ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Павлова Н.В. 1, Юрина Е.А. 2
1Организация ФГБОУ ВО "ШГПУ" Шадринский педагогический университет
2Шадринский педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день важнейшими мировыми проблемами человечества являются глобальные изменения в окружающей среде. Каждый человек должен осознавать важность и сложность изменений в природе, анализировать происходящие изменения и прогнозировать последствия.  

В связи с этим возрастает роль экологического образования в современной школе, начиная с младшего школьного возраста.

Учитывая возрастные особенности и возможности младших школьников, экологическое образование предусматривает формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-ориентированного отношения к природе, социальному окружению и самому человеку. В этом возрасте преобладают эмоциональные процессы, всё происходящее в природе вызывает чувственный отклик.

Организуя познавательную работу со школьниками важно понимать, что в качестве объекта изучения может выступать любая живая система, ее связи с другими живыми системами и окружающей средой.

Деятельностный подход предполагает активную позицию каждого участника образовательной деятельности и позволяет не только оценить свою позицию в состоявшейся деятельности, но и наметить новые цели.

Разнообразная экологическая деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Трудно переоценить значение массовых мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у младших школьников.

К массовым мероприятиям по экологии можно отнести: экскурсии (в природу, краеведческие музеи, зоологические и ботанические сады, зоопарки и т.д.), экспедиции, коллективные походы детей в природу, различные праздники, посещенные международным дням природы. Все виды этих мероприятий дополняют друг друга, обогащая процесс экологического обучения и воспитания младших школьников.

Самой популярной массовой формой для учащихся начальных классов является проведение экологических акций, целью которых выступает формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Для экологической акции мы выбрали международный день птиц. Это фиксированная дата в международном экологическом календаре. Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» первого апреля. В это время птицы прилетают с зимовок, что означает наступление весны.

Данная акция была организована и проведена в рамках, объявленных губернатором Дней защиты от экологической опасности на территории Курганской области в 2016 году.

Акция проходила под своим девизом «Птицы - наши пернатые друзья» и имела наглядную агитацию: детские рисунки, с изображением перелетных птиц, плакаты с призывами к охране птиц, фотоколлажи, на которых были представлены наглядные материалы о том, что было сделано учениками начальных классов и дошкольниками на территории своего образовательного заведения и города (листовки, плакаты, кормушки, скворечники, синичники). Экологическая акция включала проведение праздника «День птиц», развлечения на свежем воздухе, викторины о птицах, выставки рисунков и плакатов, конкурсы поделок, посвящённые птице года – удоду и другим птицам.

Студенты 1 курса педагогического факультета, совместно с волонтерами отряда «Молодая гвардия» и учащимися 4 классов организовали и провели праздник «День птиц» для детей детского дошкольного учреждения «Башмачок».

В гости к ребятам пришла целая научная экспедиция под названием «Орнитологус». Дети узнали от студентов о профессии орнитолога и дали клятву юных орнитологов: «любить и охранять пернатых».

Ученики 4 классов рассказали о значении праздника «День птиц» во всем мире и России. Студенты-волонтёры познакомили ребятам с особенностями празднования этой даты в России и сложившей традицией, ежегодно выбирать птицу года, особо нуждающуюся в защите человека. Для знакомства с птицей 2016 года удодом, ученики загадали загадку и прочитали стихотворения. Студенты рассказали об особенностях внешнего облика и образа жизни этого пернатого и предложили детям собрать пазлы с изображением этой птицы.

В течение всего праздника дети с удовольствием играли в подвижные игры, изображая птиц разных видов, демонстрировали знание перелётных птиц делились своими знаниями о птицах. Дошкольники исполнили песни о птицах, разучили песни-заклички. В завершении акции участники отправились размещать скворечник во дворе детского сада, продолжив тем самым старейшую традицию на Руси, развешивать «птичьи домики».

Таким образом, организованная экологическая акция позволила познакомить дошкольников и младших школьников с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы. Проведение различных экологических мероприятий позволяет формировать как общие представления о необходимости сохранения всех компонентов природы, так и конкретные правила поведения в ней.

Список использованных источников:

  1. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 190 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Гринева, Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие / Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова. – Ульяновск: УИПКПРО,2008. – 84 с.

  3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012.№4.С.36-40.

  4. Дагбаева, Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. –М., 2009.

  5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 2010. - 480с.

  6. Ермакова, Д.С. Экологическое образование после уроков. //Дополнительное образование. 2011. №12. С.15-17.

Просмотров работы: 453