ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Малютина В.Д. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
C развитием производства, с ростом его наукоемкости и дальнейшим углублением процесса разделения труда становится очевидным, что достижение намеченных результатов зависит от всевозрастающего числа слагаемых элементов. Среди них первостепенное значение приобретают информационные и консультационные услуги, особенно научно-технического характера. Информация превращается в непосредственную производительную силу, и ее функции изменились настолько, что система информационных и консультационных услуг не может больше развиваться стихийно. В этой связи важно выяснить экономическую сущность процесса информационно-консультационного обслуживания.

Специфика информационно-консультационного процесса в сельском хозяйстве вытекает из объективных особенностей отрасли. В основе отличительных черт отрасли лежат, прежде всего, природно-биологические особенности сельскохозяйственного производства (использование земли в качестве основного средства производства, применение в качестве предметов труда биологических объектов – растений и животных, зависимость от зональных и природно-биологических условий и др.). Природно-биологические особенности обусловливают технико-технологическую специфику отрасли (сезонность производства; протяженность технологических циклов; мобильность большинства средств труда; многообразие и незаменимость факторов, влияющих на результат производства и т.д.). На основе этих отличительных черт в процессе исторического развития сформировались социально-экономические особенности отрасли. С точки зрения ИКО можно выделить следующие из них:

  • экстенсивные факторы в земледелии должны уступать место интенсивным;

  • большая протяженность технологического цикла, зависимость от природно-климатических факторов делает невозможным предсказание заранее результатов производства;

  • необходимо создавать в значительных размерах страховые фонды для бесперебойного обеспечения процесса производства;

  • в условиях многообразных форм собственности требуются особые формы воздействия со стороны государства (реализация научно-технической политики, обеспечение информационной базы, налоговая и кредитная политика и т.д.);

Помимо отраслевых особенностей процесса информационно-консультационного обслуживания в АПК, необходимо учитывать особенности содержания самого информационно-консультационного процесса как такового.

Анализ современных подходов по вопросам эффективного доведения агрознаний до сельских товаропроизводителей [2, с.28] показывает, что можно выделить шесть основных этапов этого процесса (рисунок 1).

 

Научно-технические разработки

Сбор, обработка

и анализ информации

Доведение информации до потребителей, апробация

 

 

Оценка результатов, формирование заказа для науки

Внедрение,

консультационное обслуживание

Обучение кадров, применение новых знаний

 

Рисунок 1. Этапы процесса информационно-консультационного процесса

в сельском хозяйстве

Консультационный бизнес в России, как и во всем мире, является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По темпу роста он уступает только рынку информационных технологий. Эта динамика обусловлена тем, что согласно теории смены технологических укладовв экономике, современное общество находится в фазе активного формирования пятоготехнологического уклада, который характеризуется развитием сектора услуг, геоинформационных технологий, телекоммуникаций, биотехнологий и т.д. Однако не во всех отраслях российской экономики темпы развития одинаковые.

В России из-за неразвитости рыночной инфраструктуры основные услуги по консультированию приходились на финансовую, банковскую и страховую сферы. По мнению экспертов, в ближайшее время произойдет смещение консультационных услуг в область производства.

В зависимости от качества или уровня ситуации, с которой сталкивается организация, консультант может решать: задачи связанные с исправлением ситуации; задачи, связанные с усовершенствованием; задачи, связанные с созиданием.

Подходов, методик, методов и приемов консультирования существует огромное множество. Однако в процессе консультирования выделяют наиболее общие этапы характерные для всех видов консультационной деятельности: подготовка, диагностика, планирование, внедрение, оценка.

Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации клиента.

Таким образом, можно заключить, сущность информационно-консультационного процесса определяется шестью стадиями, эффективность каждой из которых определяется на заключительном этапе, когда затраты на информационно-консультационные услуги окупаются, что ведет к началу нового цикла.

На протяжении многих лет одним из важнейших и принципиальных вопросов является выбор модели управления ИКС (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максималь­ный и быстрый эффект с наименьшими затратами. Нам необходимо учитывать опыт работы консультационных служб в других странах, которые достигли высокого уровня развития сельского хозяйства. В мировой практике существует целый ряд моделей организации и управления ИКС для сельских товаропроизводителей. Каждая из них требует наличия соответству­ющих условий для своего развития, связанных с исторически сложившейся ситуацией в стране или регионе, экономическим положением, государ­ственной аграрной политикой, традициями в отрасли и т.д.

Анализ литературы позволяет выделить следующие модели создания и управления ИКС:

1. Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления – министерства сельского хозяйства, региональные и местные управления и департаменты.

2. Службы, организованные на базе крупных многопрофильных региональных или отраслевых университетов, сельскохозяйственных колледжей и профильных школ.

3. Фермерские организации или объединения по оказанию консульта­ционных услуг.

4. Консультационные службы как подразделения коммерческих фирм.

5. Частные консультационные службы.

Таким образом, учитывая российские особенности, нам представляется целесообразным организация информационно-консультационной службы на базе научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также при управлениях сельского хозяйства. При этом основное финансирование на начальном этапе должно быть бюджетным, с постепенным внедрением платных услуг.

Активное движение России по пути рыночных реформ, интеграция в мировое торговое сообщество делают необходимым быстрое освоение новых методов хозяйствования, внедрения интенсивных энергосберегающих технологий производства, освоения новых рынков сбыта. В связи с этим актуальным для России становится развитие рынка профессиональных консультационных и информационных услуг.

Рисунок 2. Доля ВВП, произведенного в сфере услуг ведущих стран

На рисунке 2 представлены данные о доле ВВП, произведенного в сфере услуг ведущих стран и России. Очевидно, что увеличение темпов экономического роста в целом, развитие отдельных отраслей будет способствовать формированию спроса на услуги, в том числе научно-технического характера.

Рисунок 3. Структура консультационных услуг по отраслям и сферам экономики России

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» (рисунок 3) основной объем консультационных и информационных услуг приходится на промышленность – 59%, при доле ее в ВВП – 33%. А вот минимальный объем услуг приходится на сельское хозяйство – 0,2%, при его долее в ВВП – 7%. Портфель услуг имеет следующую структуру: консультации в области аудита – 46%, налогов и права – 19%, инвестиционного, финансового и стратегического планирования – 14% и лишь 16% на консультации по вопросам технико-технологического и научного развития производства. Перекос в развитии данного сектора экономики очевиден.

На наш взгляд, на современном этапе развития российской экономики крайне неэффективно используется такой важный фактор экономического роста, как интеллектуальный капитал.

Одним из важнейших условий изменения сложившейся ситуации, должен стать процесс развитии системы информационных и консультационных услуг.

Другим важным условием является степень интегрированности инновационного процесса, с точки зрения региональной составляющей.

Все это, обусловливает необходимость развития рынка информационных и консультационных услуг. Обеспечить этот процесс, на наш взгляд, может информационно-консультационная служба АПК или Служба сельскохозяйственного консультирования.

Сегодня в АПК целостного информационно-консультационного и инновационного механизма нет.

Важнейшей задачей в связи с этим является развитие службы сельхозконсультирования на основе интеграции международного опыта и потенциала сохранившейся системы научных и образовательных учреждений. К примеру, в Омской области научно-техническими разработками для агропродовольственного сектора занимаются 9 крупных специализированных учреждений и организации.

Все выше изложенное позволяет заключить, что повышение научно-технического уровня сельскохозяйственного производства и успешное развитие информационно-консультационной системы в АПК невозможно без интеграции всех участников регионального рынка АПК, оказывающих научно-производственные, образовательные, инновационно-информационные и консультационные услуги.

Список литературы

  1. Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК. – Электрон. дан. (1 файл, pdf). – М., 2013. – Режим доступа:mcx-consult.rud/77622/d/otchet_o_monitor_2015.pdf.

  2. Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг: Монография / В.Ф. Стукач, В.М. Помогаев. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. – 120 с.

  3. Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: Учеб. пособие / В.Ф. Стукач. – М.: Агрообразование, 2012. – С. 22-29.

  4. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство : монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гришаева, Е.А. Асташова, В.С. Пецевич [и др]. – Омск : Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2015. – 276 с.

Просмотров работы: 422