ТЕОРИЯ МАСС-МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА Ж. БОДРИЙЯРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИЯ МАСС-МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА Ж. БОДРИЙЯРА

Кульпина П.В. 1
1Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в гуманитарных исследованиях поднимается мысль, что многие общественные процессы так или иначе подчинены воздействию масс-медиа. В этой связи важно отметить, что масс-медиа – достаточно неоднозначный феномен современности, и его многоаспектный анализ представляет одну из основных задач современной науки. Данная проблема поднималась в работах одного из ключевых исследователей постмодернистского общества– французского философа Жана Бодрийяра. На наш взгляд, в творчестве ученого наиболее удачно представлена характеристика масс-медиа, и обозначен огромный комплекс проблем, связанных с этим явлением. Таким образом, цель нашей работы – проанализировать теорию масс-медиа в творчестве Ж. Бодрийяра и дополнить созданную им концепцию.

Вначале стоит отметить, что сам философ обозначает трудность в постижении данной проблемной области. Он пишет: «теории масс-медиа не существует и «революция масс-медиа» до сих пор остается эмпиричной и мистической» [1]. Из этого следует, что данный феномен является недостаточно оформленным в русле гуманитарного знания и нуждается в глубоком теоретическом осмыслении, к чему и призывает философ.

Чтобы лучше понять данный феномен, следует обратиться к контексту эпохи. Безусловно, масс-медиа являются производными «общества потребления», осмыслением которого в своих трудах и занимается Бодрийяр. Характерная черта данного общества – размывание социально-классовой структуры, конформизм и компромисс масс [4]. Общество потребления также отличается приоритетом производства нематериальных продуктов и услуг, которые транслируются масс-медиа. В этой связи философ подчеркивает поистине «вселенский» характер медийных средств [3]. Таким образом, роль, которую выполняют масс-медиа в современном обществе, действительно, трудно переоценить.

Подлинной функцией любого средства масс-медиа является не трансляция информации, а переинтерпретация медиа-материала в соответствии с определенными интересами правящих элит, согласно Ж. Бодрийяру. Суть развития масс-медиа — навязывание моделей. Изучаемые средства тратят большие усилия на то, чтобы поддержать симуляцию социального, без которой невозможно добиться нужных результатов воздействия [2].

Кроме того, дополняя реальность рецепиента, масс-медиа транслируют определенные ценностные установки, которые конструируют облик современной культуры в целом. Так, отмечает философ, в основе культуры общества стоят артефакты, которые произведены в ходе технической манипуляции медиума [5]. Из этого следует, что все общество оказывается под влиянием лжесобытий, которые уничтожают подлинную реальность.

Таким образом, в концепции Ж. Бодрийяра медиа-продукты предстают в качестве антипроводника культуры, разрушающего явления современности. Современные медиа-средства превратили человека в инертного потребителя, который отстранен от общественных процессов и у которого нет необходимости в диалоге. В связи с этим необходимо изучать и освещать масс-медиа и негативные последствия их влияния на общество.

Литература

  1. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика: Альманах Рос.-франц. центра социологии и философии Ин-та социологии РАН. — М.: Ин-т эксперим. социологии, 1999. — С. 113.

  2. Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации Текст // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов / под ред А. Усманова. Минск:Краско-принт,1996. — С. 43.

  3. Бодрийяр Ж. Зеркало терроризма // Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. — С. 111-120.

  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. — С. 164

  5. Маслин М., Миронов В. Философия. Учебник для вузов / под общей ред. В. Миронова. — М: Норма, 2008. — С.74.

Просмотров работы: 838