Актуальность данной темы обусловлена тем, что задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте принята, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социально- культурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
Рассмотрим влияние внешней среды на примере предприятия ООО «Аграрные традиции». Компания ООО "Аграрные традиции" зарегистрирована 10 ноября 2005 года. Давлекановском районе расположен в юго-восточной части Республики Башкортостан. Хозяйство находится в предуральской степной зоне.
ООО «Аграрные традиции» Давлекановского района специализируется на двух отдельных отраслях сельского хозяйства, таких как растениеводство и животноводство.
В отросли животноводство ООО «Аграрные традиции» Давлекановского района имеется 1532 количество голов КРС, в том числе коровы-800 голов, молодняк- 729, и лошади 21 количество голов.
Агрофирма имеет 5 животноводческих ферм, где производится молоко и мясо. Численность поголовья дойных коров увеличивается с каждым годом, а на данный момент в стаде 790 голов.
А из продукции предприятие имеет 35053 количеств центнера молока, и 1157 привес КРС. Наибольший удельный вес в стоимости товарной продукции занимает животноводство.
Таблица 3 Структура выручки ООО «Аграрные традиции» Давлекановского района от реализации основной продукции.
Вид продукции |
Выручка от реализации |
в среднем за 3 года |
Место в ранжированном ряду |
|||||||||||
тыс. руб. |
в % к итогу |
тыс. руб. |
в % к итогу |
|||||||||||
2012 г |
2013 г |
2014 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
|||||||||
Зерновые и зернобобовые |
2263 |
471 |
1020 |
18 |
3 |
6,7 |
1251,3 |
8,6 |
5 |
|||||
Подсолнечник |
1513 |
1242 |
1604 |
12 |
7,8 |
10,5 |
1453,0 |
10 |
4 |
|||||
Сахарная свекла |
- |
414 |
476 |
0 |
2,6 |
3,1 |
296,7 |
2 |
6 |
|||||
КРС в живой массе |
1639 |
2288 |
1892 |
13 |
14,4 |
12,4 |
1939,7 |
13,3 |
3 |
|||||
Свиньи в живой массе |
4024 |
7415 |
5805 |
32 |
46,6 |
38,1 |
5748,0 |
39,4 |
1 |
|||||
Лошади |
39 |
109 |
116 |
0,3 |
0,7 |
0,8 |
88,0 |
0,6 |
7 |
|||||
Молоко цельное |
3106 |
3958 |
4322 |
24,7 |
24,9 |
28,4 |
3795,3 |
26 |
2 |
|||||
ИТОГО |
12584 |
15897 |
15235 |
100 |
100 |
100 |
14572 |
100 |
- |
Из таблицы видно, что ООО «Аграрные традиции» Давлекановского района специализируется в основном на производстве животноводческой продукции, которая составляет приблизительно 79%, остальные 21% принадлежат продукции растениеводства. Наибольший удельный вес в составе продукции занимает свиноводство – 39,4%, второе и третье место принадлежит производству продукции скотоводства. Так, в общей структуре выручки выручка от реализации молока составляет 26%, а мяса КРС – 13,3%.
В Давлекановском районе существуют и другие предприятия, с которыми аналогична деятельность ООО «Аграрные традиции». Так как наибольшую долю в структуре конкурентоспособности занимают запасы, то необходимо внедрение системы управления запасами, что позволит в ближайшее время снизить эту часть расходов в себестоимости производимой продукции.
С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий пищевой промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой "АВС", согласно которой запасы необходимо разделить на три группы "А, В и С" в зависимости от их стоимости и степени важности для производства.
На основании изучения преимуществ и недостатков логистических систем управления запасами предлагается следующая схема оптимизации запасов на предприятии.
Таблица 4 Схема оптимизации запасов ООО «Аграрные традиции»
Группа запасов |
Приоритет |
Разработка нормативов |
Система управления запасами |
Группа "А" |
Максимальный |
Используется |
Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня |
Группа "В" |
Средний |
Используется |
Система с фиксированным интервалом времени между заказами |
Группа "С" |
Низкий |
Не целесообразно |
Контролировать раз в месяц, квартал |
Наибольшее внимание необходимо уделить запасам группам "А" и "В", для которых целесообразно разрабатывать научно-обоснованные нормативы. Для запасов группы "В" предлагается использовать систему с фиксированным интервалом времени между заказами, суть которой заключается в том, что заказы производятся в строго равные промежутки времени в текущем периоде. Для группы "А" предлагается использовать систему с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Отличие данной системы от предыдущей в том, что заказы производятся не только с установленной периодичностью, но и при достижении ими страхового уровня, поэтому данная система позволяет не только избежать завышения запасов, но и их дефицит в случае достижения ими порогового уровня. Данная система эффективна при значительных колебаниях в поставке и потреблении запасов.
Агрофирма постоянно совершенствует производственные технологии, что позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и получать хорошие результаты.
Прибыль, получаемая предприятием, направляется в первую очередь на развитие производства: обновляются машинно-тракторный, автомобильный парк, при обретается современная техника и оборудование.
Список литературы:
1 Зарипова Г.М. Японский менеджмент/ Г.М. Зарипова, А.В. Гилязова // Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества (экономика, социология, философия, право) Материалы международной научно-практической конференции. -Саратов,2012. С. 19-20.
2. Зарипова, Г.М. Совершенствование информационных потоков в системе управления организацией средствами логистики / Г.М. Зарипова // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации Материалы международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. С. 40-42.
3. Сираева, Р.Р. Аграрный сектор нуждается в поддержке / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. - С. 116-117.