Для выполнения функций, возложенных на местные и представительные и исполнительные органы они наделяются определёнными имущественными и финансово- бюджетными правами. [2]
Финансовая база местных органов — власти- это их бюджеты. Представленые данным органам бюджетные и имущественные права дают им возможность рассматривать, утверждать, составлять и также исполнять собственные бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Далее в таблице 1 рассмотрим анализ показателей доходов бюджета Исилькульского муниципального района Омской области.
Таблица 1- Анализ плановых показателей доходов бюджета Исилькульского муниципального района Омской области за 2013- 2015 годы.
Доходы бюджета |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
|||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
||
Налоговые и неналоговые доходы |
268 622 |
35, 24 |
173 613 |
21, 91 |
165 418 |
21, 36 |
61, 6 |
Налог на прибыль |
237 154 |
31, 11 |
139 685 |
17, 63 |
123 619 |
15, 96 |
52, 1 |
Налоги на товары/ работы/ услуги, реализуемые на территории РФ |
- |
- |
9 410 |
1, 19 |
6 976 |
0, 90 |
- |
Налоги на совокупный доход |
20 178 |
2, 65 |
20 853 |
2, 63 |
22 905 |
2, 96 |
113, 5 |
Государственная пошлина |
2 323 |
0, 30 |
3 396 |
0, 43 |
3 499 |
0, 45 |
150, 6 |
Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности |
4 464 |
0, 59 |
4 152 |
0, 52 |
4 771 |
0, 62 |
106, 9 |
Платежи при использовании природными ресурсами |
324 |
0, 04 |
294 |
0, 04 |
231 |
0, 03 |
71, 3 |
Доходы от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства |
448 |
0, 06 |
900 |
0, 11 |
493 |
0, 06 |
110, 0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1 428 |
0, 19 |
1 019 |
0, 13 |
849 |
0, 11 |
59, 5 |
Штрафы, санкции, |
2 117 |
0, 28 |
1 723 |
0, 22 |
1 986 |
0, 26 |
93, 8 |
Прочие неналоговые доходы |
163 |
0, 02 |
41 |
0, 005 |
84 |
0, 01 |
51, 5 |
Безвозмездные поступления |
493 744 |
64, 77 |
611 048 |
77, 10 |
608 928 |
78, 64 |
123, 3 |
Итого |
762 343 |
100 |
792521 |
100 |
774341 |
100 |
101, 6 |
Консолидированный бюджет |
874 709 |
114, 74 |
858 496 |
108, 32 |
848 491 |
109, 58 |
97, 0 |
Исходя из таблицы 1 следует сделать вывод о том, что доходы Исилькульского муниципального района, в целом, за рассматриваемый период, показали незначительную динамику роста, а именно на 1,6 %.
В основном, этому росту способствовала положительная динамика государственной пошлины, темп поста которой равен практически 151%. Так же анализируя темп роста доходов, можно выделить ещё один положительный фактор как процент безвозмездных поступлений. Они, за рассматриваемый период возросли с 64 до 78 процентов.
А также, за анализируемый период была выявлена положительная динамика доходов от оказания платных услуг(работ), компенсации затрат государства (темп роста равен 110%) и налога на совокупный доход (113%).
Значительно снизилась доля налоговых и неналоговых доходов с 268 622 тыс. руб. до 165 418 тыс. руб., так же наблюдается отрицательная динамика налога на прибыль- почти в 2 раза, темп роста равен 52, 1%.
Расходы местных ярко отражают экономических, а социальных процессов в Основные стороны местных органов — это и осуществление экономического и на подведомственной им Увеличение числа осуществление различных по развитию ЖКХ и благоустройства населённых влекут за расширение расходной местных бюджетов. Рост связан с строительством и уровня затрат на объектов ЖКХ и бытового назначения.
Далее проведён анализ расходов Исилькульского муниципального района за рассматриваемый период.
Таблица 2- Анализ структуры и динамики расходов Исилькульского муниципального района Омской области за 2013- 2015 годы.
Расходы бюджета |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
|||||
тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
||||
Общегосударственные вопросы |
45 723 |
6, 16 |
48 210 |
5, 98 |
47 738 |
6, 15 |
104, 4 |
||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 151 |
0, 16 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Национальная экономика |
23 009 |
3, 10 |
30 927 |
3, 84 |
34 230 |
4, 15 |
148, 8 |
||
ЖКХ |
3 466 |
0, 47 |
1 172 |
0, 24 |
13 366 |
1, 72 |
385, 7 |
||
Образование |
522 218 |
70, 39 |
572 615 |
71, 03 |
532 617 |
68, 56 |
102, 0 |
||
Культура |
83 800 |
11, 29 |
85 206 |
10, 57 |
75 551 |
9, 73 |
90, 2 |
||
Социальная политика |
28 157 |
3, 80 |
24 443 |
3, 03 |
26 935 |
3, 47 |
95, 7 |
||
Физическая культура и спорт |
2 915 |
0, 39 |
2 494 |
0, 31 |
3 584 |
0, 46 |
122, 9 |
Окончание таблицы
СМИ |
1 590 |
0, 21 |
1 667 |
0, 22 |
1 538 |
0, 20 |
96, 7 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных районов |
29 907 |
4, 03 |
39 453 |
4, 89 |
41 287 |
5, 31 |
138, 1 |
ИТОГО |
741936 |
100 |
806187 |
100 |
776846 |
100 |
104, 7 |
Консолидированный бюджет |
850 666 |
114, 65 |
872 942 |
108, 28 |
845 783 |
108, 87 |
99, 4 |
Анализ структуры расходов Исилькульского района за исследуемый период показал, что основную их часть занимают расходы на образование и составляют 522 218 тысяч рублей, что ровно на 2 процента больше, чем в 2013 году.
Если учитывать 2014 год, то произошло сокращение расходов в 2015 году в сравнении с 2014 годом и это объясняется тем, что в 2014 году направлены дополнительно средства из бюджета муниципального образования из резервного фонда на ликвидацию последствий ЧС в сумме 1,4 млн. рублей.
Доходная и расходная часть – это две дополняющие друг друга и взаимосвязанные части государственного бюджета.
Таблица 3- Анализ структуры и динамики источников финансирования дефицита бюджета Исилькульского муниципального района Омской области.
Источники финансирования дефицита бюджета |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
|||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
||
Источники внутреннего финансирования |
0, 00 |
- |
0, 00 |
- |
0, 00 |
- |
- |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
-24043337,30 |
100 |
-14445497,02 |
100 |
-270840,89 |
100 |
111, 3 |
ИТОГО |
-24043337,30 |
100 |
-14445497,02 |
100 |
-2708740,89 |
100 |
111, 3 |
Дефицит/ профицит бюджета |
24043337,30 |
100 |
14445497,02 |
100 |
2708740,89 |
100 |
111, 3 |
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в решении о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что: на 2015 год в Исилькульском муниципальном районе наблюдается профицит бюджета в размере 2708740,89 тыс. рублей. Бюджетный профицит означает превышение доходов над расходами. С 2013 по 2015 годы наблюдается увеличение профицита бюджета на 11, 3%.
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета следует:
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета. [1]
Список использованной литературы:
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 года N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Грачева Е. Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для магистратуры / Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с. - Режим доступа: http : // znanium.com.