Первым шагом в реализации идеи электронного правительства в нашей стране стала разработка Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» на 2002-2010 г.г., целью которой являлось ускорение процесса информационного обмена между государством и гражданами. В первую очередь данная программа была направлена на предоставление государственных услуг в электронной форме и создание электронного документооборота.
Основные направления программы были направлены на формирование стандартов в сфере информационных технологий, модернизация системы государственного регулирования и законодательства в области информационно-коммуникационных технологий. Также была проведена большая работа в области информационной безопасности и противодействии терроризму. [1]
Однако результаты внедрения показали, что программа оказалась несовершенной. В 2010г. Правительство Российской Федерации одобрило новую государственную программу «Информационное общество» (2011-2020 г.г.), которая стала преемником программы «Электронная Россия».[2]
Целью программы является повышение прозрачности управления, реализация идеи электронного правительства, развитие новых технологий связи, в частности развитие таких сервисов, которые позволили бы записывать на прием к врачу через Интернет, оплачивать все платежи с мобильного телефона и тому подобное. [3]
Создание электронного правительства базируется на следующих принципах:
более широкое вовлечение граждан в дела правительства на всех уровнях управления;
общественный контроль власти и принятых ею решений;
доступность информации, то есть раскрытие правительственной информации гражданам и компаниям на равноправной основе;
ясность и прозрачности власти, то есть государственные решения и информация должны быть понятны и доступны всем гражданам, а не только специалистам в данной области.
В целом концепция электронного правительства является системой принципов, механизмов и инструментов управления, включающей в себя участие граждан в управлении государством, полной прозрачности и подотчетности правительства, а также широкое использование современных информационных технологий в осуществлении сотрудничества с гражданами.
На основании этих принципов были определены следующие задачи:
увеличение количества населения, участвующего в государственном управлении и повышение его доверия; обеспечения общественного контроля; повышение качества управления и государственных услуг; дебюрократизация исполнительной власти.
В таблице 1 приведены задачи, которые позволяет решать электронное правительство в России.
Таблица 1. Задачи электронного правительства
Для граждан: |
Для бизнеса: |
Для правительства: |
Общественная самореализация граждан |
Прозрачность и честность государственных ресурсов |
Повышение качества принятия решений |
Участие в управлении |
Повышение качества госуслуг и надзорных функций |
Общественная поддержка |
Взаимодействие и обратная связь |
Доступность и качество информации |
Эффективное использование ресурсов; |
Влияние на принятие решений |
Улучшение качества государственных институтов. |
|
Удобные и качественные услуги |
||
Общественный контроль |
Чтобы проанализировать качество электронного правительства в России, обратимся к ежегодному обзору E-Government Survey, опубликованному ООН.
В данное исследование включены 193 страны. В основе данного исследования лежит Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index), сформированный по трем показателям:
Индекс Онлайн-услуг (Online Service Index);
Индекс Телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index);
Индекс Человеческого капитала (Human CapitalIndex).
Россия занимает 35-ую строку в мировом рейтинге электронного правительства. Этот показатель хуже, чем в 2014 году, когда Россия была на 27-ой строчке. Среди стран СНГ Россия является единственной, ухудшившей свой показатель. Например, Беларусь увеличила свой показатель на 8 пунктов и занимает 49-ую строчку, а Украина увеличила свой показатель на 25пунктов и таким образом занимает 62-ую строчку. На рисунке 1 изображено наглядное сравнение индекса развития электронного правительства по всем трем показателям. Из диаграммы видно, что в 2016г. по сравнению с 2014г. показатели онлайн услуг и человеческого капитала снизились примерно на 3% в каждом случае, и только индекс телекоммуникационной инфраструктуры вырос на 1%, что в итоге привело к снижению рейтинга. [4]
Рисунок 1. Индекс развития электронного правительства России
Россия имеет лучший показатель онлайн услуг, но значительно отстает по показателям человеческого капитала и телекоммуникаций.
Эксперты ООН считают, что в России электронное правительство обеспечивает:
информацию о государственной политике и законах на 100%;
онлайн платежи и проведение транзакций на 66%;
электронные услуги на 62%;
обратную связь на 89%.
Из рисунка 2 видно, что телекоммуникационная инфраструктура в России находится на достаточно низком уровне, в частности доступ к широкополостному интернету имеют лишь 17,45% абонентов, а пользователями телефонных сетей — 27,67%.
В индексе электронного участия Россия занимает 32-ую строчку, что является хорошим результатом и говорит о наличии электронного правительства с интерактивными функциями и интернет услугами.
Рисунок 2. Индекс Телекоммуникационной инфраструктуры
Проведенный анализ позволяет выделить положительные моменты Государственных программ по информатизации общества. В целом, внедрение и развитие электронного правительства - это новый этап становления демократического государства и общества. В настоящее время современные информационные и коммуникационные технологии могут обеспечить участие в управлении государством всех граждан и тем самым стимулируют развитие гражданского общества.
Электронное правительство обеспечивает гражданам доступ к общественным услугам и упрощает ведение бизнеса, а электронный документооборот служит хорошим инструментом для уменьшения уровня бюррократии и позволяет ликвидировать дублирующиеся функции в правительственных учреждениях.
Успех «Электронного правительства» зависит от активной гражданской позиции населении, его компьютерной грамотностии, развития телекоммуникационных систем и технологий.Будущее электронное правительство должно оставаться открытой платформойи создавать диалог: власть—общество. Это обеспечит прямое участие граждан в процессе принятия государственых решений и контроля их исполнения.
ЛитератураФедеральная Целевая Программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/
Постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 года «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/
Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/
The United Nations E-Government Development Database https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About
Портал государственных услуг Российской Федерации https://www.gosuslugi.ru/
Государственные услуги в Санкт-Петербурге https://gu.spb.ru/
Электронное правительство КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/law/podborki/jelektronnoe_pravitelstvo
Хасаншин, И. А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством / И.А. Хасаншин. - Москва: Высшая Школа, 2013. - 104 c.