ТЕСТ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» В ИЗУЧЕНИИ ВРОЖДЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕСТ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» В ИЗУЧЕНИИ ВРОЖДЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Рубинова М.Ю., Сидорова Д.С., Роднова С.О.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ученые Э.Н. Агаева, Е.Ю. Бессалова, А.В. Друзяка, Ю. Д. Жукова, Е. М. Кадукова, Е. В. Курьянова, М.А. Минина, А. Д. Наумов, Д. Г. Сташкевич, А. С. Укад и другие применяют тест «Открытое поле» для определения влияния биологических, физических и химических факторов (половые и типологические различия, сезонность, изоляция, пренатальная гипокинезия, ионизирующее и неионизирующее излучения, фитопрепараты и т.п.) на врожденные формы поведения грызунов и птиц.

Например, Э.Н. Агаева, рассматривая пренатальную гипокинезию на врожденные поведенческие реакции крысят, пишет, что в тесте «Открытое поле», у особей гипокинетической группы наблюдается достоверное повышение как двигательной, так и исследовательской активности по отношению к особям контрольной группы. Результаты проведенных исследований показывают, что латентный период выхода из «центра» у гипокинетического потомства достоверно снижается, что свидетельствует об ослаблении чувства страха у этих крысят в тесте «Открытое поле», эмоционально-негативном пространстве. Такое состояние отражается и на других показателях, исследуемых в этом тесте. Число кроссингов у крысят гипокинетического потомства в 2,8 раза больше по сравнению с крысятами контрольной группы. На основании наблюдений за поведением крысят на свету в течение 3 мин, за которыми следует 1-минутное нахождение в темноте, животные контрольной группы начинают двигаться сразу после выключения света (латентный период начала движений у этих особей составлял 6±2,5 сек.), но, пробежав 3-5 кроссингов, они сидят с закрытыми глазами, забившись в угол квадратной камеры [1].

Е.Ю. Бессаловаопределяет, чтотест «Открытое поле» является высокочувствительным даже к незначительным изменениям условий эксперимента. Поведенческие реакции самцов более просты вследствие отсутствия циклических измененийповедения в ходе эстрального цикла самок. Поведение самок в период течки схоже с поведением самцов, и, вероятно, направлено на поиск партнера противоположного пола, напротив, в стадию покоя репродукции самки в открытом поле пассивны. Таким образом, поведение крыс в тесте «Открытое поле» продиктовано половой функцией. Была выявлена сезонная динамика поведения крыс в «открытом поле»: у самцов максимальные значения уровня исследовательской активности зафиксированы весной, минимальные – осенью; у самок максимальные – весной, минимальные – зимой и летом, средние – осенью. По мере увеличения числа тестирований происходит привыкание крыс: снижение исследовательской активности, уменьшение уровня тревожности, нивелирование отличий поведенческих реакций самок в различные стадии эстрального цикла и половых отличий поведения крыс [2].

Е. В. Курьянова, А. С. Укад, Ю. Д. Жукова приходят к выводу, что в тесте «Открытое поле» ориентировочно-исследовательское поведение нелинейных крыс характеризуется высокой индивидуальной изменчивостью, границы которой у самцов и самок практически совпадают. Определение типологических особенностей поведения крыс возможно проводить по параметрам двигательной и исследовательской активности, рассчитывая на их основе суммированный показатель основной активности. Половые различия поведения крыс определяются частотой встречаемости среди самцов и самок особей с различными типами ориентировочно-исследовательской активности.

Среди самцов преобладают особи с низкой и средней активностью, среди самок, наоборот – особи с высокой и средней активностью. Среди крыс с низкой активностью доминируют самцы, среди крыс с высокой активностью – самки, и только в группе со средней активностью особи обоих полов встречаются в равных соотношениях. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении группировки крыс обоего пола по типу ориентировочно-исследовательской активности в тесте «Открытое поле» [6].

Применив оригинальный метод оценки двигательной активности при помощи полностью автоматизированной установки «Открытое поле», И.А. Габай с коллегами, выявляют угнетающий эффект воздействия электромагнитного излучения ПЭВМ на психоэмоциональный статус белых лабораторных крыс, выражающийся в снижении двигательной активности и преобладании защитного поведения над исследовательским [3].

Выявляя влияние краткосрочной изоляции на поведение крыс в тесте «Открытое поле»,В.Г. Подковкин и Д.Г. Иванов определяют, в результате краткосрочной социальной изоляции у крыс укорачивался латентный период выхода из центра, и уменьшалось общее число актов дефекации и уринации. Данные показатели не изменяются у животных, содержащихся в группе по трое или по четверо. При этом краткосрочная социальная изоляция не оказывает влияния на время груминга и реакции замирания [8].

В.Э. Ким и Э.Ф. Степанова проводят фармакологическую оценку разработанного фитопрепарата седативного действия – пролонгированные капсулы с микрокапсулами на основе отечественного лекарственного растительного сырья: корни шлемника байкальского, трава пустырника, корневища с корнями синюхи голубой, – с использованием теста «Открытое поле». Ими было доказывается, что спектр психофармакологической активности разработанных микрокапсул характеризуется наличием седативного эффекта [5].

Изучая действие антигипоксанта πQ226 на поведение мышей Л.Л. Прагина с соавторами обосновывают, что под влиянием исследованного соединения у мышей в обычных условиях изменяется характер связей между элементами поведения. Исчезают связи между паттернами «обнюхивание» и «движение на месте», «груминг» и «обнюхивание», появляется связь между паттернами «груминг» и «сидит». Такие изменения в поведении животных могут указывать на снижение чувства тревоги и повышение чувства комфорта. Ученые заключают, что новое химическое соединение под лабораторным шифром πQ 226 является среднетоксичным веществом [10].

Впервые М.А. Минина и А.В. Друзяка применяют тест «Открытое поле» для выявления механизма формирования стратегий кормового поведения птенцов озёрной чайки. Для птиц такие работы выполняются исключительно на представителях отряд (домашние куры, перепела). Применение теста позволяет обнаружить зависимость уровня неофобии и исследовательской активности у птенцов озёрной чайки от условий раннего развития и дает возможность частично выявить механизм формирования различных стратегий пищевого поведения птенцов [7].

Нами был апробирован тест «Открытое поле» для изучения скорости созревания сенсорно-двигательных рефлексов у детенышей песчанки монгольской в период вскармливания. Тест «Открытое поле-1» (повороты на 90 градусов) детеныши начинают выполнять с 6 дня, на 12-13 сутки они начинают активно перемещаться. Количество выполненных поворотов на 90 градусов (среднее значение) возрастает в 4,43 раза (с 3,88±1,45 до 17,17±1,34 поворотов за 1 минуту). Начиная с 17 дня до 1 месяца количество пересеченных квадратов за 1 минуту возрастает с 16,13±1,96 до90,13±1,90, т.е. в 5,59 раз. На наш взгляд, тест «Открытое поле» (количество пересеченных квадратов за 1 минуту) у детенышей песчанки монгольской можно определять с 13-14 суток, что раньше на 4-5 дней возраста детенышей крыс [9,11].

Список литературы

1. Агаева Э.Н. Влияние пренатальной гипокинезии на врожденные поведенческие реакции крысят раннего постнатального онтогенеза в тесте «Открытого поля» // Академический журнал Западной Сибири, 2015. – Т. 11. – № 1. – С. 62.

2. Бессалова Е.Ю. Половые и сезонные отличия поведения крыс в «открытом поле» // Свiт медицини та бiологii, 2011. – т. 7. – № 4. – С. 12-16.

3. Габай И. А., Мухачев Е.В., Михайлова К.А., Носов В.Н. Апробация метода оценки горизонтальной двигательной активности белых лабораторных крыс с помощью автоматизированной установки «Открытое Поле» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2011. – № 3. – С. 20-27.

4. Кадукова Е.М., Сташкевич Д.Г., Наумов А.Д. Влияние ионизирующего и неионизирующего излучений на поведение крыс-самок в тесте «открытое поле» // Проблемы здоровья и экологии, 2015. – № 2 (44). – С. 55-59.

5. Ким В.Э., Степанова Э.Ф. Влияние комплексного фитоизвлечения и микрокапсул на ориентировочно-исследовательское и эмоциональное поведение крыс в тесте «Открытое поле» // Научные ведомости Белгородского Государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2016. Т. 33. № 5 (226). С. 149-152.

6. Курьянова Е.В., Укад А.С., Жукова Ю.Д. Половые и типологические различия поведенческой активности нелинейных крыс в тесте «Открытое поле» // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 5. – С. 460.

7. Минина М.А., Друзяка А.В. Использование метода «открытое поле» для выявления механизма формирования стратегий кормового поведения птенцов озёрной чайки в зависимости от ранней обеспеченности кормом // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 5. – С. 669.

8. Подковкин В.Г., Иванов Д.Г. Влияние краткосрочной изоляции на поведение крыс в тесте «Открытое поле» // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 12-16.

9. Панфилова А.В., Рубинова М.Ю. К вопросу изучения скорости созревания сенсорно-двигательных рефлексов у детенышей песчанки монгольской // Идеи и проекты молодежи России. В мире исследований: Материалы Всероссийской научно-практической конференции и Международного Форума студенческой и учащейся молодежи / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. – С.111-116.

10. Прагина Л.Л., Тушмалова Н.А., Назаренко О.А. и др. Влияние гипергликемии на поведение крыс в открытом поле и на условный рефлекс пассивного избегания // Вестник Московского университета. Серия 16: Биология. 2005. – № 2. – С. 3-7.

11. Рубинова М. Ю., Сидорова Д. С., Роднова С. О. К вопросу об особенностях созревания рефлексов у детенышей песчанки монгольской (тест «Открытое поле») // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 3 / отв. ред. А.А.Семенов. – Самара: СГСПУ, 2016. – С. 56-61.

Просмотров работы: 774