СПОСОБЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПОСОБЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьный курс биологии представляет собой систему взаимосвязанных понятий, закономерностей, выраженных системой терминов. Они связаны с формированием прочных, осмысленных знаний основ наук, с всесторонним воспитанием и развитием личностных качеств учащихся.

Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Именно поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием определенных терминов.

Как известно, процесс обучения опирается на память человека и ее развитие. Вместе с тем в последнее время в психолого-педагогической литературе запоминание ошибочно трактуется как отрицательное явление, противоположное пониманию, отождествляется с зубрежкой. Действительно, в практике обучения биологии учащимся часто предлагаются задания, связанные с воспроизведением фактов без существенной опоры на самостоятельное осмысление фактов. Это и создает впечатление о якобы отрицательном влиянии упражнений на развитие памяти. При правильной же постановке обучения тренировка памяти – одно из обязательных условий активизации мысли и умственного развития учащихся.

Систематическая работа учителя по усвоению биологических терминов важна, так как это способствует формированию биологических понятий и формированию предметных результатов обучения биологии. Овладение понятиями составляет процесс научного познания, переход от незнания к знанию.

Биологическое образование учащихся в средней школе начинается с изучения раздела «Живые организмы». Понятия, характеризующие растения, объединяют важнейшие элементы разных направлений биологической науки: морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии растений, поэтому содержание школьного курса биологии состоит из системы взаимосвязанных морфологических, анатомических, физиологических и других понятий, характеризующих живые организмы. В этом школьном разделе начинают формироваться и развиваться основные общебиологические понятия: живой организм, клетка – структурная единица живого организма, обмен веществ, индивидуальное развитие организмов, связь организма с окружающей средой.

Содержание школьного раздела «Живые организмы» при изучении растений включает в себя сложные понятия, которые в языке науки выражаются терминами русского и иностранного происхождения. Усвоение их учащимися требует специальной систематической работы учителя. Работа с терминами на уроках биологии может осуществляться на всех его этапах: при изучении нового материала, закреплении, проверке знаний. Давая домашнее задание, учитель должен предусмотреть продолжение терминологической работы самостоятельно дома. Терминологическую работу учитель должен проводить в системе, ненавязчиво, т. е. в сочетании с теми методами и приемами, которые формируют знания учащихся.

Рассмотрим способы работы с биологическими терминами на различных этапах урока биологии.

Способы терминологической работы на этапе предъявления информации.

Этап изучения нового материала – основной этап урока, работа с терминами особенно важна на этом этапе. К приемам терминологической работы относятся: работа с текстом учебника, составление структурно-логических схем, прием семантизации, использование текстовых таблиц [2].

  •  
    1. Работа с текстом учебника.

  • Нахождение в тексте терминов и выписывание их в тетрадь.

Одним из способов терминологической работы на этапе предъявления информации является работа с учебником.

Работа с текстом учебника должна быть направлена на овладение научной терминологией. Учащиеся должны находить в тексте основные термины и определения, выделенные курсивом.

Например, при изучении темы «Организм - единое целое», учащиеся должны выписать такие понятия:

Клетка - структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов;

Ткань - группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения;

Орган - часть организма растения, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение;

Корень - подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ;

Лист - орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки;

Стебель – осевая часть побега, состоящая из узлов междоузлий.

  • Анализ и конструирование определений.

Подобная работа особенно важна в усвоении биологического материала, но почему-то часто игнорируется учителями. Как правило, педагог произносит определение, или просит его записать под диктовку, а на последующих уроках требует его воспроизведения. Такая формальная работа ведет к формальному запоминанию на уровне зубрежки. Еще одно проявление такого формального подхода заключается в том, что ученики подменяют определение раскрытием примера.

Поэтому работа по анализу и конструированию определения будет заключаться в следующем:

А) надо разбить определение на смысловые части;

Б) к каждой части сформулировать вопрос;

В) из ответов сложить определение.

Например:

Орган – это часть организма растения, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение (§2 «Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений». Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология»).

Анализ и конструирование понятия «орган»

Вопросы учителя

Ответы учащихся

Как соотносятся «орган» и «организм»?

Орган является частью организма.

Какую функцию выполняет орган?

Определенную функцию.

Какое строение имеет орган?

Особое строение.

Итак, что такое орган?

(Дается определение).

  •  
    1. Составление структурно-логических схем (СЛС).

Название способа подчеркивает, что материал преподносится в краткой схематичной форме, внимание учащихся акцентируется на взаимосвязи и взаимоподчиненности изучаемого материала. Использование в обучении биологии СЛС позволяет развивать у школьников умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть внутреннюю структуру материала.

Система и форма подобных записей должны быть детально продуманы учителем. Они не должны быть очень объемными и многословными, что приведет к необоснованно большим затратам учебного времени на уроке. В то же время СЛС должны позволить учителю ознакомить школьников с основным содержанием изучаемого на уроке, а также облегчить его усвоение учащимися.

Работу со СЛС можно организовать при объяснении строения биологического объекта, при изучении явлений жизнедеятельности, при рассмотрении вопросов классификации и т. д [3].

Например, при рассмотрении вопросов классификации и при объяснении строения биологического объекта, можно использовать схему разнообразия мохообразных и особенности их строения.

Мохообразные

Листостебельные Печеночники

Зеленые Сфагновые Слоевище Ризоиды

(бриевые) (белые)

Стебель Лист Ризоиды

При изучении явлений жизнедеятельности можно использовать, например, схему прорастания семян.

Семя → набухание семени → образование корня → образование побега → проросток → появление листьев → цветение → образование плодов → распространение семян

  •  
    1. Прием семантизации

Учителю необходимо раскрывать основное содержание термина, обращать внимание на его осмысление, используя прием семантизации (объяснение значения слов). Подобная работа дает возможность учащимся сознательно усвоить определение, понять логику его построения, формирует биологическую и орфографическую грамотность.

Например, слово «хлорофилл» состоит из двух слов: «хлорос» (зеленый) и «филон» (лист). Соединив эти слова, учитель объясняет значение термина «хлорофилл» как пигмента, придающего зеленую окраску листьям растений.

Хлорофилл

Хлорос Филон

(зеленый) (лист)

Например, при изучении строения семян однодольных растений учитель, называет термин эндосперм, обозначающий ту часть семени, в которой откладываются в запас органические вещества. Чтобы школьники запомнили его осмысленно, необходимо дать перевод термина: эндосперм (от гр. эндон) дословно означает «внутри семени». Как видим, дословный русский перевод термина совпадает с основным содержанием понятия, которое обозначено данным термином [1].

Эндосперм

Эндон Сперм

(внутри) (запасание)

Подобную работу можно вести и со всеми ботаническими терминами иностранного происхождения. Особенно важно ее проводить с терминами, перевод которых не дан в школьном учебнике: цитоплазма, хромосома, пластида, хлоропласт, лейкопласт, эндосперм, фермент, фотосинтез, камбий, эфемер, спермий, сапрофит, симбиоз, сперматозоид, флора, кокки, бацилла, вибрион и др. [1].

Прием проговаривания термина несколько раз вслух позволят тренироваться в правильном его произношении. Особенно целесообразно этот прием применять при знакомстве с терминами иностранного происхождения: эндосперм, эпифит, эфемер, спермии, кокки, бацилла, вибрион, симбиоз, флора и др. Желательно, чтобы проговаривание сочеталось с одновременным считыванием термина с доски или тетради.

  •  
    1. Использование текстовых таблиц

В методике текстовые таблицы классифицируют на аналитические, сравнительные и обобщающие [2].

Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться в его особенностях, установить наиболее существенные признаки. Как правило, аналитические таблицы рассматривают строение и функции изучаемого объекта и чаще всего применяются учителем на различных этапах урока.

Например.

Таблица

Внутреннее строение стебля

Слои

Ткани и клетки

Функции

1.Кора:

  • Кожица

  • Пробка

  • Луб

Покровная ткань. Образована живыми, лотнорасположенными клетками с утолщенной наружной стенкой. Клетки содержат хлорофилл.

Защита от пыли, микроорганизмов, перегрева, излишнего испарения.

Водо- и газообмен. Имеется у травянистых растений и молодых стеблей

Покровная ткань. Образована мертвыми, плотнорасположенными клетками с утолщенными оболочками, имеются чечевички

Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от внешних воздействий (колебаний температур, высыхания, вредителей и т. д.)

Образован двумя видами тканей:

Механическая – волокна – мертвые вытянутые клетки с толстыми стенками;

Проводящая – ситовидные трубки

Проведение растворов органических веществ от листьев к корню

2.Камбий

Образовательная ткань, состоящая из одного слоя делящихся клеток

Рост стебля в толщину и дифференциация клеток.

3.Древесина

Образована тремя видами тканей:

Проводящая – сосуды

Механическая – древесные волокна

Основная – рыхло расположенные клетки, неправильной формы (в случае зеленых стеблей содержит хлорофилл)

Проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ (восходящий ток)

Опорная функция

Запасающая в случае видоизменений стебля. Наиболее развита в зеленых стеблях, в этом случае клетки основной ткани участвуют в процессе фотосинтеза

4.Сердцевина

Основная ткань (запасающая) состоит из живых, рыхло расположенных клеток

Запасаются питательные вещества.

Также часто в обучении биологии используются сравнительные текстовые таблицы. Они предполагают сравнение ранее изученных объектов с объектами, рассматриваемыми на текущем уроке. Для сравнения целесообразно использовать два или несколько объектов (явлений), делая акцент на их сходствах и отличиях.

Таблица

Сравнительная характеристика листостебельных и печеночных мхов

Признаки

Маршанция

Кукушкин лен

Класс

Печеночные мхи

Листостебельные мхи

Местообитания

В лесу, на переувлажненных лугах

В лесу, на гарях и вырубках

Крепление к почве

Ризоиды на нижней стороне таллома

Корней нет, вместо них ризоиды

Стебель

Вместо стебля горизонтальное плоское слоевище (таллом).

Прямой, не ветвится

Листья

Нет

Филлоиды. Треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые.

Проводящая система

Нет

Развита слабо

Размножение

Спорами и вегетативно

Спорами и вегетативно

Значение

В хозяйстве не востребована, в природе почвообразователь, входит в состав цепей питания

Используется волокно для почвосмесей, участвует в зарастании лесных гарей и лесосек, используется для утепления

Итак, приведенные выше примеры работы с терминами при изучении нового материала показывают, что они органически вписываются в процесс формирования понятий, способствуют лучшему их усвоению и запоминанию терминов.

Способы терминологической работы на этапе контроля знаний.

Неотъемлемая часть большинства уроков биологии – проверка знаний, умений и навыков. Включение в нее проверки знаний биологической терминологии – непременное условие. Приемы, которые их можно выявить, могут быть самыми разнообразными: работа с дидактическими карточками, схематическая зарисовка органов, частей органов, тканей растений на доске с соответствующим обозначением, игровые приемы, фронтальный опрос, терминологический опрос, правописание терминов.

  1. Работа с дидактическими карточками.

Для проверки знаний большой популярностью пользуются дидактические карточки с разнообразными заданиями, среди которых есть и такие, которые направлены на выявление знания терминов.

Например.

Карточка 1

Рис. Строение клетки.

1.Рассмотрите рисунок клетки. Какие ее части обозначены под номерами?

2.Объясните происхождение названия части клетки под номером 2.

Данную карточку можно применить при проверке знаний в теме «Клеточное строение растительного организма».

  1. Схематическая зарисовка органов, частей органов, тканей растений на доске с соответствующим обозначением.

Первое задание карточки 1 может быть использовано и в другом варианте – для схематической зарисовки органов, частей органов, тканей растений на доске с соответствующим обозначением.

На доске вывешивается таблица, на которой крупно нарисована растительная клетка с цифровыми обозначениями ее органоидов. Учитель зачитывает названия органоидов вслух в произвольном порядке, учащиеся в тетрадях записывают только те номера, под которыми данные органоиды значатся на рисунке. В результате у учащихся получается пятизначное число, которое легко и быстро можно проверить. Неправильно поставленные в числе цифры укажут на незнание соответствующих органоидов [1].

Например, органоиды можно назвать в следующем порядке: цитоплазма, оболочка, ядро, вакуоля, ядрышко. У учащихся должно получиться число 45123.

Названный прием работы можно использовать в тех случаях, когда за короткий срок учителю нужно убедиться в знании учащимися терминологии.

В каждой из приведенных в пример карточек можно увидеть применение одного или нескольких разнообразных приемов терминологической работы для выявления знаний и умений учащихся.

  1. Игра «горячий стульчик».

Еще одним приемом терминологической работы является игра «горячий стульчик». Суть игры в том, что один из учащихся садится на стул, спиной к доске, а учитель (или его помощник) на доске пишет ряд терминов по изучаемой теме. Задача остальных учащихся к каждому термину на доске придумать вопрос и задать его ученику, который сидит на стуле. А этот ученик должен отвечать на эти вопросы.

Например, при изучении многообразия плодов, учитель пишет ряд терминов на доске, а учащиеся формулируют к ним вопросы.

Зерновка, боб, коробочка, ягода, стручок, яблоко, костянка, орех, тыквина.

  1. Кроссворды.

Одним из известных способов является грамматическая игра - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти и запоминании терминов. Отгадывание кроссворда позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Например, кроссворд можно использовать при изучении темы «Рост и развитие растений».

Задания для кроссворда по теме «Рост и развитие растений»:

1. Тип прорастания, при котором семядоли остаются под землей.

2. Способ распространения семян козлобородника.

3. Один из основных компонентов необходимый для прорастания семян.

4. Ткань, обладающая способностью к активному делению, в результате чего растение растет в течение всей жизни.

5. Тип прорастания, при котором семядоли выносятся на поверхность.

6. Зародыш, приостановившийся в своем развитии, снабженный питательными веществами и окруженный защитным покровом.

7. Способ расселения семян дуба.

8. Развитие организма от зародыша до конца жизни.

9. Способ расселения семян чистотела.

  1. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом.

Например, вопросы при изучении темы «Семейства класса Двудольные».

1.Сколько чашелистиков и лепестков венчика образуется у семейства Крестоцветные?

2.Как называется плод у семейства Крестоцветные?

3.Чем плод стручок отличается от плода стручочек?

4.Видоизменение какого органа наблюдается у некоторых растений семейства Крестоцветные (редис, редька)?

Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую грамотность ученика.

  1. Терминологический опрос.

Например.

Дополните предложения, используя ответы из предложенного списка:

Бесполое размножение

Половое размножение

Вегетативное размножение

Цветок

Опыление

Оплодотворение

Пыльцевые зерна

Зародышевый мешок

Завязь пестика

Зигота

1. Для растений характерны два способа размножения – … и ...

2. Образование новых особей из корня, побега называют …

3. Органом полового размножения растений является …

4. Процесс, при котором пыльца попадает на рыльце пестика, называют

5. Слияние половых клеток называют ...

6. Спермии развиваются в …

7. Яйцеклетки развиваются в … , который находится внутри …

8. При слиянии спермия с яйцеклеткой образуется … (Зигота.)

  1. Правописание терминов.

Суть этого способа заключается в том, что учитель записывает на доске сложные или иностранного происхождения термины, допуская ошибки или пропуская некоторые буквы. А учащиеся должны исправить ошибки или заполнить пропуски.

Например:

1) Найти ошибку - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах (имунитет, пракориоты, храмасома, финотип т.д.);

2) С успехом применят «принцип кроссворда» помогающий в закреплении только что изученных терминов на уроке. Ребята чёрточками отмечают указанное учителем число букв, при этом некоторые из букв он открывает: х л - р - п - а -т (хлоропласт), х р - м - -пл - с т (хромопласт), л – й к - - л – с т (лейкопласт);

3) Вставь пропущенную букву: с…биоз, риб..сома, р..г…нерация, р…флекс, г..нетика (симбиоз, рибосомы, регенерация, рефлекс, генетика).

Таким образом, мы видим, что у учителя есть богатейший арсенал методов и приемов ведения терминологической работы на уроках биологии, которые с успехом можно применить на различных его этапах.

Литература.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Пакулова, В.М. Работа с терминами на уроках биологии: кн. для учителя / В.М.Пакулова. – М.: Просвещение, 1990. – 93 с.

  2. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-метод. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2003. – 197 с.

  3. Теремов, А.В. Формирование биологических понятий на основе использования в обучении структурно-логических схем // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – С. 260-264.

Просмотров работы: 812