В 2000 году в Женеве был представлен экспериментальный бензиновый двигатель фирмы SAAB с изменяемой степенью сжатия. Его уникальные особенности позволяют достигать мощности в 225 л.с. при рабочем объеме в 1,6 л. и сохранять расход топлива сравнимого с вдвое меньшим двигателем. Возможность бесшагового изменения рабочего объема позволяет двигателю работать на бензине, дизельном топливе или на спирте [1].
Цилиндры двигателя и головка блока выполнены как моноблок, единым блоком, а не раздельно как у обычных двигателей. Отдельный блок представляет собой также блок-картер и шатунно-поршневая группа. Моноблок может перемещаться в блок-картере. Левая сторона моноблока при этом опирается на расположенную в блоке ось , служащую шарниром, правая сторона может приподниматься или опускаться при помощи шатуна управляемого эксцентриковым валом . Для герметизации моноблока и блок-картера предусмотрен гофрированный резиновый чехол [2].
Степень сжатия изменяется при наклоне моноблока относительно блок-картера посредством гидропривода при неизменном ходе поршня. Отклонение моноблока от вертикали приводит к увеличению объема камеры сгорания, что вызывает снижение степени сжатия [1,2].
При уменьшении угла наклона степень сжатия повышается. Максимальная величина отклонения моноблока от вертикальной оси – 4%.
На минимальной частоте вращения коленчатого вал и сбросе подачи топлива, а также при малых нагрузках, моноблок занимает самое нижнее положение, в котором объем камеры сгорания минимален (степень сжатия – 14). Система наддува отключается, и воздух поступает в двигатель напрямую.
Под нагрузкой, за счет поворота эксцентрикового вала, шатун отклоняет моноблок в сторону, и объем камеры сгорания увеличивается (степень сжатия – 8). При этом сцепление подключает нагнетатель, и воздух начинает поступать в двигатель под избыточным давлением.
Рис.2 Изменение подачи воздуха в двигатель SAAB при различных режимах:1 – дроссельная заслонка; 2 – перепускной клапан; 3 – сцепление; а – на малой частоте вращения коленчатого вала; б – на нагрузочных режимах
Оптимальная степень сжатия рассчитывается блоком управления электронной системы с учетом частоты вращения коленчатого вала, степени нагрузки, вида топлива и др. параметров.
В связи с необходимостью быстрого реагирования на изменение степени сжатия в данном двигателе пришлось отказаться от турбокомпрессора в пользу механического наддува с промежуточным охлаждением воздуха с максимальным давлением наддува 2,8 кгс/см2 [2].
Расход топлива для разработанного двигателя на 30% меньше, чем у обычного двигателя такого же объема, а показатели по токсичности отработавших газов соответствуют действующим нормам.
На будущем кроссовере Infiniti представит первый серийный двигатель с изменяемой степенью сжатия.
Новый двухлитровый турбомотор получил коленчатый вал, на который надето коромысло. Слева к нему крепится шатун, справа — рычаг, управляемый электромотором. Движение рычага меняет положение шатуна относительно коленчатого вала и физически изменяет степень сжатия — от 8:1 (для высокой производительности) до 14:1 (для высокой эффективности).
Новый мотор на 27 процентов эффективней 3,5-литрового бензинового V6. Также, в производстве он будет дешевле, чем турбо-дизеля{3}.
Двигатель сможет работать максимально эффективно во всем диапазоне оборотов и нагрузок, всегда находясь на грани детонации и при идеальном угле опережения зажигания
Библиографический список
Системы изменения степени сжатия // http://ustroistvo-avtomobilya.ru URL: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/dvigatel/sistemy-izmeneniya-stepeni-szhatiya-dvigatelya/ (дата обращения: 26.08 2016).
Двигатель Saab с изменяемой степенью сжатия // http://kovsh.com URL: http://kovsh.com/library/news/autocompanies_news/dvigat_saa_s_izmeniae_stepen (дата обращения: 26.08 2016).
Первый серийный двигатель с изменяемой степенью сжатия // http://quto.ru URL: http://quto.ru/journal/events/69079/ (дата обращения: 26.08 2016).
В.П.Алексеев, В.Ф.Воронин, Л.В.Греков и другие Двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1990. 284 с.