СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНЫХ ТОРГОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕНДЕРНЫХ ТОРГОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время количество электронных закупок существенно возросло. Объясняется эта тенденция повышенным удобством. Электронные закупки позволяют заказчику упростить процесс оформления документов, максимально расширить список доступных предложений, а также быстро анализировать их. Однако, несмотря на распространение, процедура проведения относительно нового вида закупок все еще нуждается в существенной доработке и дополнительном правовом регулировании.

Цель работы – дать оценку состояния тендерной деятельности и прогноз ее перспективы.

Тендеры как способ повышения эффективности деятельности организации. Понятие «тендер» – это синоним понятий «торг» и «конкурс», означающий конкурентную форму размещения заказов на покупку либо продажу товаров (предоставление услуг, выполнение работ), удовлетворяющих заранее объявленным требованиям, основанную на принципе состязательности. Сторонами тендера являются его организатор (государственная организация-заказчик, коммерческая структура либо собственник или обладатель права на имущество) и участники (любые юридические либо физические лица, способные исполнить заказ организатора). Выигрывает тендер (то есть заключает контракт на исполнение этого заказа) тот участник, который предложил наиболее выгодные для организатора условия.

Тендер, организатором которого выступает государственный заказчик, называется госзакупкой. Понятие «тендер» применяют также по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений.

Классифицируются тендеры по следующим признакам:

по цели проведения - тендеры на продажу и на закупку,

по процедуре проведения - конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры и др.

по форме проведения - открытые и закрытые.

Открытая форма тендера дает возможность поучаствовать в нем всем желающим, а в закрытой форме приглашения направляются ограниченному числу участников. Закрытый тендер проводится, когда заказ связан с коммерческой или государственной тайной, либо когда круг участников, среди которых проводится тендер, мал, и затраты на проведение открытого тендера не оправданы.

Различают тендеры в электронной и «бумажной» формах. В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке (ЭТП) – «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика. Это -специальные Интернет-порталы, объединяющие заказчиков и поставщиков. Здесь заключают сделки купли-продажи, поставки, оказания услуг, выполнения работ.

Для проведения тендеров для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития отобраны следующие ЭТП:

  1. Единая электронная торговая площадка,

  2. Сбербанк — Автоматизированная система торгов,

  3. Индексное агентство РТС,

  4. Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан,

  5. ММВБ — Информационные технологии.

Заказчиками здесь выступают казенные и бюджетные организации (по закону № 44-ФЗ), а также организации с государственным участием (по закону № 223-ФЗ). Вся информация о государственных тендерах публикуется на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

На коммерческих ЭТП заказчиком может быть любое юридическое или физическое лицо. Эти площадки могут быть общедоступными или корпоративными, т.е. принадлежащими конкретным организациям. Большинство коммерческих площадок объединено в Ассоциацию Электронных Торговых Площадок (www.aetp.ru). Сюда входят:

  • федеральные ЭТП;

  • группы площадок;

  • коммерческие торгово-закупочные системы;

  • электронные торговые площадки по реализации имущества;

  • международные торговые системы.

Членство в Ассоциации позволяет заказчикам приобрести необходимые товары (заказать услуги) с высоким качеством и по низким ценам, а поставщикам – выйти на значительные объемы заказов вне зависимости от их географического месторасположения.

На сайтах ЭТП имеются инструкции для пользователей, желающих принять участие в тендерах. Предъявляются два основных условия:

  • пройти аккредитацию на ЭТП;

  • получить или уже иметь квалифицированную электронную цифровую подпись.

Аккредитация пользователя – это его регистрация в системе ЭТП и подача заявки с приложением электронных (сканированных) копий документов, таких как: выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, учредительных документов, подтверждающих полномочия участника и других. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – это последовательность электронных символов, которая формируется при помощи специального программного обеспечения. Она гарантирует идентификацию пользователя и неизменность подписанного им документа. Электронный документ, подписанный цифровой подписью, признается равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручно. Срок действия подписи составляет 1 год, после чего ее необходимо перевыпустить. Аккредитация бесплатна, но за оформление ЭЦП надо заплатить. Стоимость ЭЦП зависит от тарифного плана, например, можно купить электронную подпись для участия в госзакупках за 4450 рублей, а для участия в тендерах на государственных и коммерческих площадках – за 8250 рублей.

Нормативно-правовой основой тендерных торгов служат два закона:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

По закону № 44-ФЗ все государственные закупки (а это государственные и муниципальные органы власти, а также бюджетные и муниципальные организации) должны проходить в рамках тендеров. По закону № 223-ФЗ тендеры организуют не только организации с государственным участием, но и коммерческие организации, однако они могут вести закупки и по своим правилам.

Тендерные торги в Ростовской области. Ростовская область– субъект Южного федерального округа России. Имеет выход к Азовскому морю, граничит с Украиной. Это важный торгово-деловой центр округа, который поддерживает внешнеэкономические отношения с 95 странами, экспортируя свою продукцию в 70 из них. Большинство государственных и коммерческих торгов реализуются в регионе посредством тендеров. Тендеры Ростова-на-Дону и области размещаются на едином сайте госзакупок России в установленном порядке.

Заключение долгосрочного контракта с госзаказчиком Ростова и области – это не только стабильная прибыль, но и перспектива развивать в будущем отношения с партнерами и заказчиками и набирать опыт, который может пригодиться при работе с новыми тендерами.

В текущем году в области уже проведено более 32 тысяч тендеров. Наибольшее их число относится к следующим сферам:

  • строительные и ремонтно-монтажные работы;

  • сельскохозяйственное производство;

  • туризм;

  • поставки продовольствия;

  • медицина и фармакология;

  • транспорт и пассажирские перевозки;

  • IT-оборудование и программное обеспечение;

  • полиграфия и издательская деятельность;

  • геодезические и кадастровые работы;

  • юридические услуги и консалтинг.

Строительство. В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в Ростове строится современный международный аэропорт «Южный», новый стадион на левом берегу Дона, а также сеть гостиниц и высококлассных автомобильных трасс, идет масштабная реконструкция действующих стадионов и гостиниц, а также спорткомплексов и других общественных зданий. Несмотря на спад в спросе на недвижимость, активность строительства жилья в регионе не снижается - местные застройщики продолжают начатые и начинают новые проекты в надежде на то, что к концу года ситуация стабилизируется.

Сельскохозяйственное производство. Проводимая государством политика импортозамещения стимулирует интенсивное развитие этой сферы деятельности в области, поэтому большинство тендеров июля оказались связаны с ней.

Туризм. Донская столица обладает богатым потенциалом для развития различных направлений туризма – делового, культурного, исторического, студенческого, гастрономического и т.д. В связи с этим проводятся тендеры, связанные с информированием о достопримечательностях Ростова-на-Дону, организацией встреч межрегиональных делегаций, установке по городу интерактивных информационных киосков, организации перевозок туристов на специальном транспорте. С развитием туризма связаны также тендеры, проводимые в рамках целевых региональных программ: "Цифровая энциклопедия", "Город будущего", "Медиа-столица Юга России".

Среди самых дорогих тендеров июля - семь госзакупок на сумму свыше ста миллионов рублей. Среди них:

  • капремонт автодороги "Жирнов-Шолоховский" - 112,5 миллионов;

  • строительство школы в селе Красновском Каменского района - 107 миллионов;

  • строительство системы водоснабжения аэропорта "Южный" - 304 миллиона.

В последние два года правительство области регулярно вносит поправки в региональную законодательную базу, касающуюся тендеров. Они направлены на повышение эффективности государственных закупок и касаются информационного обеспечения реализации этих закупок. Действует сайт государственных закупок, работающий в общероссийском режиме.

Проблемы тендерной деятельности в Ростовской области. Состояние системы тендерных торгов в области, как и во всей России, характеризует наличие ряда проблем, тормозящих ее развитие:

  • сложность процедуры тендера;

  • риск недобросовестного поведения и некомпетентности участников, следствием чего является риск неисполнения заказа;

  • сговор заказчика и участника, например, через излишнюю детализацию технического задания под конкретного участника;

  • рост несостоявшихся тендеров, по которым остается лишь один участник, с которым и заключается контракт по стартовой цене;

  • сговор участников, которые допускаются на аукцион, но не принимают в нем участия, в результате чего контракт заключается по стартовой цене;

  • срыв тендеров «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчика;

  • неформальное урегулирование споров в связи с несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств сторон.

Существуют также причины, по которым организации вынуждены отказываться от участия в тендере, несмотря на его выгодность, например, по причине его высокого стоимостного ценза (стоимость заказа, выставляемого на тендер, должна превосходить две тысячи минимальных оплат труда). Другой пример вынужденного отказа – когда в тендерах типа «запрос котировок» организация предлагает качественно лучший товар (либо услугу), чем конкуренты, но по более высокой цене.

Перспективы развития тендеров. По мнению экспертов, значительное развитие тендерных торгов обеспечит создание Единой информационной системы в сфере закупок, а также интеграция системы электронных торгов России в экономическое пространство ЕАЭС.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). С 1 января 2016 года на смену официальному сайту РФ размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг пришлаЕдиная информационная система в сфере закупок (ЕИС) - это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации.

Целью создания ЕИС является повышение прозрачности госзакупок. Ее сайт размещен по тому же адресу (www.zakupki.gov.ru), а прежний сайт перемещен на адрес www.old.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является полной, достоверной и открытой (за исключением сведений, содержащих государственную тайну), и предоставляется бесплатно. Она включает следующее:

  • планы закупок (с 1 января 2017 года), планы-графики (с 1 января 2017 года), информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);

  • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • нормативные правовые акты, библиотеку типовых контрактов и условий контрактов;

  • реестр контрактов, информацию о закупках и об исполнении контрактов;

  • результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в этой сфере;

  • иную информацию и документы, размещение которых предусмотрено ФЗ № 44-ФЗ, ФЗ № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

Главным отличием ЕИС является максимальная автоматизация процесса закупок от размещения извещения до подведения итогов и исполнения контракта. ЕИС связана с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что в совокупности создает единое информационное пространство.

Переход на Единую информационную систему обещает исключить возможность проведения “договорных” тендеров. Не секрет, что сейчас система распределения заказов не всегда понятна для участников, и некоторые критерии отбора могут вызывать недоумение. Сами разработчики надеются, что открытость и прозрачность торгов позволит снизить нагрузку на надзорные органы и суды, сократив число жалоб со стороны проигравших участников.

Интеграция системы электронных торгов в экономическое пространство ЕАЭС. Важной новостью для бизнеса станет дальнейшая интеграция системы ЭТП в пространство Евразийского экономического союза, участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Например, Казахстан уже с 2016 года применяет систему электронных госзакупок и открыл свой рынок для компаний из России и Беларуси. Взамен казахские бизнесмены получили доступ к ЭТП РФ. По итогам прошлого года казахские поставщики выиграли российские тендеры более чем на 260 млн. тенге и получили свыше 160 госзаказов.

В дальнейшем планируется, что система единых электронных торгов выйдет за рамки трех стран: России - Беларуси - Казахстана и охватит все экономическое пространство ЕАЭС.

[email protected]

http://tenderplan.ru

rostovskaya-oblast.tenderguru.ru/eauc/

www.rostender.info/

Постановлениями №1414 и №1509 с 1 января 2016 года о введении в эксплуатацию Единой информационной системы в сферез акупок

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Список литературы

  1. Агрегатор информации о тендерах и закупках [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://tendernews.com.ua;

  2. Рейтинг эффективности госзакупок [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.cnews.ru;

  3. Про бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://pro-business.kz;

  4. Официальный сайт «О-Тендере.ком» Все про тендерные закупки, организацию, участие, проведение[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://otendere.com.

  5. Сайт о бизнесе и для бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://bisiness.ru

  6. PRO тендеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://protendera.ru

10

Просмотров работы: 562