ДИЗАЙН ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИЗАЙН ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Копылова Е.И. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российский Север – это территория в две трети страны, где сконцентрирована ее ресурсная база. На данный момент вопрос его освоения и экономического развития – необходимость геополитики России. Одним из ее тормозящих факторов является транспортная проблема, а именно отсутствие транспортной инфраструктуры, необходимой для комфортного существования и функционирования человека в условиях средового экстрима.

Процесс освоения Севера начался относительно недавно (в 1953 г.), для этих целей использовалась та же техника, что и для средних широт. В результате – огромное количество отработанной техники, поскольку риск поломки и выхода из строя увеличивается почти на порядок из-за экстремальных условий эксплуатации и невозможности проведения ремонтных работ на месте.

За пол века круг проблем, связанных с освоением Севера расширился, а инфраструктурная проблема из этого списка не исчезла. На сегодняшний день очевидно существование трёх острейших проблем. Демографическая проблема вызвана тем, что массовое переселение на территории, богатые полезными ископаемыми, сменилось стабильным оттоком населения. Инфраструктурная проблема осталась, поскольку, начиная с 1953 года и до сегодняшнего дня, развитие техники для экстремальных северных условий заключалось преимущественно в переоборудовании и адаптации базовых конструкций. Транспортная стратегии РФ до 2030 года направлена на решение этой проблемы: модернизацию средств и объектов инфраструктуры [4].Экологическая проблема появилась, так как крупные корпорации не беспокоятся о сохранении освоенных территорий и их экологическом благополучии.

Эти проблемы необходимо решать комплексно, подключая процесс взаимодействия между дизайнером, инженером и пользователем, для создания требуемой транспортной инфраструктуры. В таком проектировании Север представлен как область исследования для формирования нового подхода в работе дизайнера, как система, в которой надо учесть традиционный опыт [1], практический опыт освоения Севера, накопленный за последние 60 лет, и возможности современных материалов и производства. Необходима теоретическая концепция проектирования транспорта для экстремальных условий. Из последних разработок на эту тему можно выделить принцип сотворчества – дизайн-интерпретация «аборигенного» одушевления [1], [5] и формирование «новой культуры», предметного мира на платформе экологического принципа [3].

Одним из способов разработки транспорта для Севера может стать формирование концепции проектирования на базе принципов системного дизайна, заложенных в конце 60-х годов прошлого века. Становление системного дизайна связывают с Этторе Соттсассом (англ. Ettore Sottsass, 1917-2007, итальянский архитектор и дизайнер), его разработками для «Olivetti» [2, с. 190-191]. Из них выводятся следующие принципы: унификация и стандартизация, на сегодня ставшие неотъемлемыми от промышленного дизайна, и трансформация и модульность – это принципы, представляющие интерес, как возможная основа концепции проектировании транспорта для экстремальных условий, в частности, для Севера. Как способ проектирования и прогнозирования – анализ каждой отдельно взятой функции объекта и материальных воплощений предметной среды, отвечающих именно этой функции, а потом уже формирование собирательного образа конечного объекта. Это позволит на начальном этапе проектирования не только идти от функции, без привязки к стереотипным формам, но и охватить большее количество косвенных аналогов.

Такой метод позволит рассмотреть проектируемый объект подробнее, возможно, сформировав иной подход к проектированию, в частности, транспортных средств для экстремальных условий.

Библиография.

  1. Гарин Н. П. «Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренных жителей)» / Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (специальность 17.00.06 – Техническая эстетика). М.: МВХПУ им. Строганова, 1991.

  2. Зеленов Л. А. Система эстетики: Учебное пособие. – Нижний Новгород – Москва: Изд. ГХИ ННГАСУ, РАО, 2004. – 418 с.

  3. Соколова М. Ф. Экодизайн для северного экстрима // «Архитектон: известия вузов» № 26 - Приложение 2009

  4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/902132678

  5. Усенюк С. Г. «Дизайн для условий Севера. Принцип сотворчества в проектировании транспортных средств»/ Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (специальность 17.00.06 – Техническая эстетика). УралГАХА, 2011.

Просмотров работы: 595