О САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Долаков Т.Б. 1
1Академия ГПС МЧС России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной причиной высокого уровня социально-экономических потерь от пожаров, и одновременно следствием «отраслевого отношения» к проблеме, является отсутствие системного подхода к процессам обеспечения пожарной безопасности жизнедеятельности, т.е. к управлению (вынужденной организации) и самоорганизации деятельности всех членов общества в этой области.

В первую очередь эток касается задач предотвращения и тушения пожаров в жилом секторе, особенно в сельской местности, которые до настоящего времени не решены. Статистика свидетельствует, что более 70% пожаров возникает в жилых домах, следовательно, можно предотвратить их возникновение и сократить потери от них, опираясь на новейшие методы и средства противопожарной защиты (извещатели, самоспасатели и т.д.), пожарной профилактики (обследование объектов) и противопожарной пропаганды [1-3].

В настоящее время для повышения уровня защиты населения от пожаров Федеральным законом № 100 «О добровольной пожарной охране» предложено возродить добровольные пожарные формирования (ДПФ). Создание добровольной пожарной охраны имеет цель снижения числа пожаров и потерь от них в наиболее незащищенных сферах деятельности, а именно - в сельских населенных пунктах. При этом одной из основных задач добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности, наряду с тушением пожаров, является осуществление профилактики пожаров [4].

Ст.25 69-ФЗ «О пожарной безопасности» гласит: «…целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной информации…, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Данную работу обязаны проводить органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации». Однако до настоящего времени, обучение мерам пожарной безопасности населения (в частном и ведомственном жилом секторе), как требует 69-ФЗ «О пожарной безопасности» практически не осуществляется [5].

Рис.1 - Сезонные изменения причин и мест возникновения пожаров

Ст. 11 ФЗ-100 «О добровольной пожарной охране» предусматривает, что «…финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления...» [4]. Это ещё одно доказательство бессистемности ФЗ-100, т.к. денег у органов местного самоуправления постоянно не хватает (не только на пожарную безопасность), а взносов и пожертвований на эти цели не дождался ещё никто!

Статистика показывает, что количество пожаров, которое может «профилактировать сам объект», составляет более 75% от общего количества, поэтому, предлагается, помимо «возрождения» ДПФ и обучения их членов методам противопожарной обороны, пожарной профилактики и пропаганды, делегировать в ДПФ некоторые функции государственного пожарного надзора (ГПН), а именно - проведение контрольных обследованийобъектов промышленности и жилья, увеличив при этом их частость (вместо ежегодных - 1 раз в квартал, т.к. налицо сезонная зависимость причин, мест возникновения и последствий пожаров – рис.1).

Это позволит, во-первых, разгрузить инспекторов ГПН, оставив за ними только плановые обследования (ДО – 1 раз в 3 года) и подняв их качество, за счет участия в них ДПФ, а во-вторых, и это - главное, реализовать надзор за жилым сектором, где происходит более 70% пожаров [5].

Рис.2 – Источники пожаров и последствий от пожаров в жилом секторе

Принимая во внимание, что из-за количества и качества потребляемой электроэнергии, газа и угля в жилом секторе сельских районов Юга России, возникает более 70% пожаров и свыше 80% ущерба (рис.2 – приборы и предметы быта), необходимым и достаточным для обеспечения пожарной безопасности жилья, является применение электро-газосчетчиков-извещателей, которые позволяют измерять и подавлять пожарно-энергетический вред и пожары, возникающие из-за него [6,7].

Однако, для организации внедрения электро-газосчетчиков-извещателей в каждом жилом доме с помощью ДПФ и энергосбытовых организаций, необходимы значительные финансовые средства. Поэтому, предложено создать систему налогообложения для всех объектов (физических и юридических лиц), путем введения адаптивного пожарно-энергетического налога (АПЭН), величина которого для каждой административно-территориальной единицы (АТЕ) должна зависеть от текущих вероятностей пожаров, происходящих от электрических и газовых приборов, умноженных на тарифы оплаты за указанные энергоресурсы и на их фактическое потребление каждой семьей и каждым юридическим лицом [2,3]:

где Тi - соответствующие тарифные ставки в АТЕ за энергоресурсы, Vi - фактически потреблённый объем энергоресурсов (кВт/ч, кубометр и т.д.) за период налогообложения, Pi - текущие вероятности пожаров в АТЕ от приборов, использующих энергоресурсы, КАТЕ - «коэффициент адаптивности», который при начале внедрении АПЭН равен 1, а затем увеличивается, снижая тем самым налог, синхронно с повышением пожарной безопасности населения в конкретной АТЕ.

Таким образом, вводя и оптимизируя АПЭН, величина которого изменяется для физического и юридического лица в соответствии с произведенной (потребленной) пожарной опасностью (защитой), и, аналогично распределяя средства «внутри инфраструктуры», где налогооблагаемая база «живет и функционирует», получим эффективную систему финансирования противопожарных мер и ДПФ. Существенным при этом с точки зрения самоорганизации является то, что АПЭН может быть только "местным налогом", а не федеральным, т.к. зависит от конкретной "пожарной инфраструктуры" АТЕ [1-3].

Литература

1. Баранов П.П., Белозеров В.В., Гаврилей В.М., Любимов М.М., Топольский Н.Г. О стратегии развития науки и инноваций с точки зрения безопасности жизнедеятельности //«Глобальная безопасность» - 2008. - № 1, с.144-151.

2. Белозеров В.В., Олейников С.Н., Пащинская В.В. О синергетике экономики и права при обеспечении безопасности жизнедеятельности - «Системный синтез и прикладная синергетика»: мат-лы 4-й между-нар.науч.конф. ССПС-2011, 11-13.10.2011, Пятигорск/- Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011, с.183-194

3. Белозеров В.В., Болдырев О.Н. К проблеме противопожарного страхования – в сб.мат-лов Межд.науч.-практ.конф. «Строительство-2006», Ростов н/Д, РГСУ, 2006, с.381-384.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" – М.: Российская газета, № 5474 от 11.05.2011 г.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"/с изменениями и дополнениями 31.12.2010 – М.: Российская газета, № 297 от 31 декабря 2010 г.

6. Бахматская Л.С., Олейников С.Н., Периков А.В. Синтез аспирационного и термомагнитного методов выделения и подавления пожарно-энергетического вреда в автоматизированную систему обеспечения безопасности жилого сектора // Электроника и электротехника. — 2016. - № 2. - С.24-30. DOI: 10.7256/2453-8884.2016.2.20898. URL: http://e-notabene.ru/elektronika/article_20898.html

7. Белозеров В.В., Долаков Т.Б., Олейников С.Н., Белозеров Вл.В. О безопасности и энергосбережении в индивидуальных жилых домах //Повышение международной конкурентоспособности российской инновационной продукции и технологий предприятий Ростовской области: сб. науч. тр. I Междунар. научно-практ. конф. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2016. С. 34-40.

 

5

 

Просмотров работы: 395