ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Шумилова Е.Г. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях увеличение числа малых предприятий до потенциально возможных пределов является важной стратегической задачей российской экономики. Нормативное правовое регулирование развития малого бизнеса в нашей стране основывается на Конституции РФ, регулируется Федеральными законами и иными нормативными актами, в том числе актами органов местного самоуправления. Непосредственно развитие малого и среднего предпринимательства в России регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. ФЗ-№209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Этот закон определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), инфраструктуры поддержки субъектов этого предпринимательства, виды и формы такой поддержки. [1]

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. № 556 введены новые критерии разделения малого предпринимательства на три категории: микро-, малый и средний бизнес [3]. Предприятия подразделяются на микро, малый и средний бизнес в зависимости от количества работников и объема выручки от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость:

-микропредприятия – до 15 работников; выручка до 60 млн. руб.;

-малые предприятия – до 100 работников; выручка до 400 млн. руб.;

- средние предприятия – до 250 работников, выручка до 1 млрд. руб.

В таблице 1 представлен подробный анализ состояния малого бизнеса в России в 2014г., проведенный автором на основе статистических данных.

Таблица -1. Состояние малого бизнеса в России за 2014 г. [4]

Вид деятельности

Количество предприятий

Оборот, млрд. руб.

Численность рабочих

Всего

% к общему

количеству

Средняя численность, тыс. чел

% к общей численности

1.Сельское хозяйство и рыболовство

42386

3,8

526,9

548,3

6,3

2.Промышленность и строительство

340530

30,2

5486,1

3418,6

39,1

3. Торговля

563507

50,1

15396,3

3421,4

39,2

4.Оказание услуг, в том числе:

177880

15,9

1740,41

1340,9

15,4

4.1.НИОКР

4887

0,4

150,7

89,9

1,1

4.2.Транспорт и связь

100029

8,9

1097,7

698,4

8,1

4.3.Образование

6370

0,6

12,8

21,4

0,2

4.4.Здравоохранение

26413

2,4

194,4

240,5

2,7

4.5.ЖКХ

40181

3,6

284,5

290,7

3,3

Итого:

1124303

100,0

23149,4

8729,2

100,0

Анализ данных, представленных в табл.1, показывает, что основное количество МСП в России заняты в сфере торговли (50,1%). Слабо реализуются возможности использования потенциала МСП в таких отраслях как предоставление коммунальных услуг (3,6%), здравоохранение (2,4%). Наименьшее число малых предприятий занимается НИОКР (0,4%). Это является отрицательным показателем, так как именно научные разработки приводят страну к инновациям и конкурентоспособности на мировом рынке. Государство должно разработать стратегию поддержки малых и средних предприятий, создаваемых для разработки инновационных идей, поддерживать развитие малого бизнеса в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство и рыболовство и в сфере услуг населению: здравоохранение, транспорт.

В России существует два направления поддержки малого предпринимательства, представленные на рисунке 1.

Рисунок 2- Виды поддержки малого бизнеса (разработан автором)

Под инфраструктурой поддержки понимается совокупность различных организаций, фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых учреждений и т. д., которые создаются при участии государственных и муниципальных органов власти или коммерческими структурами. Инфраструктура поддержки состоит из различных по роду деятельности организаций. Под финансовой поддержкой понимается предоставление денежных средств различными организациями предпринимателям малого бизнеса: банковский, частный кредит, лизинг, гранты и т. д. Эти виды поддержки должны стимулировать рост малого бизнеса. [2]

Сегодня в России создаются равные условия для всех предпринимателей, например: получение грантов на конкурсной основе, упрощенная система налогообложения, создается упрощенная система входа в бизнес. В 2015 году для развития малого и среднего бизнеса было создано АО "Корпорация "Малого и среднего предпринимательства", которое осуществляет деятельность в качестве государственного института развития предпринимательства. Данная корпорация занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, а именно:

- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам;

- привлечением денежных средств федеральных и международных организаций;

- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов;

- организация мероприятий, которые направлены на увеличение доли закупок товаров, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение взаимодействия с органами государственной власти РФ, также с органами местного самоуправления и иными организациями;

- обеспечение совершенствования мер государственной поддержки [5].

Вместе с тем существует ряд проблем, которые мешают расширению числа малых предприятий до потенциально возможных пределов. По оценкам экспертов, в нашей стране вклад малого бизнеса в ВВП и занятость составляет 20% и 25% соответственно. Для сравнения, в странах Евросоюза вклад малого бизнеса в ВВП и в общую занятость составляет 50%. России есть к чему стремиться, чтобы изменить существующую ситуацию и улучшить предпринимательский климат.

Государству для эффективной поддержки малого бизнеса необходимо:

- на федеральном и региональном уровне разрабатывать стратегии роста во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны данного сектора экономики;

- в соответствии с развивающимися требованиями экономики совершенствовать нормативно-правовую базу и налоговую систему;

- - осуществлять материально-техническую и финансовую помощь, создавая источники рискового капитала, предоставляя аренду и лизинг на льготных условиях;

- обеспечивать бесплатное профессиональное обучение для начинающих предпринимателей посредством проведения семинаров, лекций и юридических консультаций.

При оптимальной правовой и финансовой государственной поддержке малый бизнес в силу своей мобильности и гибкости может быстро занимать не заполненные рыночные ниши, насыщать рынок товарами и услугами, решать проблемы занятости населения, существенно влиять на экономический рост.

Литература.

1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция).

2. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие /– Чита.:2013. – 441 с.

3. «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.consultant.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.gks.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).

5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: официальный сайт компании - Режим доступа www.smb.gov.ru свободный- Загл. с экрана. (дата обращения 27.01.2017).

Просмотров работы: 468