ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ГОРОДА ТАГАНРОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ГОРОДА ТАГАНРОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Туристическая отрасль является одной из ключевых в мире, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а значит поддерживать индустрию туризма по всем направлением необходимо. Основной интерес в привлечении туристов ложится на местные и региональные власти, плюс государственная поддержка проектов.

Туристический потенциал г.Таганрога и региона богат и интересен, но логистические услуги находятся в процессе становления, соответственно туристический кластер развит слабо. Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является установление постоянного диалога бизнеса и органов власти. Это взаимопонимание и готовность к сотрудничеству гарантирует получение положительных результатов становления туристического кластера Таганрога.

Логистические услуги в РФ становятся более востребованными, что стимулирует рост числа логистических компаний, а также востребованности профессии логиста. Для клиентов логистических компаний все более важными становятся качество и сервисные характеристики, а не стоимость услуг.

Южный федеральный округ (ЮФО) занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным субъектом РФ. Через южные морские порты осуществляется около 70% внешнеторгового оборота страны. В регионе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья. Агропромышленный комплекс Юга России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны.В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров. Туристскими центрами области остаются города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Ак-сайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалит-венский, Цимлянский и Шолоховский районы области.

В Ростовской области г.Таганрог один из признанных культурных центров Юга России. Это небольшой провинциальный город Ростовской области с прекрасными природно-климатическими условиями, богатой историей, многочисленными памятниками культурного наследия.

Более 300 лет назад этот приметный мыс «Таган-Рог» привлёк внимание Петра I. Место понравилось. «Здесь будет гавань и крепость» , - решил русский царь. Началась история создания русского флота на южных границах России. Город рос, количество жителей увеличивалось. К началу XIX века Таганрог-торговый город.

Туристический интерес проявлялся уже тогда. Купцы и торговцы ехали не только из России, но и из-за границы. Выгодное территориальное расположение, порт, выход в море, плодородный чернозём , всё это привлекало интерес и внимание известных личностей: Петра I,Екатерины II , Александра I . А.П Чехову посчастливилось родиться в Таганроге и стать известным писателем, Раневской покорять Москву, П.И Чайковскому отдыхать и писать музыку в Таганроге, А.С Пушкину гулять по улице Греческой и сочинять «У лукоморья дуб зелёный…» , а Великому старцу, будущему Святому Праведному Павле Таганрогскому искренне молиться о нас грешных. Все эти личности- сотая часть исторического потенциала города, который со временем может перерасти в исторический кластер, с привлечением отечественных и иностранных инвесторов. Для создания новых гостиниц, домов отдыха, санаториев, детских лагерей, игровых развлекательных комплексов для детей, спортивных площадок, бассейнов, стадионов, ледового катка. Всё это источник привлекательности и интереса для туристов.

Историческое прошлое и реальное будущее Таганрога даёт перспективную возможность развития туристического бизнеса: музейного, архитектурного, экскурсионного, гостиничного, круизного и т.д. Туристический потенциал города является одним из признанных культурных центров Юга России, пользующихся известностью и за рубежом. В городе функционируют: «домик Чехова», «Лавка Чеховых», «театр имени Чехова», «Дворец Алфераки», музей основателя цирковой династии А.А.Дурова, музей «Градостроительство и быт города Таганрога» , музей детского писателя И.Д.Василенко и многие другие( на государственную охрану поставлено 316 памятников архитектуры,истории и культуры, в том числе 167 областного и 14 федерального значения).

Немаловажными туристскими преимуществами при построении современной логистической инфраструктуры, которые необходимо использовать для продвижения города как туристского центра, являются близость Таганрога к другим историко-культурным центрам - Танаису, Азову, Новочеркасску, а также благоприятные природно-климатические условия - теплый южный климат и расположение на берегу Азовского моря. С другой стороны, город инвестиционно привлекателен, в нём высок уровень активности предприятий и организаций.

Город Таганрог-это будущий город туристов, не только России, но и Европы. В перспективе прекрасная набережная протяжённостью на несколько километров, а цветущая морская вода в летнее время – это лекарственный кладезь для врачей и пациентов. Плодородная почва и тёплый климат является источником для созревания вкусных овощей и фруктов, а эта основа для будущего гастрономического туризма.

Большой интерес к историческому прошлому и любовь к городу даёт возможность роста новых перспективных направлений, на осуществление которых требуется время, желание и средства. Хотелось, чтобы на туристический кластер г.Таганрога обратили внимание не только местные власти, но и область.

Первоочередными задачами местной администрации города Таганрога являются:

  • подготовка квалифицированных кадров туристической индустрии;

  • строительство гостиниц;

  • обеспечить транспортной системой;

  • реконструировать школы и стадионов олимпийского резерва;

  • работа студентов волонтёров;

  • улучшить инфраструктуру;

  • сохранить туристические ресурсы;

  • обеспечить занятость населения;

  • поддержать предпринимательство и местную промышленность;

  • оживить региональную экономику

Особенно актуально стоит вопрос о туристическом кластере в предверии ЧМ-2018 по футболу. Таганрог входит в стокилометровую зону от Ростова-на-Дону и станет тренировочной базой для футболистов. Сегодня идёт масштабная реконструкция трассы Ростов-на-Дону-Таганрог. Это событие предполагает строительство гостиниц, реконструкция стадионов, наплыв гостей и туристов. Соответственно уровень туристического кластера нужно повышать или точнее сказать создавать. После проведения ЧМ-2018, финансово-туристический потенциалзаложенный в город Таганрог, можно развить и приумножить. Заинтересованность местной администрации и областной власти может дать плоды решения туристического кластера:

  • запустить комфортабельный поезд «Ласточка»( Ростов-на-Дону-Таганрог);

  • открыть международные и внутрироссийские авиасообщения;

  • реконструировать порт, открыть внутрироссийские и международные морские сообщения(Порт города Таганрога-это выход в Чёрное и Средиземное моря).

Таганрог как туристический кластер может стать необычным явлением, но существуют проблемы, сдерживающие развитие туризма в г. Таганроге. Среди них, выделю важнейшие:

  • Отсутствие надежной, оперативной информационной базы;

  • Невысокое качество обслуживания;

  • Недостаточное использование местного природного наследия;

  • Отсутствие значительных инвестиций в объекты туристского комплекса;

  • Слабое имиджевое продвижение, слабое использование информационного ресурса, позволяющего своевременно, качественно и в полном объеме осведомлять о имеющихся на территории муниципального образования объектов туристской индустрии;

  • Неприспособленность различных секторов туристской индустрии к международным стандартам обслуживания;

  • Большие площади неосвоенных территорий для развития туристского кластера;

  • Неэффективная деятельность по привлечению частного капитала;

  • Муниципальное образование не рассматривается как привлекательный туристский центр потенциальными туристами.

Возможности пути решения:

  • проведение более активной информационной политики через местные СМИ (радио, телевидение, печатные издания);

  • информирование туристского продукта на региональном уровне путем создания интернет сайта;

  • размещения информации о популярных местах отдыха в социальных сетях.

  • реформация всего списка наименований предлагаемых услуг на двух языках;

  • подготовка квалифицированных кадров в ВУЗах города.

  • адаптация уже имеющихся объектов туристической индустрии к действующим стандартам в области предоставления туристских услуг;

  • разработка мероприятий с привлечением администрации, общественности и учебных заведений с целью формирования проектов по созданию мест отдыха для жителей и гостей округа

  • активизация финансирования туристского кластера путем создания бизнес-проектов с целью привлечения заемного капитала;

  • проведение конференций на базе учебных заведений в кооперировании с субъектами туристского бизнеса и администрации муниципального образования.

  • Активизация маркетинговых мер в области проведения исследований:

  • анкетирование населения округа и прилегающих территорий с целью выявления наиболее слабых сторон сдерживающих развитие туризма и существующих потребностей в туристических услугах;

  • создание бренда в области реализации туристических услуг на территории муниципального образования.

Несмотря на то, что Ростовская область не вошла в федеральную программу по созданию туристических кластеров, администрация Таганрога и Южный федеральный университет подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в плане создания и развития туристического кластера в г. Таганроге. Приоритетными направлениями станут проведение совместных научно-образовательных мероприятий, подготовка специалистов для туристской сферы города, реализация инновационных проектов. Перспективы сотрудничества ученых, экспертов, представителей городских властей, туриндустрии, музейного комплекса были рассмотрены и обсуждены во время «круглого стола», председателем которого выступила ректор ЮФУ Марина Боровская. Новая концепция развития города как туристического кластера - проект «Таганрог как туристский кластер: новое прочтение» - была представлена главе администрации Таганрога Андрею Лисицкому.

Город подходит для продвижения туризма по многим показателям: есть как уникальные природно-климатические ресурсы, так и сформированные историко-культурные. В основе концепции следует рассматривать событийный туризм, который может подкрепляться деловыми, спортивными, научными, культурными направлениями. Проведение книжных и возрождение театральных фестивалей, различных культурно-просветительских проектов привлекают в Таганрог туристов не только из Ростовской области, но и из других регионов России. Но нужны и новые события, и новые направления. Соглашение между администрацией Таганрога и университетом подписано, и это только начало большого совместного пути.

В результате разработки программ развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, будет обеспечена возможность учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации областных и муниципальных стратегий социально-экономического развития, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и инвестиционной политики, развития отраслей экономики.

Все эти идеи, проекты, перспективы требуют большого капитала вложения. Учитывая, что Таганрог-южный город России, то туристы и паломники будут ехать с разных уголков нашей страны. Транспортное сообщение города Таганрога разнообразно и удобно: два ЖД вокзала, три аэродрома( в перспективе аэропорт), порт, автовокзал. Соответственно туристы могут выбрать удобный вид транспорта для поездки.

Реализация кластерных проектов позволит максимально полно использовать имеющийся в Ростовской области ресурсный потенциал, разрабатывать и выпускать на рынок востребованную конкурентоспособную продукцию, оказывать стимулирующее воздействие на деловую и инновационную активность, улучшать имидж региона. Деятельность промышленных предприятий – участников кластеров способна оказать мощное влияние на экономику и качество жизни в регионе, придав импульс развитию предпринимательской инициативы в смежных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг.

Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:

  • рациональное использование имеющегося природного потенциала региона;

  • приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;

  • создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона;

  • демонстрация исторического, культурного и духовного наследия народов России;

  • формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;

  • поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере;

  • разработка маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов и создание благоприятного имиджа региона как туристического региона;

  • привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

  • создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

  • создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего туристского бизнеса.

Хочется верить, что жители г.Таганрога и будущее молодое поколение сохранят историческое наследие города, а реализация туристического кластера даст ожидаемые результаты:

  • повышение конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции в валовом региональном продукте и производительности труда на предприятиях–участниках кластеров;

  • формирование кластеров в приоритетных отраслях региональной экономики;

  • рост неценовой конкурентоспособности предприятий Ростовской области;

  • повышение процента локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области;

  • развитие производственной, инновационной и сервисной инфраструктуры кластеров;

  • увеличение количества малых и средних предприятий;

  • развитие инновационного сектора экономики региона;

  • формирование эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций области;

  • рост прямых отечественных и иностранных инвестиций.

Финансовый вопрос для таганрогской администрации может оказаться камнем преткновения в нынешних непростых экономических условиях. Ключевой фактор-создание инфраструктурного пространства, которое побуждало бы людей ехать в Таганрог. Ещё 20-30 лет назад въездной туризм в Таганроге был плановым, группы школьников, студентов из разных городов страны во время каникул посещали музеи, стояли очереди из экскурсионных групп. К сожалению, этот туристический интерес, на сегодняшний день, отсутствует. Полезный опыт прошлого современные городские власти должны переосмыслить и включить в работу.

Актуальность темы исследования туристического кластера в настоящее время характеризуется как одна из наиболее доходных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. На ее долю приходится 10% мирового валового продукта. При этом туризм имеет постоянную динамику роста, а значит, спрос на туристские услуги будет только расти. Туристический кластер Таганрога это колоссальный потенциал, реализовать который можно с успехом, учитывая всю привлекательность и содержательность для туриста

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 г., Россия может войти в первую десятку стран, чьи турпродукты будут наиболее востребованы на мировом рынке туристских услуг. Для того, чтобы прогноз оправдался, необходима эффективная государственная стратегия развития туристического бизнеса в России, способная превратить его в наиболее конкурентоспособную сферу экономики страны.

В последние годы главным инструментом разработки экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности стал кластерный подход. Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах.Таганрог- это перспективный туристический кластер, с положительным прогнозом и динамикой развития. Хочется верить, что туристическая отрасль станет ключевым вопросом на уровне местной и региональной власти. А значит, перспективный прогноз туристического кластера в Таганроге будет реализован.

Многие таганрожцы хотели бы видеть свой родной город одним из туристических центров России. Предпосылок для этого много. Я верю. что исторический город, основанный Петром I, станет центром туристического кластера Юга России.

6

Просмотров работы: 890