DSG работает следующим образом: ведущий диск сцепления, вращающий мотор, находится между двумя ведомыми дисками, которые связаны с коробкой. Один диск соединен с валом с шестернями нечетного ряда передач, а другой диск, наоборот, с валом четных передач. Валы дисков сцепления расположены на одной оси подобно матрешке, внутри друг друга.
Когда автомобиль начинает движение, к ведущему диску прижимается, только диск с нечетным рядом передач, и начинается старт на первой передаче. В это время уже на четном ряду включается уже вторая передача, и когда необходимо переключиться наверх, то от ведущего диска отсоединяется «нечетный» и быстро присоединяется «четный». Пока он работает, в свою очередь, на нечетном ряду включается уже третья передача и так далее. Переключения происходят очень быстро, даже самый опытный и умеющий правильно переключаться на механической коробке водитель, не сможет сделать это быстрее. [2]
Неисправности и проблемы характерные для DSG
Все кто использовали автомобили с такой коробкой, уже знают, что самой распространенной проблемой являются толчки при переключении передач. Диски сцепления смыкаются слишком резко, поэтому автомобиль дергается. Ещё встречаются такие симптомы как: скрежет, лязг и потеря тяги в движении.
Главная проблема DSG-это сухое сцепление. Оно быстро изнашивается, а все это происходит из-за некорректных алгоритмов мехатронного блока, который управляет работой коробки. Другими неисправностями бывают: изредка изнашиваются втулки валов и вилка выключения сцепления, отходят контакты соленоидов, налипает грязь на датчики.
Ещё одним недостатком роботизированной коробки передач, характерен только для стран, где климат жаркий и влажный, коробка вдруг внезапно отпускала сцепление. Причиной оказалось синтетическое трансмиссионное масло, которое через уплотнения просачивалось внутрь мехатронного блока, где была другая жидкость, тем самым это вызвало замыкание и естественно поломку агрегата. Чтобы заменить синтетику на обычное минеральное масло, концерн Volkswagen организовал отзыв своих автомобилей в количестве 1млн. 600 тыс. [3]
Плюсы и минусы.
DSG комфортнее МКПП, экономичнее и дешевле АКПП. Главным минусом является задержка при переключении передач, при движении на трассе это влияет на динамику разгона и управляемость автомобиля.
Ремонт роботизированных коробок передач производится далеко не везде, только на специализированных СТО и квалифицированными специалистами, запчасти и сам ремонт таких трансмиссий стоит недешево. Надежность DSG, уступает механической коробке передач, в связи со сложностью конструкции. Чем проще, тем надежнее.
Признаки неисправности DSG.
Загорание лампочки Check Engine;
Странные звуки при работе трансмиссии;
Отсутствие должной реакции на переключение передач;
Утечка трансмиссионной жидкости;
Пробуксовка сцепления;
Рывки при включении передачи на фоне плавного разгона;
Внезапное отключение трансмиссии и самопроизвольная остановка автомобиля. [4]
Правильная эксплуатация DSG.
Управление автомобиля с коробкой DSG не чем не отличается от автомобилей, оборудованных автоматом или вариатором. Даже рычаг переключения, своим внешним видом схож с другими. Прогревать автомобиль с роботизированной КПП можно на нейтральной передаче, температура коробки даже при таком режиме прогрева достигнет установленного значения, но лучше это делать уже в процессе движения. Для этого достаточно проехать спокойно, без резких рывков, и примерно около 1 километра после начала движения. В отличие от автомата, на роботе можно буксовать, и эта коробка при этом не сломается.
При медленном движении в пробках, рычаг нужно переводить в положение нейтральной передачи, потому что стоит не забывать, что DSG как МКПП. Когда мы в пробке стоим, а передача включена, то сцепление находится во включенном, выжатом состоянии, из-за этого изнашиваются корзина сцепления, ведомый диск и выжимной подшипник.
Перед тем как заглушить двигатель, надо перевести рычаг в режим парковки.
Обязательным правилом эксплуатации автомобиля с РКПП является включение ручника при постановке автомобиля на длительную стоянку.[5]
В итоге можно сказать, что воплощение в жизнь такого устройства оказалось сложнее, чем казалось на самом деле. Инженеры разработали новейший аналог механической коробки передач. С одной стороны у них получилось, они сделали механику, но с упрощенной системой управления, как у автомата и вариатора. Но с другой стороны, все-таки до надежности механики ещё далеко, нужно много работать. Перспективы есть, и я думаю со временем, научившись на прошлых ошибках, инженеры усовершенствуют DSG.
Список литературы
1. М. Мурашко. Коробка DSG// Авторемонт. 2012. №10. С.36-37.
2. Как работает DSG? // kolesa.ru URL: http://www.kolesa.ru/article/chto-ne-tak-s-korobkoj-dsg-2014-08-13 (дата обращения: 12.11.16).
3. И. Козлов. Автоматические, преселективные DSG, вариаторы // АБС-Авто.2013. №9. С.50-57.
4.Роботизированная коробка передач// zet-avto.ru URL: http://zet-avto.ru/robotizirovannaya-korobka-peredach (дата обращения: 12.11.16).
5. Как пользоваться роботом // za-rulem.org URL: http://za-rulem.org/driving/ispolzovanie-kpp/kak-polzovatsya-variatorom-robotom.html (дата обращения: 12.11.16).