ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ КИС НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ КИС НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

Братчикова О.М. 1, Тимошина В.В. 1, Голубев А.А. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается Корпоративная информационная система и проблемы ее внедрения на предприятии.По своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку это системы дорогостоящие и сам процесс внедрения занимает много времени. И есмотря на растущую популярность использования КИС, не все так гладко и безоблачно на мировом рынке КИС. Особенно это относится к удовлетворенности заказчиков ходом и результатами внедрения КИС.

КИС – среда информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности.

Роль корпоративных информационных систем (ИС) в управлении компанией за последние годы коренным образом изменилась. С развитием компьютерной техники, программных средств, методов управления информацией менялся и смысл, вкладываемый в это понятие – сейчас корпоративная ИС обеспечивает не только формирование отчетов, но и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (ISA и GAAP). Современные ИС являются сложными интегрированными комплексами, которые включают в себя модули, отвечающие практически за все направления работы современного предприятия:

  • модуль управления финансами;

  • модуль управления запасами;

  • модуль управления складом;

  • кадровая система;

  • модуль управления логистикой и сбытом;

  • система документооборота;

  • маркетинговая подсистема;

  • система управления взаимоотношениями с клиентом.

Таким образом, с точки зрения программных технологий, ИС - это не один, и даже не несколько программных комплексов. Это набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями.

В настоящее время на российском рынке корпоративных информационных систем (КИС) существует достаточно широкий выбор программного обеспечения, претендующего на роль автоматизированных систем управления предприятием. Любой грамотный специалист, работающий в этой области, сможет перечислить не менее полутора десятков подобных систем любого уровня отечественной и зарубежной разработки, начиная с 1С и заканчивая SAP R/3.

Однако тот же самый специалист может подтвердить, что далеко не каждое внедрение системы управления предприятием заканчивается успехом. Действительно, как показывает мировая статистика, только 40-50 из 100 попыток внедрения подобных систем завершаются удачно. Остальные же проекты либо длятся годами, не принося ожидаемого эффекта, либо просто сворачиваются. В России же, как показывает практика, процент удачных внедрений еще ниже. В чем же причина такой ситуации?

На наш взгляд, возникновение подобных проблем обусловлено тремя группами причин, а именно:

  • причины, связанные возможностями и конфигурацией КИС;

  • причины связанны с компетентностью внедренческой команды;

  • причины, связанные с предприятием, на котором происходит внедрение.

Внедрение как технология.

Сегодня внедрение, как специфический вид услуг в области информационных технологий, представляет собой, несмотря на явную эклектику этого словосочетания, инженерно-консультационный процесс. В современном понимании внедрение — это упорядоченные совместные действия поставщика информационной системы и ее потребителя, направленные на ввод системы в промышленную эксплуатацию.

Если говорить о технологии внедрения, то наиболее полно ее отражает тщательно продуманный сетевой график, увязывающий между собой работы по внедрению и требуемые ресурсы. Лучше всего процесс их внедрения представить с помощью так называемой карты внедрения (implementation map). Вот некоторые ее линии:

  • подготовка персонала;

  • подготовка технического обеспечения;

  • подготовка ПО (общесистемного и прикладного, т. е. работа с самой внедряемой системой и ее отдельными модулями);

  • работа с уже имеющимся прикладным ПО (на карте внедрения эта линия обозначена как "Подготовка старого ПО").

Классификация внедренческих проблем.

Рассмотрим наиболее важные составляющие успеха внедрения КИС:

  • понимание внедряющей фирмой бизнес-процессов на предприятии;

  • знание внедряющей фирмой теории и практики учетной и плановой деятельности;

  • наличие на предприятии "оппозиции" (работников, которые сопротивляются внедрению системы) и умение находить с ее представителями общий язык;

  • умение вовремя распознать симптомы, которые делают невозможным внедрение информационной системы на данном предприятии;

  • технологичность внедрения (ее уровень повышается от внедрения к внедрению).

Далее попытаемся классифицировать симптомы "невнедряемости". Каждый источник рассмотрим подробнее:

1. Проблемы, типичные для информационных систем:

  • несоответствие российским принципам бухучета и планирования;

  • неразвитость средств настройки и доработки;

  • отсутствие версий для популярных у нас платформ (например, хорошая в принципе система BPCS реализована только для платформы AS/400);

  • высокие требования к вычислительным ресурсам (на фоне удешевления аппаратных средств эта проблема постепенно теряет свою остроту для всех систем, кроме, может быть, R/3).

2. Проблемы, типичные для внедряющих фирм:

  • непонимание внедренцами бизнес-процессов на предприятии и, как следствие, недостаточная детальность пред проектного обследования;

  • плохое владение средствами настройки и доработки системы (например, когда внедрять берется консалтинговая фирма, а данный процесс внедрения требует программирования);

  • отсутствие понимания того, какой должна быть учетная политика на данном предприятии (это характерно для тех случаев, когда внедрением занимается фирма, ориентирующаяся на "внедрение как программирование", а специалистам в таких фирмах часто не хватает знаний в области бухгалтерского учета и экономического планирования);

  • отсутствие технической поддержки со стороны зарубежного производителя информационной системы (к сожалению, чтобы разобраться с системами такого класса, фирменной документации недостаточно);

  • опора не на тех людей на предприятии (существует опасность спутать истинных сторонников внедрения системы с примкнувшими к ним исходя из конъюнктурных соображений);

  • поверхностное знание методики обследования и, как результат, профанация самой процедуры обследования (например, методология IDEF отнюдь не так примитивна, как некоторым может показаться);

  • неспособность управлять процессом внедрения как проектом (отсутствие технологического подхода к процессу внедрения);

3. Проблемы, типичные для предприятий:

  • враждебное или безразличное отношение рядовых сотрудников к внедряемой информационной системе и к самим внедренцам;

  • наличие на предприятии собственных программных наработок для ЕС ЭВМ или "персоналок" (на FoxPro, Clipper и т. д.) и желание их использовать;

  • отсутствие локальной сети в требуемой конфигурации;

  • использование процесса внедрения в "подковерной" внутризаводской борьбе (если процесс внедрения идет удачно, необходимо вовремя присоединиться к внедренцам, если нет — быть в первых рядах критиков).

Перечисленные проблемы могут быть разнесены по времени и на разных этапах внедрения иметь разный вес. Но нельзя сказать заранее, какая проблема окажется непреодолимой. Например, на начальном этапе можно столкнуться с чрезмерной запутанностью бизнес-процессов. Потом недостаточная квалификация сотрудников внедряющей фирмы в области бухгалтерии и экономического планирования не позволит им аргументированно обосновать необходимость смены учетной и плановой политики на предприятии. Далее возникает проблема необучаемости персонала самого предприятия новым принципам работы. Затем все может упереться в то, что у фирмы, внедряющей систему, нет сильных программистов для проведения ее адаптации, а если они и найдутся, то непреодолимым препятствием вдруг окажется отсутствие описания программного интерфейса или исходных текстов. На заключительных этапах внедрения неожиданно все застопоривается из-за отсутствия на предприятии системных администраторов для сопровождения уже адаптированной системы, чрезмерно-жесткой приемки, нехватки приобретенных рабочих мест или их неправильного распределения по отделам и т. д. Каждая из этих проблем может, образно говоря, "опустить шлагбаум" перед внедрением.

Список используемых источников.

  1. Верников Г. Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — №2

  2. Информационный бизнес портал «Проблемы внедрения КИС» [Электронный ресурс]. – Электронные данные - Режим доступа http://gagarskiy.narod.ru/Articles/kis.htm, (дата обращения 13.12.16).

  3. Информационный портал «Хабрахабра» [Электронный ресурс]. – Электронные данные - Режим доступа http://habrahabr.ru/post/112318/, (дата обращения 13.12.16).

  4. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bankir.ru/technology/article/2268240 (дата обращения 15.12.16).

  5. Свободная энциклопедия Википедия - КИС [Электронный ресурс]. – Электронные данные - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/BTL, (дата обращения 16.12.16).

  6. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9614-2213-9.

Просмотров работы: 868