ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНАТОМИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНАТОМИИ

Москвина А.О. 1, Коурова С.И. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с изменением образовательного стандарта проблема самореализации актуальна не только для учащихся школ, но и для студентов СПО. В педагогической науке под самореализацией рассматривается стремление к признанию «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его проявления. В нашем исследовании мы реализуем развитие личности будущих учителей физкультуры, через использование технологии мини-проектов на занятиях по анатомии. На наш взгляд, технология проектов позволяет проявить самостоятельность и творческие способности личности, повысить мотивацию к учению через успешность результатов деятельности обучающихся. Данная технология широко используется в личностно-ориентированном учебном процессе.

Метод проектовэто способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (так трактует это определение Е. С. Полат)

Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.

Учебный проект – это задание, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Организуя групповую работу над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность обучающегося в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности, формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение. Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами студентов, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого участника от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Опытно-поисковая работа по формированию и развитию умений самореализации проводилась на базе Физкультурного колледжа г. Шадринска. В эксперименте принимало участи 23 будущих учителя физкультуры. Исследование включало в себя три этапа – диагностический, формирующий и контрольный. На диагностическом этапе нами был осуществлен анализ программы по анатомии и выделены темы для реализации технологии мини-проектов на занятиях по анатомии ( представлены в таблице 1).

Таблица 1

Темы мини-проектов по анатомии

Наименование раздела курса анатомии

Тема проекта

Раздел 2. Процесс движения.

Влияние каждодневных тренировок на укрепление мышц и увеличение выносливости организма подростка.

Раздел 8. Сенсорные системы.

Влияние громкой музыки на слух подростка.

Раздел 8. Нервные механизмы регуляции.

Влияние сотовых телефонов на центральную нервную систему.

Следующим шагом на данном этапе являлось анкетирование обучающихся с целью выявить насколько им знакома технология проектов.

Анкета включала вопросы с оценкой.

Критерии оценки:

3 балла – умею;

2 балла – иногда получается;

1 балл – чаще не получается;

0 баллов – не умею.

Таблица 2

Анкета

Проектные умения

Оценка в баллах

1. Формулировать проблему

 

2. Ставить цель

 

3. Ставить задачи

 

4. Выдвигать гипотезу

 

5. Выбирать методы и способы решения задач

 

6. Планировать работу

 

8. Участвовать в совместной деятельности:

выслушивать мнение других;

высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

 

9. Использовать Интернет для поиска

информации

 

10. На основе имеющейся информации

составлять мультимедийную презентацию в

Power Point или других программах

 

11. Выступать с презентацией перед аудиторией

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

Результаты анкетирование мы занесли в диаграмму для наглядности представления данных. Всего анкетой было охвачено 23 студента СПО, изучающих анатомию.

Рис.1. Результаты анкетирования на выявление умений написания проектов

Итак, мы получили данные, что 35% учащихся владеют умениями написания проектов, 50% частично владеют умениями, 15% - испытывают большие затруднения при написании проектов. Учащихся, не имеющих навыков написания проектов, нет. Но многие испытвают затруднения в обработке результатов информации, презентации результатов своей работы и публичном выступлении, что снижает эффективность использования технологии мини-проектов в учебном процессе и является препятствием к самореализации. Чтобы продолжить работу по самореализации личности студента, мы предложили выбрать им одну из тем и объединиться в группы для создания проектов. Учащиеся поучили алгоритм для работы над проектом, который включал следующие этапы:

  1. Название.

  2. Учебная тема.

  3. Типология проекта

  4. Цель, поставленная учителем при организации работы над проектом.

  5. Цель, поставленная учащимися при работе над проектом.

  6. План организации проектной деятельности.

  7. Ожидаемый результат.

  8. Затруднения, возникшие при организации проектной деятельности.

На формирующем этапе шла непосредственная работа по реализации проектов на учебных занятиях. Было проведено три занятия по защите мини-проектов. Каждя группа творчески подошла к созданию своего продукта. группа, выступающая с темой «Влияние сотовых телефонов на центральную нервную систему» представила, памятку. В результате все учащиеся были вовлечены в деятельность. Все ученики проявили высокую степень ответственности и активности в достижении положительного результата и обсуждении работ, выполненных другими учащимися. Абсолютно все учащиеся, работающие над проектами, получили высокие оценки за свою деятельность.

На контрольном мы провели сравнительный анализ того, как изменилась картина сформированности личностных качеств. Результаты представлены в виде диаграммы.

Рис. 2. Диаграмма сравнительного анализа результатов ответов учащихся на выявление сформированности отдельных качеств личности.

Таким образом, мы видим следующее:

  1. Количество учащихся с положительной тенденцией в формировании качеств повысилось на 16% .

  2. Количество учащихся с низким уровнем самореализации, самостоятельности и творчества снизилось на 7%.

  3. Количество учащихся, затруднившихся дать ответ на вопросы анкеты. снизилось на 7%.

Исходя из проведенного исследования мы пришли к заключению, что технология мини-проектов оказалась достаточно эффективной для самореализации личности обучающихся. Она является важной составляющей в формировании положительной оценки себя у обучающихся и повышает интерес к изучаемой дисциплине. Задачей педагога при использовании данной технологии является знание технологии, работы с ней и создание оптимальных условий для учащихся при ее реализации в учебном процессе (учет интересов учащихся, выбор актуальных тем, учет психологических особенностей учащихся, четкая спланированность работы, оказание пр необходимости помощи учащимся и др.).

ЛИТЕРАТУРА

  •  
    1. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

    2. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2005. - № 1. – С. 17-24.

    3. Колмогорова С.Е. Интерактивные формы и методы работы /С.Е. Колмогорова // Педагогическая техника. – 2007. – № 2. – С. 18–25.

    4. Современные образовательные технологии: учеб.пособие/ кол.авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: Кнорус, 2010. – 432 с.

    5. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2012. – 96 с.

Просмотров работы: 422