ОБЗОР РЫНКА ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЗОР РЫНКА ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ

Яременко Р.П. 1, Волков Е.А. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Количество автомобилей с дизельным двигателем на российском рынке начало сокращаться. Жаль, но столь малая доля машин на тяжелом топливе в России связана с несколькими довольно объективными факторами.

График 1 - Доля дизельных машин от общего числа автомобилей в РФ

Схема 1 - Доля рынка дизельных автомобилей по ФО. [2]

По итогам исследования продаж за первые полугодие текущего года автомобили с дизельными моторами составляют 7,4% от общего количества легковых машин в России (схема 1).

Так, если проводить анализ на территории РФ по Федеральным округам, то наибольшая доля дизельных автомобилей зафиксирована в Дальневосточном ФО, в котором она равна 11%. Это обусловлено высокой долей продаж внедорожников и кроссоверов, на большинство которых устанавливаются дизельные двигатели. Но стоит также отметить, что сам рынок новых легковых автомобилей в ДФО очень мал и в первом полугодии нынешнего года составил менее 6 тыс. единиц. [3]

В Центре и на Северо-Западе страны доля рынка дизельных автомобилей также выше, чем в среднем по России (7,4%), имея практически идентичные показатели (9,3% и 9,4% соответственно). В остальных федеральных округах она ниже. При этом в Южном ФО (7,2%) доля «дизелей» очень близка к среднероссийскому показателю. В Сибири она составляет 6,5%, на Урале – 5,8%. В Поволжье этот показатель еще меньше (4,8%). А наименьшая рыночная доля новых дизельных легковых автомобилей зафиксирована в Северо-Кавказском ФО (2,6%). [3]

В целом же продажи новых легковых автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, по итогам первого полугодия 2016 года составили в России 42,2 тыс. единиц, что, повторимся, соответствует 7,4% от общего объема рынка.

Данную информацию предоставило аналитическое агентство «Автостат». Цифра весьма показательна. Дело в том, что до сих пор доля дизельных автомобилей в России хоть и незначительно, но все же росла. Если, например, в 2007 году она составляла менее 3% от всех продаж, то в 2010-м превысила отметку в 5%, а по итогам 2014 года почти достигла показателя 8% (график 1).

График 2 - Доля дизельных авто в некоторых странах на 2016 год.

И вот в нынешнем году мы видим откат по продажам дизельных машин. Очевидно, что на рынке в настоящее время кризис, который также внес свой вклад в сокращение доли продаж моделей на тяжелом топливе. Но цифры говорят нам следующее: в отличие от Европы, где в среднем дизельные машины занимают более половины сбыта, а в некоторых странах и вовсе превышают 70% (график 2), в России они по-прежнему не пользуются особым спросом. С чем все-таки это связано и может ли ситуация измениться в будущем?

График 3 - Бренды с наибольшей долей дизельных автомобилей в России.

Главные потребительские плюсы дизельных автомобилей можно свести к двум основным пунктам. Во-первых, они имеют меньший расход топлива (обычно на 20–30% меньше, чем бензиновые). Проведя несложный подсчет видим, что бака топлива хватит уже не на 500 км., а на все 700! Заправляться придется в среднем на 1/3 реже. Во-вторых, этот двигатель более тяговитый на низких оборотах, имеет больший крутящий момент, то есть проходимость и динамика дизельных машин, по идее, выше, чем у авто с бензиновым мотором. [4] Дизельный двигатель более тяжелый, крепкий и дорогой в сравнении со своим бензиновым собратом. Однако, он способен с легкостью проехать 300000 км. без какого либо ремонта. Это практически полный срок службы автомобиля! [1]

Однако в российских условиях не все так гладко, на указанные преимущества находятся и объективные недостатки дизельных двигателей. Начать даже с того, что подобные модификации дороже, обычно их цена минимум на 10–15% выше. Стоимость обслуживания дизеля также может влететь в копеечку: межсервисный пробег у таких моторов меньше, да и работы по обслуживанию и ремонту более трудоемки и потому стоят весомых денег. Все это чаще всего перекрывает экономию, достигнутую на меньшем расходе топлива. Нужно действительно часто ездить на дальние расстояния, чтобы приобретение дизельного авто окупилось с лихвой. [6]

Другая головная боль владельцев таких машин – качество Российского топлива. Качественная дизельная заправка гарантирована, считай, только в крупных городах. В регионах же можно «хлебнуть» такого топлива, что дорогому мотору потребуется и весьма дорогой ремонт. [7]

Значимой угрозой для дизеля в России являются и холодные российские зимы. Как известно, дизельное топливо подвержено замерзанию. И, хотя современные автомобили имеют всевозможные подогревы форсунок и прочие решения, которые вроде бы гарантируют бесперебойную работу мотора даже в самую холодную погоду, потенциальная угроза не завестись в мороз для дизеля все же существует. [2]

Но все же, вернемся к Европе. Почему там дизелю удалось завоевать главенствующие позиции? Немаловажным фактором является то, что в европейских странах климат в основном мягче – морозы практически исключены в той же Италии, Испании или Франции. Второй важный момент – цены на топливо выше, чем у нас. Поэтому уже является привлекательнее экономия дизельных моторов. Ну, и качество этого топлива там кратно выше. Более того, дизельное топливо там стоит меньше, чем бензин, что должно быть по определению, ведь солярку произвести проще и дешевле. В России же из-за дефицита дизтоплива происходит парадоксальная ситуация, когда на заправках солярка оказывается дороже даже самого качественного бензина.

Но главное – в Европе распространение дизеля поддерживается государством. Считается, что дизельные моторы наносят меньший вред экологии, поэтому для их владельцев предусмотрены налоговые льготы. А там, где их нет, например в Швейцарии, продажи дизелей явно слабее, чем в соседних государствах. [8]

Впрочем, стоит отметить, что Россия не единственная страна, где дизели не в приоритете. Очень малую долю продаж такие моторы занимают и в США, причиной тому является дешевое топливо, соответственно и потребителю нет смысла думать о его экономии.

Удивительно, но мало распространены дизельные машины среди частных пользователей и в Японии, хотя цены на бензин там сопоставимы с высокими, Европейскими. Оказывается, японцы полагают, что дизели вредят здоровью, в частности, их выхлопы вызывают рак легких. Так это или нет – вопрос открытый, неопровержимых научных доказательств более вредного влияния солярки, нежели бензина, на здоровье пока нет. Однако некоторые ученые и медики, в том числе в Европе, указывают на повышенный вред дизельных выхлопов для человеческого организма. [2]

Кстати, японские потребительские предубеждения напоминают проблемы с имиджем дизеля среди россиян, в представлении которых дизельный мотор – это что-то громко тарахтящее, вибрирующее, выбрасывающее в атмосферу сизый дым, не заводящееся зимой. Хотя современные дизельные авто уже давно работают тихо, бесшумно и ничем не напоминают трактор или строительную технику.

В итоге можно сказать, что покупка именно дизельного автомобиля для россиян как была, так и остается сложной задачей, подкрепленной постоянными страхами и предубеждениями. Автомобиль с каким двигателем выбрать - ответ на вопрос кроется во взвешивании всех плюсов и минусов каждого из них, а также условий дальнейшего использования автомобиля. Бесспорно, дизели - замечательные двигатели, технологии по их улучшению никогда не стоят на месте. Остается лишь надеяться на улучшение условий для их работы в нашей стране, как минимум за счет улучшения качества дизтоплива, а также за счет поддержки государства. Да и вообще, глядя на страны Европы, очевидно, что нам еще есть куда развиваться в данной отрасли.

Список использованной литературы

1. Дизель и дизель // Бисойл URL: http://www.bisoil.ru/green-diesel.html (дата обращения: 30.10.16).

2. Дизельный откат // Автостат аналитическое агентство URL: https://www.autostat.ru/articles/22837/ (дата обращения: 30.10.16).

3. Доля дизельных легковых автомобилей на рынках федеральных округов // Автостат аналитичиское агентство URL: https://www.autostat.ru/infographics/26626/ (дата обращения: 15.11.16).

4. Дизельный автомобиль: плюсы и минусы // Автостат аналитичиское агентство URL: https://www.autostat.ru/articles/17057/ (дата обращения: 15.11.16).

5. Как экологические нормы двигают прогресс автопрома // За рулем.рф URL: http://www.zr.ru/content/articles/809243-kak-ekologicheskie-normy-dvigayut-progress-avtoproma/ (дата обращения: 15.11.16).

6. Продлить жизнь турбодизеля // Автозапчасти URL: http://www.autozap.biz/news/articles/prodlit_zhizn_turbodizelya/ (дата обращения: 15.11.16).

7. Коваленко В.Г.,Зоря Е.И., Фролов Ю.Н. Экологическая безопасность в системах нефтепродуктообеспечения и автомобильного транспорта. - М.: ЛитНефтеГаз, 2004. - 166 с.

8. Одинокова И.В. Метод определения экологической эффективности наземных транспортных средств // Строительные и дорожные машины. - 2016. - №2. - С. 34-39.

Просмотров работы: 504