ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Киселева Н.М. 1, Осинцева Д.В. 1, Шарыпова Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Знания по астрономии составляют важную и весомую часть предмета «Окружающий мир». Теоретическая составляющая включает фактические знания, понятия и представления. Учащиеся должны получить знания о месте Солнечной Системы в Млечном Пути, о больших и малых телах Солнечной Системы, о планетах земной группы и планетах гигантах, о карликовых планетах. Они должны научиться рассказать о больших и малых телах Солнечной системы, осуществлять поиск информации по основным астрономическим явлениям, наблюдаемым с Земли в текущем году: затмения солнечные и лунные, метеорные потоки, видимость некоторых планет и комет.

Однако можно отметить не всегда адекватный потребностям и возрастным особенностям младших школьников уровень сложности изложения астрономической составляющей предмета. Поэтому перед учителем начальных классов возникает проблема: как развить у учащегося представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. На наш взгляд, для решения данной проблемы поможет серия экспериментов, с помощью которых учащиеся узнают, как образуются черные дыры, как рождаются звезды, какая самая горячая звезда во Вселенной и многое другое новое и неожиданное о космосе.

Рассмотрим фрагмент учебного занятия темы «Небесные тела» (3 класс, УМК «Перспектива»).

- Ребята, вы сегодня должны раскрыть тайну, как происходит смена дня и ночи.

- Посмотрите на стол и скажите, какие предметы для этого нам понадобятся? (глобус, лампа, флажки)

- Верно. Для того чтобы установить, как происходит смена дня и ночи нам понадобятся эти нехитрые предметы.

- Кто может показать, где находится на глобусе Москва? (отмечаем флажком)

- А где находится Америка? (отмечаем флажком)

- Итак, давайте посмотрим, что происходит с противоположной стороной, когда освещена часть Земли, где находится Москва? (включаем лампу и направляем на глобус; в Америке наступает ночь)

- А когда наоборот? (крутнем глобус; в Америке наступает день, а в Москве – ночь)

- Какой вывод мы можем сделать? Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи: когда одна часть Земли освещена, то на противоположной стороне – ночь)

- А почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)

- Правильно, ребята. Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.

Изучая естественный спутник Земли во втором классе по образовательной программе «Гармония». В ходе объяснения особенностей вращения спутников вокруг Земли можно наглядно это продемонстрировать:

- Ребята, чтобы узнать, о чем мы поговорим, отгадайте загадку:

Шел я мимо, видел чудо

Висит в небе круглое блюдо.

- Что это? (Луна)

- Верно, это Луна. А что вы можете сказать о Луне? (Луна – это естественный спутник Земли)

- Перед вами наша планета Земля и Луна.

- Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

- А расстояние от Земли до Луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.

- Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

- Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Земля и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна: ученик-Солнце вращается вокруг себя; ученица-Земля – вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца; ученица-Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли)

- Молодцы, садитесь.

- Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны. Тот путь, по которому тело движется вокруг другого, более массивного тела называется орбитой.

- А еще, ребята, у нашей планеты есть искусственные спутники. Для того чтобы узнать, как же они вращаются и не разлетаются в разные стороны мы сейчас с вами проведем небольшой опыт.

- Какие предметы нам понадобятся? (стеклянная банка, стеклянный или металлический шарик)

- Давайте попробуем. Держа банку в горизонтальном положении, мы положим в нее шарик. Затем закроем горлышко банки ладонью и начнем крутить банку, пока шарик не раскрутится. После убираем ладонь.

- Ребята, что происходит с шариком? (он крутится некоторое время, а затем останавливается и падает)

- Вот также вращаются на орбите спутники Земли. Их удерживает сила, которая называется центробежной.

Формируя понятие «туманность» в 4 классе при изучении темы «Освоение космоса» можно провести опыт, который наглядно представит учащимся данный процесс:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием, как туманность.

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова «Внутри нашей Галактики: облако разреженных газов и пыли (специальное). Галактические туманности».

- Мы можем сделать вывод, что туманность является газовым или пылевым облаком, внутри которого располагается огромное количество звезд.

- А кто-нибудь из вас знает, к какой галактике принадлежит наша планета Земля? (Млечный путь)

- Правильно, галактика, к которой принадлежит Земля, называется Млечный Путь.

- Сияние туманностей позволяет облаку светиться различными цветами. Через специальные телескопы такие космические образования выглядят своеобразными пятнами с яркой основой.

- Можно смело сказать, что туманность один из самых красивых и поразительных космических объектов с богатой палитрой красок.

- Поднимите руки, кто хотел бы увидеть эти туманности? (поднимают руки)

- Хорошо. Сейчас мы как раз попробуем создать нашу собственную небольшую туманность.

- Посмотрите на стол и скажите, что нам для этого понадобится? (молоко, пипетка, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды)

- Итак, начнем. Первым делом мы наливаем молоко, затем капаем несколько капель разного красителя. После берем ватную палочку, макаем ее в моющее средство и аккуратно опускаем в центр цветной капли.

- Таким образом, что у нас получается? (размытые цвета)

- Они похожи на туманности, которые можно увидеть при помощи специальных приборов – телескопов, в космосе.

Таким образом, использование занимательного материала по астрономии (опытов, экспериментов, заданий) способствует повышению уровня качества знаний учащихся, вызывает у них интерес, помогает усваивать учебный материал в более доступной форме. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет учащихся по-другому взглянуть на окружающий мир.

Список литературы:

  1. Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 284 с.

Просмотров работы: 668