СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальной проблемой современного образования является формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья; понимания роста генетического груза, связанного с загрязнением среды и продуктов питания, алкоголизмом, наркоманией. Современная жизнь, социальные и экономические проблемы, перегрузки, стресс, вредные привычки - все это влияет на состояние здоровья, не только взрослых людей, но и подрастающего поколения.

Медики считают, что 50% здоровья любого человека зависит от образа жизни. Поэтому роль школы в укреплении здоровья, в пропаганде здорового образа жизни – огромна. Важно выработать у школьников негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, убедить использовать свободное время с пользой. При формировании убеждений здорового образа жизни (ЗОЖ) необходимы знания о строении и функции клеток, тканей, органов, систем органов и организма человека в целом; основы медицинских знаний. Медицина – система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продление жизни. Медико-биологические дисциплины, составляющие эту науку – анатомия, цитология, физиология, микробиология, медицинская генетика, все то, что является предметом изучения школьной биологии в различных разделах.

В связи с этим учитель биологии должен давать ученикам знания, обучать навыкам общения и поведения, формировать у учащихся основные принципы здорового образа жизни и использовать различные подходы к решению проблемы оздоровления школьников.

На сегодняшний день выделяют компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:

1. Рациональное питание – питание, которое обеспечивает нормальное развитие, рост и жизнедеятельность человека.

2. Физическая активность – включает в себя, регулярное выполнение физических упражнений, с целью укрепления своего здоровья.

3. Общая гигиена организма – предназначена для поддержания чистоты кожного покрова.

4. Закаливание – система, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

5. Отказ от вредных привычек.

Все составляющие здорового образа жизни взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. В соответствии с международными программами они рассматриваются в рамках понятия «общее здоровье».

Мы проанализировали различные школьные учебники по разделу «Человек и его здоровье», что позволило сделать вывод: школьный учебник по разделу «Человек и его здоровье» выступает одним из средств развития у учащихся знаний о здоровье и здоровом образе жизни, выполняет мотивационную, информационную нагрузку. Программа 8 класса ориентирована на ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, привитие школьникам норм и правил здорового образа жизни, решение задач гигиенического и полового воспитания. Уделяется внимание вопросам профилактики и предупреждения заболеваний всех систем организма, рассматриваются приёмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, а также факторы риска для работы всех систем органов тела.

Следует отметить важность работы учителя биологии по формированию ЗОЖ. С этой целью необходимо выделить ряд методов обучения биологии, которые можно с успехом применять для решения поставленной задачи – сформировать у школьников, изучающих биологию, отношение к здоровому образу жизни.

Самонаблюдение.

Это способ, при котором объектом наблюдения является сам человек. Критерием этого способа является невмешательство в естественные процессы, только констатация фактов. Самонаблюдение играет большую роль в формировании ЗОЖ. В основе лежит ряд дидактических принципов:

  • Принцип добровольности – предполагает свободу слова в принятии решения. Учитель не имеет права заставлять ученика сделать что – либо, чего тот сам делать не желает.

  • Принцип активности – предполагает включение ученика в взаимодействие с целью познания себя, окружающих людей, мира. Ученика вовлекаются в разные действия: дискуссии, ролевые игры, наблюдения, выполнения упражнений.

  • Принцип обратной – связи – помогает ученикам понять и осознать, то, как другие, в том числе и педагог, воспринимают его мысли, чувства, поступки. Обратная связь помогает ученику преодолеть застенчивость и повысить самооценку [1, 3].

В качестве примеров самонаблюдений можно привести: выявление чувствительности вкусовых зон языка (на сладкое, горькое, соленое и кислое), наблюдение изменений грудной клетки при вдохе и выдохе, выявление гибкости, выявление искривления осанки.

Тема: Выявление искривлений осанки.

Цель: Проверить правильность своей осанки.

Объект исследования: Человек.

Ход работы:

1. Выявление боковых искривлений.

а) Встаньте прямо и поспросите друга посмотреть, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да- искривлений нет.

б) Попросите друга нащупать задние отростки позвонков и отметить их йодом. Если осанка правильная, отмеченные точки образуют прямую линию, если нет – искривленную

в) Встаньте в той же позе перед зеркалом, обратите внимание на положение плеч. При правильной осанке они должны находиться на одном горизонтальном уровне.

2. Осанка при ходьбе.

Проверьте, сохраняется ли правильная осанка при ходьбе или при выполнении других движений. Для этого положите на голову плоский предмет и попробуйте с ним пройти или присесть. Как только нарушиться осанка, предмет упадет.

Функциональные пробы.

Для оценки допустимость различных физических нагрузок у здоровых и больных детей, применяют функциональные пробы сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Этот метод позволяет определить физическую работоспособность и возможность организма. Функциональная проба – это реакция человека на дозированные нагрузки, проводимые в определенных условиях, результаты которых сравниваются со стандартными значениями, полученными на основе массовых обследований здоровых людей [2].

Функциональная проба – разновидность эксперимента. Главная ее цель – разъяснить физиологические механизмы, восстанавливающие постоянство внутренней среды путем изменения работы отдельных органов или систем. При использовании функциональных проб в педагогических целях, учитель должен опираться на требования [4].

1. Проба должна проводиться с интенсивностью, максимально возможной для ученика;

2. Проба должна быть безвредной;

3. Проба должна быть стандартной и легко воспроизводимой;

4. Проба должна быть эквивалентной нагрузке в жизненных условиях.

Например:

Тема. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки.

Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

  • Измерьте пульс в состоянии покоя (сидя). Для этого проведите измерение за 15 секунд, а полученный результат умножьте на четыре.

  • Измерьте пульс стоя.

  • Сделайте одновременно 20 приседаний по команде преподавателя. Быстро сядьте и измерьте свой пульс сразу после нагрузки, затем спустя 30 секунд, 60 секунд, 90 секунд, 120 секунд, 150 секунд.

  • Результаты наблюдений занесите в таблицу:

Частота сердечных сокращений в состоянии покоя и после дозированной нагрузки

Пульс в состоянии покоя

Пульс после нагрузки

сидя

стоя

сразу после нагрузки

через интервалы (сек)

30

60

90

120

150

               
  • На основании полученных данных постройте график динамики пульса.

  • Оценка результатов:

Почему возрастает частота пульса, в положении стоя; после приседаний?

Определите, через сколько секунд после нагрузки, пульс возвращается к норме. (Если меньше чем за 2 минуты, то хорошо; если за 2-3 минуты, то удовлетворительно) [6].

Другой пример:

Тема: Дыхательная проба с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.

Цель: Доказать, что дыхание после задержки восстанавливается непроизвольно.

Оборудование: Секундомер

Ход работы:

1. Сделайте глубокий вдох и выдох.

2. После этого глубоко вдохните и задерите дыхание. Засеките время.

3.Отметьте время, после которого дыхание восстанавливается непроизвольно, запишите результат.

4. Отдохните 3 минуты.

5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и засеките время. Отметьте время непроизвольного восстановления дыхания.

6. Оценка результатов.

Почему в обоих случаях дыхание восстанавливается непроизвольно?

Почему на глубоком вдохе удается задержать дыхание на более продолжительное время, чем на глубоком выдохе?

Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если он составил 20-55 сек, а на выдохе – 15 сек. [6].

Работа с источниками информации

Развитие у школьников умений работать с источниками информации осуществляется в процессе обучения посредством системы заданий. Основное содержание работы: информация о заболеваниях; вредных привычках; факторах, влияющих на здоровье; составление суточного рациона; о паразитологии и пр.

Для реализации данного способа можно использовать учебник, медицинскую, научно-популярную, учебную литературу, интернет. Результатом данного способа может быть: заполненная таблица, письменный ответ на вопрос, реферат, сообщение, творческая работа.

В качестве примера приводится задание с учебником.

Тема: «Гигиена кожи»

Цель: Описать виды повреждений кожи человека, указать причины, определить меры первой помощи.

Оборудование: Учебник Драгомилов, А. Г. Биология. Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш. – Москва: Вентана-Граф, 2005. – 272 с.

Ход работы.

1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:

Виды повреждений

Причины

Симптомы

Меры первой помощи

       

2. Составьте по тексту параграфа “Функции кожи” план рассказа на тему “Значение кожи в терморегуляции”.

3. Прочитав материал текста “Гигиена кожи”, объясните, почему кожа всегда должна быть чистой.

Другой пример.

Тема: «Заболевание органов пищеварения»

Цель: Изучить болезни органов пищеварения и меры их профилактики

Ход работы:

1. Прочитав материал текста «Пищевые отравления», ответьте на вопросы.

2. Заполнить таблицу:

Заболевание

Симптомы

Причины

Профилактика

Пищевые отравления - это собирательный термин, под которым подразумевают клинику острого расстройства пищеварения (тошнота, рвота, диарея), иногда в сочетании с другими симптомами, возникающего в результате употребления недоброкачественных продуктов питания или жидкостей.

Классификация пищевых отравлений

инфекционные (вызваны микробами, вирусами или простейшими, либо продуктами их жизнедеятельности), эти виды отравлений правильнее называть пищевыми токсикоинфекциями (ПТИ).

неинфекционные или токсические отравления (из-за попадания с пищей в организм химических токсинов, тяжелых металлов, ядов, употребления трав, растений или несъедобных грибов).

Пищевые токсические отравления происходят в результате употребления пищи или воды, в составе которой содержатся химические, растительные или животные яды: несъедобные грибы, либо грибы, собранные вдоль трасс, около химических производств и скопившие в себе вредные соединения, ядовитые растения (паслен, волчья ягода, белена), химические вещества (токсины, соли тяжелых металлов, консерванты, красители). Особенностью пищевых токсикоинфекций и токсических отравлений является короткий период инкубации, около 2-6 часов и бурно развивающиеся проявления.

Симптомы пищевых отравлений: температура, от невысокой в 37-37.5 до 39-40 градусов, потеря аппетита, недомогание, расстройство стула и боли в животе схваткообразного характера, вздутие живота, тошнота и рвота, холодный пот, снижение давления. Первые симптомы отравления могут возникать в сроки от 1-2 до 6-8 часов, постепенно в следующие 1-2 дня они прогрессируют, и без оказания помощи могут существенно навредить здоровью.

Чтобы предотвратить или свести к минимуму риск пищевых отравлений необходимо соблюдать элементарные правила:

1. Готовить пищу только в условиях кухонь, регулярно проводить уборку в зоне приготовления и приема пищи.

2. Использовать только доброкачественные продукты, проверять сроки годности.

3. По возможности не хранить скоропортящиеся продукты, либо хранить их в условиях холодильника не более 6-12 часов.

4. С осторожностью относиться к продуктам с сырыми компонентами, особенно в общепите.

5. Тщательно мыть руки и посуду.

Вопросы:

1) Характеристика инфекционных пищевых отравлений.

2) Причины пищевых токсических отравлений.

3) Назовите основные методы профилактики.

Таким образом, овладение школьниками умением работать с источниками информации помогает более рационально использовать время на уроке и при выполнении домашних заданий. Это оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний учащихся, стимулирует их мышление и способствует разнообразию учебно-познавательной деятельности по биологии.

Демонстрация наглядных пособий

Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии. Применение наглядных методов должно вызывать и развивать активность восприятия и мышления учащихся. К наглядным пособиям относятся: опыты, живые объекты, кино, таблицы.

Большое значение при формировании здорового образа жизни имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебные видеофильмы обладают определенными преимуществами перед многими другими методами. Учебное фильм дает связное, последовательное изображение процессов, происходящих в живом организме. Перед показом фильма необходимо подготовить учащихся, путем постановки перед ними вопросов, на которые они смогут дать ответ, после просмотра данного видеофрагмента. Такая подготовка направляет все внимание ученика, повышает интерес [5]. Во время просмотра фильма учитель должен следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.

Например:

Тема: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1. Перед демонстрацией фильма «Гигиена питания», учитель знакомить учащихся с содержание фильма.

2. Далее даются вопросы, ответить на которые предстоит учащимся в ходе просмотра фильма.

  1. Каково значение кулинарной обработки пищи?

  2. Почему нельзя съедать сразу большое количество пищи?

  3. Каков наиболее благоприятный режим питания?

  4. Почему вредно утром не завтракать?

После просмотра фильма ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

Выполнение правил гигиены

Правила гигиены питания

Какие из них соблюдаю, почему?

Какие их них нарушаю, почему?

1) Равномерное потребление пищи небольшими порциями.

2) Максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи.

3) Каждый день съедать, по меньшей мере, 5 небольших порций фруктов и овощей.

4) Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде.

5) Принимать пищу в определенные часы.

6) Есть только тогда, когда действительно голоден.

7) Тщательно пережевывать пищу.

8) Во время приема пищи отложить в сторону все свои гаджеты и выключить телевизор.

9) Готовые блюда лучше съедать за одни сутки и не более.

10) Во время еды нельзя пить воду и другие напитки, только через 40-50 минут после еды.

11) Десерт обязательно должен быть после основного приема пищи, а не до него.

12) Выходить из-за стола нужно с чувством легкого голода.

   

Проведение опытов

Опыт — один из сложных и самых трудоемких методов обучения биологии. Он позволяет выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода при формировании ЗОЖ – эффективно, так как опыт убеждает в реальности происходящих явлений.

Демонстрацию опытов надо обязательно связывать с темой урока. Для того, чтобы демонстрация опыта приносила наибольший эффект, надо соблюдать следующие условия:

1. Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен в течение одного урока.

2. Опыт должен быть убедительным и выразительным.

Например:

Тема: «Выкуривание сигареты с помощью шприца».

Цель: доказать, что никотин загрязняет легкие табачными смолами, а табачный дым вызывает ожоги дыхательных путей.

Оборудование: шприц 20 мм3, вата, дешевая сигарета, сигарета с фильтром.

Ход опыта.

1.В шприц поместить кусок ваты и прикрепить к «носику» дешевую сигарету. «Прикурить» сигарету, делая поступательные движения поршнем шприца «выкурить» сигарету.

2.Достать вату из тюбика шприца, отметить, что она пожелтела и обуглилась. Носик шприца, куда была прикреплена сигарета, забит табачной смолой.

3.Очистить шприц, заменить кусок ваты и проделать процедуру с сигаретой с фильтром. Сравнить результаты.

Таким образом, видно, что при формировании убеждений о ведении здорового образа жизни возможно применения широкого спектра методов обучения. Способами формирования здорового образа жизни могут быть: самонаблюдение, работа с источниками информации, демонстрация пособий, функциональные пробы, опыты. Их применение на уроке или во внеурочной работе разнообразит учебно-познавательную деятельность учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» и будет нести огромный воспитательный потенциал.

Литература.

1. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: методическое пособие. 6– 9 классы / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. – Москва: Вентана – Граф, 2007. – 208 с.

2. Боброва Н.Г. Способы и формы медико-оздоровительной деятельности, учащихся в рамках гигиенического воспитания в разделе «Человек» // Вестник. Исследования в области естественных наук и образования: Сборник научных трудов В.5. – Самара: Изд. СГПУ, 2006. – С. 316-326.

3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 245 с.

4. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений / Р.Д. Маш. – Москва: Мнемозина, 2000. – 206 с.

5.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для вузов / И.Н. Пономарев, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – Москва: Академия, 2003. – 272 с.

  1. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-метод. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2003. – 197 с.

Просмотров работы: 977