С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. № 556 введены новые критерии разделения малого предпринимательства на три категории: микро-, малый и средний бизнес [3]. Предприятия подразделяются на микро, малый и средний бизнес в зависимости от количества работников и объема выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость:
-микропредприятия – до 15 работников; выручка до 60 млн. руб.;
-малые предприятия – до 100 работников; выручка до 400 млн. руб.;
- средние предприятия – до 250 работников, выручка до 1 млрд. руб.
В таблице 1 представлен подробный анализ состояния малого бизнеса в России в 2014г., проведенный автором на основе статистических данных.
Таблица -1. Состояние малого бизнеса в России за 2014 г. [4]
Вид деятельности |
Количество предприятий |
Оборот, млрд. руб. |
Численность рабочих |
||||
Всего |
% к общему количеству |
Средняя численность, тыс. чел |
% к общей численности |
||||
1.Сельское хозяйство и рыболовство |
42386 |
3,8 |
526,9 |
548,3 |
6,3 |
||
2.Промышленность и строительство |
340530 |
30,2 |
5486,1 |
3418,6 |
39,1 |
||
3. Торговля |
563507 |
50,1 |
15396,3 |
3421,4 |
39,2 |
||
4.Оказание услуг, в том числе: |
177880 |
15,9 |
1740,41 |
1340,9 |
15,4 |
||
4.1.НИОКР |
4887 |
0,4 |
150,7 |
89,9 |
1,1 |
||
4.2.Транспорт и связь |
100029 |
8,9 |
1097,7 |
698,4 |
8,1 |
||
4.3.Образование |
6370 |
0,6 |
12,8 |
21,4 |
0,2 |
||
4.4.Здравоохранение |
26413 |
2,4 |
194,4 |
240,5 |
2,7 |
||
4.5.ЖКХ |
40181 |
3,6 |
284,5 |
290,7 |
3,3 |
||
Итого: |
1124303 |
100,0 |
23149,4 |
8729,2 |
100,0 |
Анализ данных, представленных в табл.1, показывает, что основное количество МСП в России заняты в сфере торговли (50,1%). Слабо реализуются возможности использования потенциала МСП в таких отраслях как предоставление коммунальных услуг (3,6%), здравоохранение (2,4%). Наименьшее число малых предприятий занимается НИОКР (0,4%). Это является отрицательным показателем, так как именно научные разработки приводят страну к инновациям и конкурентоспособности на мировом рынке. Государство должно разработать стратегию поддержки малых и средних предприятий, создаваемых для разработки инновационных идей, поддерживать развитие малого бизнеса в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство и рыболовство и в сфере услуг населению: здравоохранение, транспорт.
В России существует два направления поддержки малого предпринимательства, представленные на рисунке 1.
Рисунок 2- Виды поддержки малого бизнеса (разработан автором)
Под инфраструктурой поддержки понимается совокупность различных организаций, фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых учреждений и т. д., которые создаются при участии государственных и муниципальных органов власти или коммерческими структурами. Инфраструктура поддержки состоит из различных по роду деятельности организаций. Под финансовой поддержкой понимается предоставление денежных средств различными организациями предпринимателям малого бизнеса: банковский, частный кредит, лизинг, гранты и т. д. Эти виды поддержки должны стимулировать рост малого бизнеса. [2]
Сегодня в России создаются равные условия для всех предпринимателей, например: получение грантов на конкурсной основе, упрощенная система налогообложения, создается упрощенная система входа в бизнес. В 2015 году для развития малого и среднего бизнеса было создано АО "Корпорация "Малого и среднего предпринимательства", которое осуществляет деятельность в качестве государственного института развития предпринимательства. Данная корпорация занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, а именно:
- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам;
- привлечением денежных средств федеральных и международных организаций;
- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов;
- организация мероприятий, которые направлены на увеличение доли закупок товаров, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия с органами государственной власти РФ, также с органами местного самоуправления и иными организациями;
- обеспечение совершенствования мер государственной поддержки [5].
Вместе с тем существует ряд проблем, которые мешают расширению числа малых предприятий до потенциально возможных пределов. По оценкам экспертов, в нашей стране вклад малого бизнеса в ВВП и занятость составляет 20% и 25% соответственно. Для сравнения, в странах Евросоюза вклад малого бизнеса в ВВП и в общую занятость составляет 50%. России есть к чему стремиться, чтобы изменить существующую ситуацию и улучшить предпринимательский климат.
Государству для эффективной поддержки малого бизнеса необходимо:
- на федеральном и региональном уровне разрабатывать стратегии роста во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны данного сектора экономики;
- в соответствии с развивающимися требованиями экономики совершенствовать нормативно-правовую базу и налоговую систему;
- - осуществлять материально-техническую и финансовую помощь, создавая источники рискового капитала, предоставляя аренду и лизинг на льготных условиях;
- обеспечивать бесплатное профессиональное обучение для начинающих предпринимателей посредством проведения семинаров, лекций и юридических консультаций.
При оптимальной правовой и финансовой государственной поддержке малый бизнес в силу своей мобильности и гибкости может быстро занимать не заполненные рыночные ниши, насыщать рынок товарами и услугами, решать проблемы занятости населения, существенно влиять на экономический рост.
Литература.
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция).
2. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие /– Чита.:2013. – 441 с.
3. «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.consultant.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.gks.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).
5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.smb.gov.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).