ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Исламова Э.С. 1, Позышева Е.В. 1, Шарыпова Н.В. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача – привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Представим конспект одного из уроков окружающего мира с использованием познавательных опытов.

Тема: «Вода и её свойства»

Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.

Ход урока.

Сообщение темы урока.

- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы – исследователи. И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете, что станет предметом нашего исследования.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

- Ребята, так что же станет предметом нашего исследования? (вода)

Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.

- Какого цвета он вам показался? (голубого)

- Как вы думаете, почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других; голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны, реки и озера нашей планеты)

Слайд презентации с изображение планеты Земля из космоса

- А сейчас мы с вами видим нашу планету такой, какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в два раза больше места, чем суша)

- Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на половину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров.

- Ребята, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)

- Какие из этих природных явлений приходилось вам наблюдать и в какое время года? (разлив реки – весной, снег – зимой и т.д.)

- Как вы думаете, в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд презентации с демонстрацией трех состояний воды.

Лед – твердое, вода – жидкое, кипение воды – газообразное.

- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)

Физкультурная минутка.

- А сейчас, перед тем как начать исследовать воду, я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас вы будете повторять за мной.

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (руки в стороны)

Под водой плывут ерши, – (присели)

Плывет лодочка-краса –

Расписные паруса. (руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища)

Присаживайтесь.

Изучение свойств воды.

- Вода обладает удивительными свойствами. Сейчас мы с ними и познакомимся, и занесем результаты в таблицу, она есть у каждого на парте.

Опыт №1

- Первое, что мы с вами сделаем, это узнаем, имеет ли вода форму? Как вы думаете?

Для исследования нам потребуется колба, стакан с водой. Эти два сосуда имеют разную форму.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

А теперь, запишите этот вывод в таблицу: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в который ее наливают.

Опыт №2

- Имеет ли вода цвет? Как вы думаете? Давайте это проверим?

Оборудование: стакан с водой, полоски – красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, зеленой.

Запишите вывод в таблицу: вода цвета не имеет.

- Все знают, что такое йод? Йод – это простое вещество, которое используют в медицине, обрабатывают раны, например.

- Как вы думаете, если в воду налить каплю йода, каким цветом станет вода?

Правильно, она будет коричневая.

- А также мы можем с вами получить воду голубого или фиолетового цвета, смешав йод с водой и еще с одним веществом, крахмалом.

Опыт №3

- Имеет ли вода запах? Как вы думаете? (предположения)

Оборудование: стакан с водой.

- Сейчас мне нужен один помощник, чтобы проверить имеет ли вода запах.

Возьми стакан с водой, и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод: вода запаха не имеет.

Запишите в таблицу.

Опыт №4

- Прозрачна ли вода? Для определения прозрачности воды нам понадобится: ложка, стакан с водой, линейка.

- Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод: вода прозрачная.

Запишите вывод в таблицу.

Опыт № 5

- Имеет ли вода вкус?

- Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод: чистая вода без каких-либо добавок вкуса не имеет.

Запишите этот вывод в таблицу.

Опыт № 6

- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод: вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Запишите вывод.

Какой общий вывод мы можем сделать о свойствах воды?

Общий вывод: вода – жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, и она текучая.

Релаксация: Вы слышите, как плещется вода, предлагаю вам отдохнуть. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть). Он нас приветствует (протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться (движение пловца). Океан нам очень рад, но нам пора возвращаться, открываем глаза. Давайте помашем ему рукой.

- Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.

Оборудование: стакан с сахаром, стакан с почвой, стакан с медным купоросом, чистая вода.

Ход опыта: в каждый стакан налить воды и размешать.

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы.

- Ребята, а какую воду мы пьем? (очищенную)

- Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки. Дома вы тоже можете самостоятельно очистить воду. При помощи чего? (фильтр)

- Как же надо относиться к воде? (беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода – это наше богатство,

Это важный источник Земли.

И от качества водных ресурсов

Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озера!

Чтобы процветал родной наш край

И тогда, увидите, что скоро

Превратится он в цветущий рай!

- А сейчас, я буду вам называть свойства воды, если вода действительно обладает этим свойством, поднимите руки.

1. Вода имеет запах.

2. Вода голубого цвета.

3. Вода растворитель. «+»

4. Вода обладает способностью течь. «+»

5. У воды нет вкуса. «+»

6. Вода имеет форму.

Подведение итогов урока. Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам за урок!

Таким образом, использование физических и химических знаний на уроках окружающего мира способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а простые опыты постепенно подготавливают их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Рабиза, Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей / Ф. Рабиза. – М.: Детская литература, 2002.

  2. Твои первые научные опыты. Вода. – М.: Литтерра, 2011. – 8 с.

  3. Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – М.: ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.

Просмотров работы: 465