Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (85 бюджетов, из них: 22 республиканских бюджета, 9 краевых и 46 областных бюджетов, бюджеты городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, 1 автономная область и 4 автономных округов), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов2;
Третий уровень – местные бюджеты (24372 городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся:
Бюджеты муниципальных районов,
Бюджеты городских округов,
Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя,
Бюджеты городских и сельских поселений.
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти.
Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
Налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
Неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
земельного налога — по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
Единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
Земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;
Налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;
Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности —по нормативу 100 процентов;
Единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
Государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за искл. Верховного Суда РФ;
За совершение нотариальных действий государственными нотариусами; за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами и т.п.;
За выдачу ордера на квартиру;
За выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
Земельного налога — по нормативу 100 процентов;
Налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 процентов;
Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;
Единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 процентов;
Государственной пошлины.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления как за счет собственных доходов, так и за счет поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов в случае принятия дефицитного бюджета.
Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.
Рассмотрим анализ показателей доходов бюджета Омского района в таблице 2
Согласно таблице 2 можно сделать следующие выводы по доходной части бюджета Омского муниципального района:
В целом доходы района уменьшились на 2,47% за период 2013-2015 гг. за счет статей:
- налог на доходы физических лиц уменьшение дохода по данной статье за 2015 г. составило -41,1%;
- субсидии в 2015 году уменьшились на 38,29 % по сравнению с 2013 годом;
- субвенции поступления в 2015 году составили 695,97 млн. руб., что на 43,66 % больше, чем в 2013 году – 484,44 млн. руб.
Таблица 2 – Анализ плановых показателей доходов бюджета Омского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Абсолютное отклонение, (млн. руб.) |
Темп роста, % |
|||||||
млн. руб. |
Уд. вес, % |
млн. руб. |
Уд. вес, % |
млн. руб. |
Уд. вес, % |
|||||||
НДФЛ |
565,57 |
35,51 |
353,67 |
23,30 |
333,14 |
21,45 |
-232,43 |
-41,10 |
||||
Земельный налог |
65,45 |
4,11 |
85,57 |
5,64 |
100,28 |
6,46 |
34,83 |
53,22 |
||||
НИФЛ |
8,45 |
0,53 |
6,98 |
0,46 |
12,15 |
0,78 |
3,7 |
43,79 |
||||
Спецрежимы |
24,24 |
1,52 |
37,98 |
2,50 |
41,29 |
2,66 |
17,05 |
70,34 |
||||
Иные налоговые доходы |
1,52 |
0,10 |
18,49 |
1,22 |
21,96 |
1,41 |
20,44 |
1344,74 |
||||
Неналоговые доходы |
86,78 |
5,45 |
164,09 |
10,81 |
124,52 |
8,02 |
37,74 |
43,49 |
||||
Субсидии |
349,03 |
21,91 |
171,15 |
11,27 |
215,4 |
13,87 |
-133,63 |
-38,29 |
||||
Субвенции |
484,44 |
30,42 |
668,24 |
44,02 |
695,97 |
44,81 |
211,53 |
43,66 |
||||
Иные безвозмездные поступления |
7,19 |
0,45 |
11,9 |
0,78 |
8,55 |
0,55 |
1,36 |
18,92 |
||||
Итого ДОХОДЫ |
1592,67 |
100 |
1518,07 |
100 |
1553,26 |
100 |
-39,41 |
-2,47 |
Также проведя анализ доходной части показал что:
Исполнение доходной части бюджета Омского района за анализируемый период либо равно 100% либо незначительно ниже, максимальное неисполнение было составило 1.02%.
Неисполнение доходной части приходиться на такие статьи как:
Безвозмездные поступления
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной сиситемы РФ
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Налоговые и неналоговые доходы
Налоги на прибыль, доходы,
Отрицательный темп прироста (2015 г., в сравнении с 2013г.) имеют следующие статьи доходов:
Налоги на прибыль, доходы
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Прочие неналоговые доходы
Прочие безвозмездные поступления
Несмотря на перечень статей доходов имеющих отрицательный темп прироста в 2015 году по сравнению с 2013 годом доходы увеличились на 13,2% или на 195477551,51 руб.
Основными статьями доходов являются:
Налоговые и неналоговые доходы
Налоги на прибыль, доходы
Безвозмездные поступления
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 9 (в ред. от 22 октября 2014 г.).
2. Закон Омской области от 10 мая 2011 года № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 21 апреля 2011 г. № 84).
3. Бюджетное право. Учебник. – СПб.: Деловой двор, под ред. Н.А. Сатаровой, 2012 г. с. 296
4.Бюджетное право: учебник / А.Е. Абрамова,И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. М: Деловой двор, 2014. 296 с.