ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Элективные курсы – это важный элемент учебного плана, который не только дополняет содержание профиля, но и позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. Это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, целью которых является профессиональная ориентация учащихся, так как они связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого ученика, его жизненных планов [6].

Именно в школьные годы, когда учащиеся наиболее активно познают окружающий мир, в их индивидуальное развитие закладываются основы качеств исследователя [4]. Разработка элективного курса является одним из направлений в работе современного учителя. Элективные курсы является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Он требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности могут найти свое дальнейшее развитие в разработке научно-исследовательских работ по естественно-научным дисциплинам, выдвигаемых для участия в научно-практических конференциях для школьников. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности [5].

На наш взгляд, интересным объектом для проведения научных исследований школьников 8-10 классов являются неприхотливые животные – мелкие грызуны: песчанка монгольская, крыса белая лабораторная, джунгарский хомячок [1,3,6]. При выполнении исследований необходимо соблюдать принципы биологической этики при работе с живыми объектами.

Для учащихся 10-11 классов для углубленного изучения биологии был разработан элективный курс «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных», объемом 34 учебных часа. Рабочая программа курса составлена на основе Государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерных программ среднего общего образования по биологии.

Цель курса:

Изучение классификации, химического состава, свойств биологически активных добавок и их влияния на физиологические процессы у животных с применением тестов экспериментального моделирования поведения.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с биологическими активными добавками, способами их применения в медицине, научить выявлять их влияние на физиологические процессы в живых организмах;

2. Выявить особенности содержания, кормления, разведения мелких грызунов, выработать у учащихся навык ухода за песчанкой монгольской.

3. Расширить и углубить знания по физиологии животных.

4. Развить у учащихся познавательную активность, самостоятельность, совершенствовать умение ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.

5. Способствовать профориентационной работе с учащимися (профессии: фармацевт, ветеринарный врач, зооинженер, товаровед-эксперту по животному сырью, фармацевт-лаборант).

Содержание элективного курса (фрагмент):

Тема 1. Введение (1 ч)

Знакомство с предметом изучения курса «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных». Цель, задачи, содержание курса. Основные принципы биоэтики и их необходимость соблюдения.

Тема 2. Биологически активные добавки (17 ч)

Биологически активные добавки (БАД). Классификация биологически активных добавок к пище. Свойства и показания к применению нутрицевтиков. Свойства и показания к применению парафармацевтиков. Свойства и показания к применению эубиотиков.

Применения БАД в современном обществе. Основные сходства и различия БАД от пищевых добавок. Виды БАД.

Витамины как биологически активные вещества. БАДы и пищевые добавки: сходство и различие. Расчет рецептуры, приготовление и анализ натурального пищевого красителя (карамельного колера) Е150а.

Тема 3. Биология песчанки монгольской (4 ч)

Биологические особенности вида, классификация, морфология. Распространенность и образ жизни монгольской песчанки в природе. Ареал животного. Жизнедеятельность песчанок в условиях живого уголка. Общие требования к содержанию песчанок монгольских. Необходимые предметы для жилья. Гигиена жилья песчанок. Жильё для животных.

Кормление, кормовые рационы. Корма и лакомства для песчанок монгольских. Необходимые компоненты питания животных. Витамины и добавки.

Тема 4. Рефлексы и способы изучения их созревания (12 ч)

Общая характеристика нервной системы. Общая характеристика рефлексов. Рефлекторная дуга. Работы Магнуса.

Методика проведения тестов при изучении скорости созревания безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской: «Переворачивание на плоскости», «Отрицательный геотаксис» и другие.

Экспериментальное исследование по изучению скорости созревания безусловных рефлексов у детенышей песчанки монгольской при нагрузке БАД (на примере какой-либо биологической добавки).

С целью апробации элективного курса с учащимися 10 класса МБОУ Школе № 25 г.о. Самара и ГБОУ СОШ № 4 г. Чапаевск были проведены занятия по темам: «БАД–миф или реальность?!», «Особенности формирования двигательных рефлексов у животных (на примере песчанки монгольской)». Проведено анкетирование, направленное на выявление отношения учеников к организации интегративного элективного курса «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных». В анкетировании приняли участие 84 старшеклассника.

На вопрос «На стыке каких дисциплин вы предпочли бы изучать элективный курс?», учащиеся выбрали ответы: «химия и биология» – 58 (69%), «математика и биология» – 12 (14,3%), «химия и математика» – 8 (9,5%), «физика и биология» – 4 (4,8%), «химия и физика» – 2 (2,4%).

На вопрос «Как вы считаете, можно ли включить в программу профильного обучения элективный курс «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных»?» учащиеся ответили, что «да, можно» – 16 (19%), «нет, нельзя» – 20 (23,8%), «возможно» – 46 (54,8%), «затруднились ответить – 2 (2,4%) ( рис. 1).

На вопрос «С какого класса можно организовывать работу элективного курса «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных»», 4 (4,8%) ученика ответили, что с 5 класса; 38 (45,2%) и 42 (50%) учеников, что с 8 или с 10 класса соответственно.

Нас интересовал вопрос «Что может изучаться в элективном курсе «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных»?» Учащиеся должны были сами сформулировать ответ. Проанализировав ответы было выявлено, что 38 (45,2%) учащихся ответили, что «в курсе возможно изучать особенности протекания физиологических процессов у животных при кормлении их биологически активными добавками», а 46 (54,8%) человек затруднились в ответе.

При ответе на вопрос «Какое бы вы выбрали животное в качестве модельного объекта для организации экспериментального исследования в данном элективном курсе?» учащиеся выбрали песчанку монгольскую (38 (45,2%) респондентов); лабораторную мышь – 28 (33,3%) учащихся; 18 (21,4%) учащихся выбрали бы лабораторную крысу (рис. 2). На наш взгляд, эстетично ввести как модельный объект песчанку монгольскую, этот зверёк притягивает обучающихся своим внешним видом, практически не кусается, не имеет резкого запаха.

   

Рис.1. Возможность введения в программу профильного обучения элективного курса «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных»

Рис.2. Выбор учащихся модельного объекта для элективного курса

  1. лабораторная крыса, 2- песчанка монгольская, 3-лабораторная мышь.

Нас интересовал вопрос «Понравились ли вам занятия в рамках элективного курса?». Проанализировав ответы было выявлено, что 39 (92,8%) учащихся ответили утвердительно, 3 (7,14%) ребят выбрали ответ «нет, не понравились».

Проанализировав анкеты учащихся можно сделать вывод, что вопросы изучения элективного курса «БАДы и их влияние на физиологические процессы у животных» заинтересовали старшеклассников. Проведенные занятия в рамках апробации курса, понравились большинству учащихся.

Литература

1. Методические рекомендации по доклиническому изучению репродуктивной токсичности фармакологических средств n 98/304 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennajadejatelnost/promyshlennost/35/metodicheskie-rekomendacii-po-doklinicheskomuizucheniyu-reproduktivnoj-toksichnosti-farma.html (дата обращения: 25.09.2016).

2. Панфилова А.В. Сравнительный анализ содержания песчанки монгольской и белых лабораторных крыс: Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1463/19610 (дата обращения: 25.09.2016).

3. Панфилова А.В., Рубинова М.Ю., Красноченко О.С. Организация научно-исследовательской деятельности школьников по изучению морфофизиологических особенностей грызунов//Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 2016.

4. Тимофеев А.Н. Принципы организации научно-исследовательской деятельности школьников в области биологии и экологии // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. – № 1 (260). – С. 241-244.

5. Чердонова Е.В. Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся // Наука и образование: новое время. 2014. № 4. С. 569-571.

6. Pozdyaeva T.A. Элективный курс «Прикладные аспекты генетики (генетика песчанки монгольской)» в работе с одарёнными детьми // Almanac Research Work Of Student Scientific Society: Science And Education: Proceedings of the International scientific and practical conference (St. Louis, Missouri, June, 2015, USA, 11 november 2015 ). - St. Louis, Missouri, USA: Publishing house science and innovation center, 2015. - р.119-126.

Просмотров работы: 598