывает возможности самореализации в различных видах деятельности.

Следует отметить, что профессионально-педагогическая деятельность специалиста - организатора досуга направлена на активное содействие гармоничному развитию личности учащегося, формированию его личностного роста.

Взаимодействие в досуговой сфере носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере индивидуализировано, вариативно и дифференцировано.

И.И. Шульга в своем исследовании отмечает наибольшей эффективности процессы общения и взаимодействия в досуговой деятельности достигают тогда, когда дети и подростоки переживают все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно, и здесь все зависит от творчества и фантазии организатора Диалектика развития интересов в досуговой деятельности представляет собой движение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в потребность [14 , с. 189].

Задача организатора в этом случае состоит в том, чтобы внесением новых знаний, эмоций заинтересовать воспитанника, развить устойчивый интерес к определенному виду деятельности, превратив его в потребность. Такая помощь может быть направлена на приобретение соответствующих знаний, умений, навыков в определенных видах досуговой деятельности.

Учащийся, испытывая определенную потребность в той или иной информации, проявляет интерес не только к ее содержанию, но и к источнику. В целом, процесс индивидуально-личностного взаимодействия организатера и воспитанника в сфере досуга обусловлен тремя основными психологическими переменными: предрасположенностью (установкой), подготовленностью (уровнем знаний, степенью сознательности), активностью (заинтересованностью) - отмечает И.И. Шульга.

К массовым формам работы организаторов с детьми военнослужащих относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста несовершеннолетних и ряда других условий организаторы могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности [29, с. 190].

Итак, содержание досуга детей военнослужащих исходит из задачи усвоения ими опыта старших, накопления положительных черт личности. Именно досуг и является тем критерием, благодаря которому, можно судить о рациональном и эффективном использовании времени.

Таким образом, основными задачами профессиональной деятельности организатора являются: формирование у детей военнослужащих воинской части мотивации к различным способам самодеятельности, включая изобретение новых форм свободного творческого времяпровождения, организации первичных групп по интересам, организации общих праздников и событий. Сущность деятельности организатора досугового объединения может быть представлена в способах реальных действий в определенных типах и видах взаимодействия.

Список использованных источников

  1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова.- М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

  2. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

  3. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

  4. Быков, А.В. Проблемы патриотического воспитания А.В. Быков // Педагогика. – 2006. - N2 - с.37

  5. Видякин, В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, Дня Защитника Отечества / В.М. Видякин, Н.А. Касаткина, И.А. Пашкович - М.: Учитель. – 2008. – 303с.

  6. Военный контракт и духовный контакт. Особенности организации культурно-досуговой работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту: Информационно-методический сборник / Культурный центр ВС РФ; метод. отдел. - М., 2012. – 198с.

  7. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Флинта, 2008. - 289с.

  8. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с.

  9. Демин, П.С. Патриотическое воспитание в условиях комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту: результаты социологических исследований // Военно-психологические исследования: Сб. ст. / Гл. упр. Воспитательной работы ВС РФ; Социологический центр ВС РФ. – М., 2004. - №4(8). - С.4-13

  10. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996. - 49с.

  11. Егорова, Е.А. Организация досуга учащихся. 5-9 классы. Сценарии внеклассных мероприятий / Е.А. Егорова. - М.: Учитель. - Серия: ФГОС. Внеурочная деятельность. – 2009. – 162с.

  12. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2004. - 312с.

  13. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. - Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

  14. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. - Сб. научн. тр. - М.: МГУКиИ, 2000.- 211с.

  15. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 2007. - 241 с.

  16. Карабецкая, О.А. Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона / О.А. Карабецкая. – Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Ставрополь: Изд-во СГУ - 2005. – 238с.

  17. Карабецкая, O.A. Дети из семей военнослужащих как объект воспитательного воздействия школы / О.А. Карабецкая//Эвристическое образование: Матер. 8-й регион, научно-практ. конф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.-С. 134-135

  18. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 2012. – 312с.

  19. Кожевников, А.В.Чем заполнить культурный вакуум: культурно-досуговая работа у контрактников // Ориентир. - 2004. - №8. – С.74 -76

  20. Колношенко, В.И. Клуб воинской части как культурный центр: учебное пособие / Отв. ред. Осташкин В.Н. - М.:ВУ, 2001. - 31с.

  21. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР/ А.А.Конович. - М.: Наука, 1990.

  22. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.- 462 с.

  23. Лукьяновская, С.В. Патриотическое воспитание. Классные часы, праздники / С.В. Лукьяновская, Е.А. Дмитриева, Е.А. Мелихова Е.А. - М.: Учитель. - Серия: ФГОС. Внеурочная деятельность. – 2016. – 113с.

  24. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: Автореферат диссертации доктора педагогических наук / О.И. Марков. - СПб., - 1998.

  25. Массовая культура России конца ХХ века– Часть II/ под ред. Б.Г. Соколова и Е.Г. Соколова.- Спб: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. 2001. - с.5-6.

  26. Методика организации культурно-досуговой работы с воинами-контрактниками // Военный контракт и духовный контакт: информационно-методический выпуск / Культурный центр ВС РФ; методический отдел. М.: КЦ ВС, 2012. С.9 - 35.

  27. Наумчик, В.Н. Социально-культурная деятельность / В.Н. Наумчик, М.А. Поздников, О.В. Ступакевич / М.: Учитель. - 2008. – 96с.

  28. Омеличев, А.В. Проблемы и перспективы культурно-досуговой работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту А.В. Омеличев, Н.А. Татевосян // Военно-социологическое исследование: Сб. ст. /Гл. упр. Воспитательной работы ВС РФ; Социологический центр ВС РФ. – М.: 2006. - №3(15). С.4-12.

  29. Приказ Министра обороны Российской Федерации 11.03.2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

  30. Приказ Министра обороны Российской Федерации 28.02.2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы Вооруженных Силах Российской Федерации».

  31. Салахутдинов, Р.Г. Организационные и педагогические основы социально- культурного творчества детей и молодежи / Салахутдинов, Р.Г. Салахутдинов. – Казань: Гран Дан, 2009. - 462с.

  32. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / под общей редакцией Н.П. Гончаровой / 2-е изд., Москва-Тверь: ИП Монастырская М.В. - 2004. - 222с.

  33. Стратегический план развития культурно-досуговой деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2020 года (утвержден на заседании Комиссии МО РФ по реализацииСтратегии социального развития Вооруженных сил РФ, 2008 г.).

  34. Суртаев, В.Я. Социологическое исследование молодежного досуга: теория, история, практика/ В.Я. Суртаев. – СПб.: Питер. - 2005. – 215с.

  35. Чумоватов, Д.Ю. Культурно-досуговая работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту: сущность и перспективы развития // Военно-психологические исследования: Сб. ст. / Гл. упр. Воспитательной работы ВС РФ; Социологический центр ВС РФ. – М.: 2004. - №4(8). - С.48-59.

  36. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. учеб заведений / И.Г. Шароев. – М.: Просвещение, 1986. – 463с.

  37. Шляхов, А.В. Совершенствование воспитательной деятельности военных учреждений культуры части (гарнизона) / А.В. Шляхов. – Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2002. – 250с.

  38. Шуть, Н.Н. Организация детских праздников / Н.Н. Шуть. – М.: Сфера, 2015. – 128с.

  39. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Н.Н.Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Просмотров работы: 1723