образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике» [6]. Таким образом, на преподавателей ложится ответственность по выявлению в каждом ребенке живого интереса к познанию и освоению окружающего мира, пробуждению в нем творческой деятельности, выявлению тех областей деятельности, где он может максимально раскрыть свои потенциальные возможности [3].
Одним из многочисленных приемов, решающих вышеописанные задачи, является предметная олимпиада.
Проведение олимпиад имеет множество преимуществ как непосредственно для ученика, так и для преподавателя и образовательного учреждения:
позволяет выявить наиболее способных обучающихся по данной дисциплине;
создает условия для реализации способностей и интересов обучающихся;
привлекает обучающихся к научно-практической деятельности;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес обучающихся к изучению предмета;
дает возможность ученикам и учителям защитить честь своей школы;
позволяет каждому участнику получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить дополнительным «козырем» при поступлении в ВУЗ [3,4,5].
По усмотрению организаторов, победа на олимпиаде позволяет школьнику почувствовать свою экономическую значимость. Например, в 2008 году за третье место давали около 30 тыс. руб. Затем обычно поощряют на региональном уровне, городском и даже школьном, в зависимости от бюджетов [4]. Также есть возможность официально попутешествовать за счет школы, так как финалы Всероссийской олимпиады проходят в разных городах. На сегодняшний момент вузы получили право формировать свои собственные перечни олимпиад, по которым будут предоставляться льготы. При этом сохраняется и прежнее право давать льготы по уровням олимпиад. Каждый вуз будет поступать по своему усмотрению, и чем конкретно это обернётся для абитуриентов сейчас сказать сложно [2].
Для успешного осуществления образовательной функции предметной олимпиады нужно помнить, что подготовка обучающихся к ней это не только результат их самостоятельной деятельности, но и слаженная, эффективная и педагогически обоснованная деятельность преподавателя для подготовки к олимпиаде. К сожалению, методической системы по подготовки обучающихся к данному мероприятию нет, поэтому каждая школа, каждый преподаватель составляет собственную систему подготовки. Мы же можем предложить примерные составляющие предолимпиадной подготовки:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной или научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в различных этапах соревнования под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении [3].
Как было уже сказано, из-за ограниченного количества аудиторных часов, первоочередной задачей на уроках является освоение базовых знаний, что чаще всего лишает обучающихся получить на уроке дополнительную информацию, не позволяет практическое использование полученных знаний или подготовки к олимпиадам. Поэтому посещение дополнительных мероприятий и деятельность по самоподготовке крайне необходима для желающих участвовать в олимпиаде.
При значительном количестве преимуществ мнение об олимпиадах неоднозначно. Так многие российские ВУЗы, куда поступили олипиадники, показывают неблагоприятную статистику. По этим данным, в 2009 (году первую сессию в вузах «завалило» почти в два раза больше олимпиадников, чем высокобальников ЕГЭ [1]. Чаще всего причина кроется в неправильной подготовке или проведении олимпиад. Ректор Российского университета дружбы народов В.М.Филиппов в интервью РИА Новости говорит: «этот год показал, что нам надо более серьезно относиться к так называемым вузовским олимпиадам. Потому что к нам приносили документы в массовом порядке участники и победители олимпиад лучших российских вузов, а по ЕГЭ у них был низкий балл. Например, победитель олимпиады по английскому языку, а по госэкзамену у него 33 балла. Это означает, что олимпиады во многих учебных заведениях не объективны. А ведь мы стараемся доверять другим вузам» [1].
Неправильная подготовка к олимпиаде подразумевает не только недостаточную информированность по какой-либо дисциплине, но и также решение однотипных заданий без возможности практического применения знаний по предмету. В таких случаях в школе большая часть времени посвящается подготовке к олимпиаде и изучению процесса решения заданий, в результате чего участники показывают очень высокие результаты, в то время как знания у них были весьма поверхностные.
Олимпиада дает возможность талантливым детям достичь больших профессиональных успехов. Тем не менее, зачастую из-за незнания процесса прохождения олимпиады многие ребята занимают места ниже, чем заслуживают.
Еще одним не маловажным минусом олимпиад является то, что часть олимпиадников забрасывает все остальные предметы для подготовки к олимпиаде. В разговоре с такими людьми периодически замечаешь вопиющие пробелы в их элементарных школьных знаниях. Зато свой предмет они уже в школе знают на уровне второго курса университета [4]. Когда они приходят в вуз, то не могут перестроиться на долгую методичную работу по многим направлениям при отсутствии такой видимой цели, какой был для них финал олимпиады.
Многолетняя практика подготовки и участия школьников в олимпиадах различных образовательных областей показала необходимость серьезной и систематической работы учителя с одаренными детьми. Участие в жюри олимпиад различного уровня показало, что участники нередко – это школьники, хорошо успевающие по предмету. Отбор по принципу: «имеешь отлично по предмету – будешь участвовать в олимпиаде». Такой подход педагогически не верен. Ученик должен глубоко интересоваться предметом, любить его, а учитель – в системе вести к победам [6].
Таким образом, предметные олимпиады являются универсальным методом решения многих задач по обучению, развитию и социализации учащихся, результативность которых во многом зависит от подготовки, проводимой преподавателями, и организации самого мероприятия.
Литература
ВУЗы не могут прийти к единому мнению о пользе школьных олимпиад [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/edu_news/20100811/264130322.html (дата обращения: 28.12.2016).
Ермакова Е. Олимпиада: альтернативная дорога в ВУЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://semeynoe.com/magazine/practice/hintstips/olimpiada-doroga-v-vuz/ (дата обращения: 28.12.2016).
Мухамадеева А.Ф. Методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии // Инновационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С.42-45.
О плюсах и минусах Всероссийских олимпиад школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.gazeta.ru/science/2016/05/16_a_8242919.shtml (дата обращения: 28.12.2016).
Швецов Г.Г. Создание методической системы подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по биологии // Педагогическое образование и наука, 2015. – № 1. – С. 17-19.
Ширяев В.Л. Школьные олимпиады в образовательном процессе как фактор реализации ФГОС: историко-педагогический аспект // Образование: ресурсы развития, 2013. – № 3. – С. 34-39.