ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАСТЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Познавательный интерес – это важный ресурс любой деятельности, создающий благоприятный климат общения в коллективе, он снижает утомляемость и повышает работоспособность учащихся. Биология как учебный предмет обладает огромными возможностями для формирования познавательного интереса, который существенно повышает уровень познавательной активности личности ребенка и, как следствие, качество знаний учащихся по предмету.

Формирование познавательного интереса идет только через деятельность. В педагогике выделяют следующие способы формирования познавательного интереса: актуальность и новизна содержания; раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналогии, эффект парадоксальности, использование произведений литературы и искусства, познавательные игры.

Познавательная активность – это качество личности, характеризующееся отношением ученика к предмету и процессу деятельности. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.Для формирования познавательного интереса и познавательной активности необходимо так построить учебный процесс, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности. Деятельность учителя при этом направлена на совершенствование содержания, форм, методов и средств, с целью возбуждения интереса, творчества и самостоятельности [1].

Таким образом, если включить в учебно-познавательный процесс по изучению растений элементы игровой деятельности, то мотивация ученика в познании предмета возрастет, а вслед за этим вырастет и его успеваемость по данному предмету.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности. Дидактическая игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В дидактической игре закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой. А главное – в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая при этом удовольствие.

Включение элементов игры возможно в различных формах обучения биологии: урок, внеклассная работа, внеурочная деятельность, экскурсии. Рассмотрим возможности внеклассной работы. Ниже приводится пример игры по теме «Семейства цветковых растений».

Тема: Семейства цветковых растений.

Цель: проверить знания по теме «Семейства цветковых растений».

Задачи:

1. Проверить знания учащихся о признаках семейств цветковых растений, знания об основных представителях семейств.

2.Развитие понятий «соцветие», «цветок», «плод», «корневая система», «жилкование листьев», «органы растения», «ядовитые растения», «лекарственные растения»; развитие умений выявлять признаки семейства, распознавать представителей семейств по изображениям растений, умений сравнивать и систематизировать.

3.Формирование научного мировоззрения; гигиеническое воспитание на примере изучения лекарственных растений, эстетическое на примере красоты изучаемых объектов.

Тип урока: игра.

Методы: словесные (беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий – презентация.

Возраст учащихся: 6 класс

Оборудование: проектор, компьютер.

Форма организации: групповая (класс разделен на 5 групп по 4-5 человек в группе).

Условия проведения игры: учитель формирует разноуровневые группы учащихся с целью реализации технологии обучения в сотрудничестве; группа работает над заданиями сообща, но отвечают на задания все время разные члены группы.

Ход игры.

1 задание. Признаки семейства.

Каждой группе дается карточка, на которой написаны признаки растений определенного семейства. Учащимся надо выбрать те признаки, которые действительно принадлежат данному семейству.

Семейство Пасленовые.

  1. Большинство растений этого семейства имеют ядовитые органы.

  2. Лепестки чашечки и венчика сросшиеся.

  3. Плод ягода или клубень.

  4. Способны образовывать корнеплоды.

  5. Плод ягода или коробочка.

  6. Среди представителей семейства много овощных растений.

  7. Большинство растений имеют опушенные стебель и листья.

  8. Растения семейства представлены деревьями, кустарниками, травами.

  9. К растениям данного семейства относятся: картофель, баклажан, перец.

  10. Число частей цветка кратно 5.

Номера правильных ответов: 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10.

Семейство Злаковые.

1. Растения семейства распространены повсеместно, даже в Антарктиде.

2. Корневая система мочковатая.

3. Плод – зерновка.

4. Сетчатое жилкование листьев.

5. Стебель полый — соломина, с узлами.

6. Плоды содержат большое количество крахмала и белка.

7. Соцветие – сложный колос

8. К растениям данного семейства относятся: пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, бамбук.

9. Жизненные формы – деревья, кустарники, многолетние и однолетние травы.

10. Среди представителей много кормовых растений.

Номера правильных ответов:

2, 3, 5, 6, 7, 8, 10.

Семейство Розоцветные.

1. Жизненные формы – травы.

2. Способны образовывать клубни.

3. Плод ягода или костянка.

4. Число частей цветка кратно 5.

5. У многих видов есть шипы.

6. Жизненные формы –деревья, кустарники, травы.

7. Плод ягода или коробочка.

8. Цветки одиночные, крупные или собраны в соцветия.

9. К растениям данного семейства относятся: шиповник, малина, яблоня.

10.Из плодов растений часто варят ароматное варенье.

Номера правильных ответов:3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.

Семейство Бобовые

1. Соцветие – корзинка.

2. Плод – стручок.

3. Плод – боб.

4. Азотфиксирующие бактерии вступают в симбиоз с представителями этого семейства.

5. Цветок состоит из 5-ти лепестков: парус, весла, лодочка.

6. К растениям данного семейства относятся: горох, чина, соя, клевер.

7. Листья могут видоизменяться в усики.

8. Соцветие кисть или головка.

9. Некоторые представители являются источником древесины ценных пород.

10. Семена растений содержат много белка.

Номера правильных ответов: 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10.

Семейство Сложноцветные.

1. Соцветие – корзинка.

2. Являются ветроопыляемыми растениями.

3. Представители данного семейства – главным образом травянистые растения.

4. Большинство видов имеет хорошо развитый стержневой корень.

5. К растениям данного семейства относятся: георгины, астры, бархатцы, ноготки.

6. В состав соцветия входят три вида цветков: трубчатые, воронковидные, язычковые.

7. Плод – семянка.

8. Азотфиксирующие бактерии вступают в симбиоз с представителями этого семейства.

9. Стебель полый — соломина, с узлами.

10.Среди представителей семейства много лекарственных растений.

Номера правильных ответов: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.

2 задание. Лото.

Каждой группе раздается комплект, состоящий из изображения растений и бланка лото с вопросами. Количество изображений растений должно быть избыточным. (В карточках лото указаны правильные ответы)

1 группа.

Изображения растений:

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10

1 – лилия

2 – гортензия

3 – картофель

4 – ангельские трубы

5­ – подсолнечник

6 – белладонна

7 – томат

8 – одуванчик

9 – груша

10 – георгин

Это растение называют «вторым хлебом». Оно часто в меню на нашем столе: в вареном и жареном виде.

(картофель)

Это растение лучше других реагирует на солнечный свет, всегда поворачивая свое соцветие за солнцем.

(подсолнечник)

Название этого травянистого растения стало названием целого семейства класса Однодольные. Размножается луковицами.

(лилия)

Я шариком пушистым

белел в поле чистом.

А дунул ветерок, остался стебелек.

(одуванчик)

Ягода красна, ягода вкусна,

Режь, да соли, ешь, да хвали.

(томат)

На клумбе у окошка

посажена картошка,

цветки ее огромные,

и светлые, и темные.

(георгин)

2 группа.

Изображения растений:

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10

1 – ландыш

2 – вьюнок

3 – земляника

4 – паслен

5­ – бамбук

6 – береза

7 – грецкий орех

8 – вишня

9 – куркума

10 – подсолнечник

Растение, плоды которого похожи на человеческий орган «мозг».

(грецкий орех)

Это растение семейства Злаковые обладает уникальной способностью – очень быстрый рост. По сути – это трава, но может достигать в высоту до 30 м.

(бамбук)

Белые горошки на зеленой ножке.

(ландыш)

Сижу на тереме,

мала как мышь,

красна, как кровь,

вкусна, как мед.

(вишня)

Золотое решето

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

столько беленьких жильцов.

(подсолнечник)

Это растение образует очень вкусные и сочные плоды. Оно обладает уникальной особенностью – образовывать усы. Про него говорят: «у мамки дочки на шнурочке».

(земляника)

3 группа.

Изображения растений:

12 3 4 5 6

7 8 9

10

1 – арахис

2 – лимон

3 – аконит

4 – шиповник

5­ – секвойя

6 – колокольчик

7 – яблоко

8 – капуста

9 – подорожник

10 – крапива

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

(колокольчик)

Не шмель, не пчела, а жалит.

(крапива)

Это растение из семейства Розоцветные. Про него – загадка:

Хоть прячется Алена

за веточкой зеленой.

но красная щека видна издалека.

(яблоко)

Это растение семейства Бобовые часто называют «земляной орех», а его плоды «орешками».

(арахис)

Сидит Ермошка на одной ножке.

На нем сто одежек,

не шит, не кроен,

а весь в рубцах.

(капуста)

Стоит дерево кудряво,

коготки волчьи.

Кто подойдет, того и обоймет.

(шиповник)

4 группа.

Изображения растений:

1 2 3

4 5 6

7 8

9 10

1 – касторовое растение

2 – ромашка

3 – кукуруза

4 – подсолнечник

5­ – волчья ягода

6 – рис

7 – горох

8 – подснежник

9 – мать-и-мачеха

10 – капуста

Хоть чином не хан,

на голове султан.

И с золотом кубышки,

запрятаны в подмышки.

(кукуруза)

Это растение из семейства Злаковые составляет основу питания жителей Китая, Вьетнама, Таиланда, Индии. Его выращивают на полях, залитых водой.

(рис)

Плоды этого растения – зеленые и сочные бобы. Из семян варят кашу или вкусный суп. Название плодов растения дало название целому семейству.

(горох)

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

(ромашка)

На плечах Игнашки

сорок три рубашки.

Все из ткани отбеленной,

а поверх пиджак зеленый.

(капуста)

Вертится Антошка

на одной ножке.

Где солнце стоит,

туда он и глядит.

(подсолнечник)

5 группа.

Изображения растений:

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10

1 – тюльпан

2 – ландыш

3 – лен

4 – земляника

5 – картофель

6 – вороний глаз

7 – редис

8 – сирень

9 – баклажан

10 – кукуруза

Стоит Егорка в красной ермолке.

Кто ни подойдет,

всяк поклон отдает.

(земляника)

Цветет он майскою порой,

его найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд,

цветы душистые висят.

(ландыш)

Это растение образует корнеплоды красного цвета ранней весной. Корнеплоды – обязательная часть окрошки.

(редис)

Это однодомное растение семейства Злаковые. Его женские соцветия – початки, а мужские – метелки.

(кукуруза)

Это растение семейства Пасленовые образует крупные ягоды фиолетового цвета. Из плодов этого растения производят икру.

(баклажан)

Живу хоть и в поле, а все в неволе.

Солнышком не ласкан, ветерком не таскан,

дождиком не мыт, воздухом не сыт.

Я в потемках сплю и запас коплю.

(картофель)

3 задание. Собери пазл.

Каждой группе дается изображение лекарственного растения определенного семейства и описание лекарственных свойств этого растения. Группы собирают растение и описывают его лекарственные свойства, учитель при этом проецирует изображение этих растений на экран.

I. Алоэ древовидное (Aloe arborescens).

  • Короткий ствол (или стебель) усажен толстыми мясистыми листьями, собранными в густые розетки. У некоторых видов листья достигают 60 см длины. Края листьев могут быть гладкими или зубчатыми.

  • Лекарственным сырьем служат листья и получаемый из них сгущённый сок (сабур).

  • Препараты алоэ оказывают желчегонное, слабительное действие; обладают выраженными ожоговыми и противовоспалительными свойствами; улучшают пищеварение и аппетит. Сок алоэ древовидного обладает бактериостатическим действием.

II. Тысячелистник – крупный род семейства Сложноцветных (Астровых).

  • Трава многолетняя, вырастает до 80 см. Множество мелких белых, желтых, розовых или красных цветков собраны в небольшие корзинки-соцветия. Стебель прямостоячий. Плоды семянки. Цветет на протяжении всего лета, плоды созревают с июля по октябрь. Пчеловоды ценят за прекрасные медоносные качества.

  • В народной медицине используется надземная часть в период цветения.

  • Главное свойство тысячелистника – кровоостанавливающее. Препараты из растения обладают противовоспалительным, спазмолитическим, бактерицидным, вяжущим, антиаллергическим, желчегонным, кровоостанавливающим, ранозаживляющем, потогонным действием.

III. Шалфей лекарственный (Salviaofficinalis) - травянистое многолетнее растение (полукустарник) высотой до 70-80 см.

  • Стебель прямой, сильно-облиственный. Листья серо-зеленого цвета, морщинистые, длиной 4-8 см. Цветет в июне-июле со второго года, растение перекрестноопыляющееся. Плоды - орешки, диаметром 2-3 мм.

  • Лекарственным сырьем служат цветущие верхушки или листья.

  • Листья и цветы обладают антимикробным, противовоспалительным, дезинфицирующим, вяжущим, болеутоляющим, отхаркивающим, мочегонным, кровоостанавливающим действиями.Препараты из растения используются для укрепления центральной нервной системы, эффективны против стрептококков, стафилококков и прочей грамположительной микробной флоры. Они положительно действуют при лечении гноящихся язв, ран и воспалении кожных покровов.

IV. Облепиха (Hippophae) — это колючий кустарник, в высоту достигает шести метров.

  • Многоствольный листопадный кустарник, реже дерево, высота которого достигает обычно 1—3 м. Молодые побеги серебристые, опушённые; многолетние — покрыты тёмно-бурой, почти чёрной корой. Укороченные побеги с многочисленными длинными колючками. Корневая система облепихи развивается близко к поверхности, не глубже 40 см, распространяясь на широкой площади. Корневую систему составляют слабоветвящиеся корни, на которых образуются клубеньки, содержащие азотфиксирующие бактерии.Плоды шаровидные до 5-6 мм в диаметре, почти сидячие на ветке, они как бы облепляют ее, откуда и название — облепиха.

  • В качестве лекарственного сырья используют свежий плод.

  • Облепиха обладает непревзойденным ранозаживляющим свойством. Применяют для заживления ран в виде марлевых повязок. Получаемый из листьев облепихи гипорамин, в форме таблеток для рассасывания применяется как лечебно-профилактическое средство при гриппе (А и В), а также при лечении других острых респираторных вирусных инфекций.

V.Мать-и-мачеха обыкновенная (Tussilagofarfara) — многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

  • Корневище длинное ветвистое, выпускающее ранней весной вначале цветочные стебли, на верхушках которых развиваются одиночные корзинки желтых цветков. Нижняя поверхность листа, если ее приложить к телу, греет, а верхняя холодит, отсюда и название «мать-и-мачеха».

  • С лекарственной целью используются листья и цветки

  • Листья, как и цветки, идут на приготовление отхаркивающих средств, применяемых в отварах, в виде чая и в других формах. Растение применяется от слизистой мокроты, при хроническом бронхите, коклюше, ларингитах, бронхопневмонии и бронхиальной астме.

4 задание. Филворд.

В сетке букв зашифрованы названия растений определенного семейства. Их нужно найти. Здесь спрятаны 9 слов. Это названия растений (овощей, фруктов, пряных культур).

1). Злаковые

Ответы: Пшеница, осока, ячмень, рожь, житняк, бамбук, рис, кукуруза, мятлик.

2). Бобовые

Ответы: Солодка, клевер, нут, горошек, донник, чина, мимоза, люпин, чечевица.

3). Сложноцветные

Ответы: Календула, лопух, ромашка, цикорий, чертополох, череда, полынь, астра, амброзия.

4). Розоцветные

Ответы: Ежевика, роза, земляника, шиповник, гравилат, миндаль, рябина, черемуха, лапчатка.

5). Пасленовые

Ответы: Томат, дурман, табак, мандрагора, паслен, петуния, баклажан, белена, перец.

5 задание.

«Викторина» Учитель задает по 3 вопроса каждой команде.

1. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

2. Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при царе Петре I, то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель.)

3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

4. Дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

5. В России это растение называют цветком солнца, «солнечным сыном». Оно имеет крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

6. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

7. Свое название он получил за сходство своих листьев с клинком грозного оружия - меча. Кстати, его русское название - шпажник. (Гладиолус.)

8. Летучие семена - парашютики - этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком. (Одуванчик.)

9. Плодами этого растения пытались отравить французского короля, так как плоды были ярко-красного цвета. Но король съел эти плоды с огромным удовольствием. (Помидор).

10. Стебель этого растения – соломина: междоузлия полые, а узлы заполнены тканями. Благодаря такому строению стебель гнется, но не ломается. Эту особенность растения положили в основу строения Останкинской башни. (Пшеница).

11. Это растение семейства Бобовые – просто кладовая белков (в их сменах 45 % белка). По содержанию белка это растение превосходит мясо в 2,5 раза. Из этого растения готовят творог, молоко, сыр тофу, детское питание.

(Соя).

12. Это декоративное растение семейства Лилейные расцветает ранней весной. Цветет без запаха, образует плод – коробочку. (Тюльпан).

13. Это растение семейства Сложноцветные называют земляной грушей за то, что оно образует корневые клубни белого цвета, сочные и вкусные. Внешне это растение похоже на подсолнечник, но соцветия его немного мельче. (Топинамбур).

14. Растения этого семейства – отличные медоносы. Среди представителей много сорных растений, в то же время, много культурных растений: редис, репа, капуста и др. (Крестоцветные).

15. Почти все растения этого семейства имеют ядовитые органы: стебель, листья, плоды. Но, вместе с тем, растения этого семейства – основные овощи на нашем столе, мы едим их сырыми, консервированными, тушеными. (Пасленовые).

Подведение итогов игры.

Учитель подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя.

Литература.

  1. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.– М.: Знание, 1983. - 96с.

  2. Рохлов В., Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 432 с.

Просмотров работы: 632