ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рудик А.С. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Региональный опыт оптимизации сетей образовательных учреждений рассматривается в одном случае в направлении кластеризации, а в другом в создании многоуровневых образовательных комплексов.

Первая плоскость стратегического планирования связана с организацией образовательных ресурсов областной системы НПО/СПО по принципу отраслевых образовательно-производственных кластеров. Кластеризация образовательного пространства на основе принципа экономической территориально-отраслевой группировки активно используется за рубежом и доказала свою эффективность. Кластеры формируются посредством локализации на определенной территории межотраслевых (межведомственных) структур, включающих всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности от производства до конечного продукта и сферы услуг.

Кластер представляет собой группу взаимосвязанных организаций: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов, колледжей, профессиональных училищ и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как показывает опыт развитых стран, именно в рамках кластеров наиболее эффективно решаются задачи, связанные с обеспечением конкурентоспособности отрасли.

Определенный опыт применения этого стратегического управленческого инструмента накоплен и в России. В образовании, как правило, используются отраслевые образовательно-производственные кластеры, в которые объединяются действующие учебные заведения разного уровня и производственные единицы соответствующего профиля, реализующие согласованную и совместно реализуемую стратегическую цель повышения качества профессионального образования и развития трудовых ресурсов путем усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и основными заказчиками их деятельности – работодателями.

Наиболее последовательно идея формирования образовательно-производственных кластеров воплощена в Республике Татарстан. Шесть из них относятся к ведению министерства экономики и промышленности: машиностроения и авиастроения, нефтепереработки и нефтехимии, энергетики, легкой промышленности, а также в области высоких технологий. Остальные – к ведению отраслевых министерств.

Таблица 2. Виды образовательных кластеров в Республике Татарстан

Образовательный кластер

Курирующее министерство

1. Добыча и транспортировка нефти и газа.

Нефтехимия и нефтепереработка.

Министерство экономики и промышленности

2. Высокие технологии

3. Энергетика

4. Машиностроение

5. Авиастроение

6. Легкая промышленность

7. Агропромышленный комплекс

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

8. Строительство, архитектура и ЖКХ

Министерство строительство, архитектура и ЖКХ

9. Торговля и сфера услуг

Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества

10.Транспорт и дорожное строительство

Министерство транспорта и дорожного строительства

11. Информационная связь

Министерство связи и информатики

12. Образование

Министерство образования и науки

13. Здравоохранение

Министерство здравоохранения

14. Здравоохранение и искусство

Министерство здравоохранения

В состав сформированных кластеров входят профильный университет, базовые предприятия отрасли, техникумы и профессиональные училища (то есть учреждения начального, среднего и высшее профессиональное образования) и будущие потребители кадров – отдельные крупные предприятия отрасли.

Деятельность кластеров организована на основе Соглашения о сотрудничестве и Устава о некоммерческом партнерстве. Соглашение предусматривает стандартные для образовательных кластеров условия: базовые предприятия отрасли гарантируют трудоустройство выпускникам по заявленной профессии и квалификации, предоставляют обучающимся аттестованные и оплачиваемые рабочие места для прохождения производственной практики, участвуют в создании и оснащении лабораторий и кабинетов, в осуществлении текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, оборудования и иных объектов образовательного учреждения.

При рассмотрении образовательной системы Омской областибыли сделано следующий вывод: в ближайшие годы последствия демографического спада будут серьезно влиять на систему профессионального образования региона. В 2015 году наблюдалось сокращение количества обучающихся на 32%. Это значит, что действительно востребованными окажутся только 35-40% существующих образовательных учреждений.

В последние годы число выпускников вузов в Омской области увеличилось в 2,8 раза, ссузов – в 1,3 раза. При этом на 20% сократилось количество молодых специалистов, окончивших профессиональные училища. Подтверждением этих фактов являются данные, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика количества обучающихся и студентов

учреждений начального, среднего и высшего

профессионального образования

Уровень профессионального образования

Количество обучающихся и студентов (чел.)

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ВПО

108614

110778

113762

СПО

39900

41555

45097

НПО

11655

12669

13994

Вследствие этих изменений складывается неблагоприятная ситуация на рынке труда области, когда на одного рабочего приходится три человека с высшим образованием. При этом служба занятости и формируемый её банк вакансий свидетельствует об обратном: на одного специалиста требуется четверо рабочих.

Это порождает ситуация диспропорций на рынке труда Омской области. Усугубляет проблему отсутствие объективного прогнозирования потребности региона в кадрах по уровню образования. Ещё одной проблемой является различие между возможностями образовательных программ и требованиями работодателей, которые они предъявляют к высококвалифицированному специалисту.

Все вышеперечисленные проблемы требует грамотного и обоснованного подхода, комплексного решения. В связи с этим необходимо привести содержание и структура профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда области в рамках региональной модернизации профессионального образования.

Основными направлениями модернизации системы профессионального образования Омской области являются:

  • формирование современной сети учреждений профессионального образования, оказывающих образовательные услуги в соответствии с задачами социально-экономического развития региона;

  • оптимизация профессионально-квалификационной структуры системы профессионального образования;

  • поддержка и развитие ресурсных центров профессионального образования (современных территориально-отраслевых кластеров профессионального образования);

  • развитие научно-образовательного комплекса Омской области;

  • переход учреждений профессионального образования на новые Федеральные образовательные стандарты.

Формирование сети учреждений профессионального образования происходит через реорганизацию подведомственных Министерству образования Омской области учреждений путем присоединения. Реорганизация обусловлена необходимостью повышения качества бюджетных услуг в сфере начального и среднего профессионального образования, формирования эффективных экономических отношений.

Результатом такой оптимизации является изменение сети образовательных учреждений НПО и СПО.

Таблица 4 - Изменение количества образовательных учреждений НПО

и СПО, подведомственных Министерству образования

Омской области

Уровень образовательного учреждения

Количество учреждений

2013 г.

2014 г.

2015 г.

НПО

28

31

35

СПО

42

42

41

В ходе реорганизации учреждений НПО и СПО удалось создать семь двухуровневых образовательных комплексов на базе учреждений среднего профессионального образования.

Результатами проделанной работы являются:

  • стопроцентная наполняемость обучающимися учреждений;

  • повышение соотношения обучающихся в расчете на одного работника от 3 до 9 человек;

  • повышение профессионального уровня педагогического коллектива;

  • повышение уровня трудоустройства выпускников с начальным и средним профессиональным образованием (с 50 до 75 %).

Такой способ реорганизации образовательных учреждений способствует:

  1. Формированию оптимальной сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом развития экономики Омской области и задач, поставленных в Федеральном законе «Об образовании», регламентирующем совершенствование правового положения государственных учреждений.

  2. Удовлетворению потребности региона на срочную и среднесрочную перспективу в рабочих кадрах и специалистах в соответствующих сферах и трудоустройства выпускников.

  3. Укреплению и развитию социальных и производственных связей образовательных учреждений с хозяйствующими субъектами Омской области.

  4. Исключению дублирования бюджетных услуг в сфере профессионального образования и снижению неэффективных бюджетных затрат.

В том случае, если переход федеральных образовательных учреждений СПО будет проходить под ведомство Министерства образования Омской области, то весь этот процесс будет носить отраслевой характер. Будут создаваться двухуровневые образовательные комплексы подготовки рабочих кадров и специалистов на базе учреждений СПО для агропромышленной, машиностроительной, строительной, нефтехимической отраслей и сферы обслуживания Омской области.

Решение важнейших проблем не может происходить без интеграционных процессов в системе профессионального образования, в частности высшего, которые уже реализуются в рамках создания и развития научно-образовательного комплекса Омской области.

Его развитие осуществляется по следующим направлениям:

1. Научно-методическое обеспечение и сопровождение ресурсных центров подготовки рабочих кадров и специалистов для различных отраслей экономики Омской области.

  1. Формирование единого конкурентного пространства.

3. Формирование единого информационно-коммуникационного пространства системы образования и науки Омской области.

  1. Развитие инфраструктуры инновационно-технологического комплекса.

В рамках направления научно-методического обеспечения функционирования ресурсных центров примером может послужить взаимодействие ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (далее – СибАДИ) и БОУ НПО «Профессиональное училище № 49».

При содействии СибАДИ и «Союза строителей» создается ресурсный центр по подготовке рабочих и специалистов для строительного комплекса Омской области на базе БОУ НПО «Профессиональное училище № 49».

По третьему направлению также ведется активная работа. Во всех муниципальных районах Омской области и в городе Омске созданы ресурсные центры информатизации образования. Научно-методическую поддержку таких точек осуществляет ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». Функционирует веб-сайт с перекрестными ссылками «Система образования Омской области». Организованы совместные дистанционные учебные курсы с привлечением кадрового потенциала четырех омских вузов.

Развитие инфраструктуры инновационно-технологического комплекса идет полным ходом. Успешно функционируют Центр трансфера технологий, Межвузовский центр компетенций, Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор.

Подход Министерства образования и науки РФ направлен как на развитие в регионах системы подготовки и переподготовки кадров, так и одновременно на формирование новых рабочих мест в самой системе профобразования.

Предполагается развитие региональных проектов модернизации системы профессионального образования, предусматривающих следующие направления работы:

  • внедрение инструментов прогнозирования совместно с работодателями потребностей в человеческих ресурсах, их распределения при особом внимании к прогнозу потребностей в переподготовке, переквалификации уже работающих кадров;

  • функционирование и развитие на уровне учреждений, отраслей, регионов структур общественного управления для корректирования образовательных программ на основе экономических прогнозов и привлечения к преподаванию людей из производственного сектора;

  • разработка в регионе новой структуры системы профобразования и программы развития сети учреждений, учитывающей весь имеющийся ресурс на территории региона;

  • развитие предпринимательства с участием вузовской науки, различных форм интеграции образования, науки и производственного сектора.

В итоге, речь идет о создании комплексной и целостной системы профессионального образования во взаимодействии со службами занятости, иными социальными службами и федеральными органами.

Анализ приведенных данных показывает, что в России, в частности в Омской области, проводится большая работа по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Продемонстрированные примеры и статистика свидетельствуют о высокой эффективности создания образовательных кластеров (Республика Татарстан) и образовательных комплексов (Омская область). По мнению автора, создание единой системы профессионального образования позволит повысить качество подготовки конкурентоспособных специалистов для всех секторов экономики региона.

Просмотров работы: 325