ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. И большинство, в числе которых выпускники, их родители и даже некоторые учителя относятся к нему очень негативно. Это касается и экзамена по биологии. Но стоит всё-таки знать, что Единый государственный экзамен по биологии проводится в целях определения уровня биологической подготовки выпускников и их отбора для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован как на профильный, так и на базовый уровень Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

Мы рассматриваем единый государственный экзамен как средство управления качеством образования. За время участия в нем мы убедились не только в объективности получаемых результатов, но и в том, что эта новая форма - действенный метод повышения эффективности обучения. Единый государственный экзамен аттестует не только школьников, но, в известном смысле, характеризует и работу педагога. Учителя и ученики начинают более серьезно и ответственно относиться к своей деятельности [4].

Биологическое образование как один из важнейших компонентов системы общего образования участвует в формировании научного мировоззрения, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологической грамотности школьников, их общекультурной подготовке. Эти важные вопросы отражаются в итоговой аттестации ЕГЭ, которая представлена в форме контрольных измерительных материалов (КИМ). Экзаменационные задания содержат сведения о достижениях науки в биологии на современном этапе: молекулярной биологии, генной и клеточной инженерии, а также вопросы сохранения биоразнообразия как основы устойчивого развития биосферы, экологических закономерностях и глобальных изменениях на планете и др. Это свидетельствует о том, что требования к подготовке по биологии достаточно высоки, что особенно важно в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.

Экзаменационная работа также содержит задания, которые контролируют освоение материала практического характера: агротехнические приемы выращивания растений; обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов; профилактика приобретения вредных привычек; профилактика нарушения осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.

В экзаменационную работу включены задания проблемного характера, которые проверяют общеучебные умения выпускников, их информационную компетентность: умения работать с рисунками и текстом, извлекать из них необходимую информацию, находить в тексте ошибки, исправлять их, давать верный ответ; умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях, что соответствует также концептуальным идеям ФГОС.

Экзаменационная работа ЕГЭ состоит из трех частей (1, 2, 3), которые различаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий. Задания в экзаменационной работе проверяют усвоение содержания курса биологии на различных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком, что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовки по предмету. В экзаменационной работе представлены задания разного типа: с выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким ответом на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений, а также задания с развернутым ответом.

По уровню сложности задания распределяются следующим образом.

I. Задания базового уровня с выбором одного верного ответа (А1 – А26). Анализируя выполненные задания можно прийти к тому, что наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6 – 8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения.

II. Задания повышенного уровня: а) с выбором одного (А27 – А36) или нескольких (В1 – В3) верных ответов; б) на установление соответствия объектов, процессов, явлений (В4 – В7); в) на определение последовательности биологических процессов и явлений (В8); г) с развернутым ответом (на два элемента) практико-ориентированного характера (С1). Анализ результатов выполнения заданий части В позволяет констатировать, что из трёх типов наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия. Они требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и умений проводить определённые мыслительные операции.

III. Задания высокого уровня с развернутым ответом (на 3 элемента и более) (С2 – С6). Большинство трудностей в части С связаны с недостаточным пониманием структуры и функционирования наследственного материала: структура ДНК, принцип комплементарности, экспрессия генов, функциональная зависимость структуры ДНК и строения белков, свойства генетического кода, поведение хромосом и ДНК при делении клеток.

Задания в вариантах ЕГЭ расположены по нарастанию трудности.

В 2016 году в Самарской области ситуация результатами по биологии немного ухудшились - выпускников, не сумевших достигнуть даже минимума баллов стало больше, чем в 2015 году [1].

Предмет

Количество участников ЕГЭ

Количество 100 - балльников

Доля (%) участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Биология

1840

1866

3

0

7,5

10,1

Таким образом, экзаменационная работа содержит задания, которые в полном объёме контролируют знания и умения учащихся по биологии, соответствующие общеобразовательной подготовке выпускников, зафиксированные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основной и средней (полной) школы. Используемые задания разного уровня сложности позволяют дифференцированно оценить достижения экзаменуемых, проверить выполнение ими определенных учебных действий и сформированность не только знаний, но и разнообразных умений как интеллектуального, так и практического характера. КИМ ЕГЭ по биологии не выходят за пределы государственных требований, предъявляемых к содержанию биологического образования. Количество заданий в каждом варианте позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии и обеспечить достаточное количество проверяемых элементов содержания на различных уровнях сложности.

Литература

1. Информация о проведении и результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена в Самарской области в 2016 году [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.educat.samregion.ru/ЕГЭ-2016.docx (дата обращения: 19.01.2017).

2. Вершкова Г.Ф. Государственная итоговая аттестация как элемент системы качества образования // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК И ППРО ТО". 2014. – № 1 . – С. 24-25.

3. Колегаева Е.М. ЕГЭ 2014: результаты и пути совершенствования порядка проведения государственной итоговой аттестации школьников // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 4(69). С. 67-76.

4. Мишакова В.Н. ЕГЭ - средство управления качеством биологического образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2009. – № 2 . – С. 76-81.

Просмотров работы: 587