В качестве первого концептуального положения по совершенствованию системы информационно-консультационного обеспечения выдвинем следующее предположение: одним из основных принципов успешного развития системы информационно-консультационного обеспечения может быть участие государства в формировании ее элементов и создание институциональных условий для их развития.
В качества второго концептуального положения выдвинем предположение о том, что для эффективного функционирования рынка необходимо наличие неких резонирующих факторов, которые в свою очередь будут воздействовать на доминирующие факторы развития рынка. С целью выделения этих факторов рассмотрим ряд концепций развития рынков [2]. Рассмотрим систему факторов, влияющих на функционирование рынка (таблице 5).
С точки зрения теории отраслевых рынков функционирование отрасли зависит от таких доминирующих факторов, как поведения продавцов и покупателей, технологии и спроса на услуги.
Микроэкономическая теория, сточки зрения развития рынков определяет доминирующие факторы, связанные с закономерностью принятия оптимизационных решений.
С точки зрения теории квазиконкурентных рынков, на функционирование агентов рынка будут влиять барьеры входа и уровень.
Таблица 5 - Факторы, оказывающие влияние на развитие и функционирование рынка информационно-консультационных услуг
Концепция |
Доминирующие факторы |
Резонирующие факторы |
Теория отраслевых рынков |
- поведение продавцов и покупателей; - технологии; - конъюнктура. |
- нормативно-правовое обеспечение; - регуляторная политика; - движение ресурсов; - паритетная развитость учреждений инфраструктуры. |
Микроэкономическая теория |
- микроэкономические параметры; - деятельность агентов рынка. |
|
Теория цен |
- цена. |
|
Трансакционная теория |
- динамика трансакций; - темпы перераспределения рынка. |
|
Теория квазиконкурентных рынков |
- барьеры входа на рынок; - уровень конкуренции на рынке. |
Для эффективного функционирования системы важное значение имеет нормативно-правовое регулирование деятельности агентов. Нормативно-паровое обеспечение создает некие границы дозволенной деятельности субъектов рынка, общие для всех правила пользования услугами объектов инфраструктуры, делает любые рынки прозрачными и понятными для агентов. Нормативно-правовое обеспечение функционирования обеспечивается путем:
разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования, организации торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений;
разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений;
разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации услуг (продукции);
разработки методических документов по оказанию услуг учреждениями.
Регуляторная политика является систематической разработкой и применением общегосударственных средств и институтов в целях формирования методов использования государством своих регуляторных полномочий. Это включает в себя интегрирование политики конкуренции и инициативу открытости рынка в сфере регуляторной политики и изменение культуры регуляторных органов таким образом, чтобы им были систематически присущи гибкость и использование подходов, ориентированных на результат. На развивающихся рынках и в условия однобокой развитости элементов инфраструктуры рынка регуляторная политика имеет важнейшее значение, так как позволяет сбалансировать влияние отдельных агентов, установить искусственные барьеры для недобросовестных участников и т.д.
Важным является то, что идеальная модель системы в реальной экономике практически недостижима, и этот факт является сегодня общепризнанным. Характер и степень компромисса между прямыми рыночными отношениями и отношениями редистрибутивными (административно-командными, распределительными), т.е. предполагающими централизацию, формируют конкретную экономическую систему [18]. Таким образом, полноправными субъектами рыночных отношений в реальной экономике являются институты, оказывающие координирующее и регулирующее воздействие на процессы формирования и развития системы.
Реализация указанного функционала учреждениями инфраструктуры на наш взгляд создаст необходимые условия для формирования или усиления резонирующих факторов на рынке, что неизбежно приведет к формированию новых рыночных условий, комбинаций элементов системы, появлению новых учреждений и т.д.
Исходя из предложенной концепции и результатов проведенных исследований можно сформулировать следующие основные практические задачи развития:
разработать организационные основы специализации и целесообразной комбинации элементов системы, рационализации организационно-экономических связей в системе на всех уровнях, оптимизации управления и планирования;
повысить качество оказываемых услуг, их территориальную и финансовую доступность, номенклатуру, а также мобильность передачи и распространения;
выработать методические указания для планирования развития и размещения организаций и учреждений;
усовершенствовать механизмы финансирования, ценообразования в организации традиционных и новых видов услуг, обосновать необходимость и объем инвестиций;
усилить государственную поддержку учреждений и организаций инфраструктуры, обеспечивающих научно-технический уровень производства и социальную базу.
Важнейшей задачей развития системы информационно-консультационного обеспечения региона является формирование координирующего центра, который будет являться интегрирующим элементом. В свете выдвинутых нами концептуальных положений создание координирующего центра позволит осуществлять администрирование и координацию деятельности учреждений рынка информационно-консультационных услуг.
Мы полностью поддерживаем создаваемую трехуровневую структуру ИКС (федеральный, региональный и местный уровни), основанную на административно-территориальном делении России. Что касается структуры региональной и местной ИКС, то, основываясь на опыте зарубежных стран, мы представляем целесообразным организацию службы в виде сетевой структуры. Ведущим звеном инфраструктуры и интегратором сети должен являться центр, созданный на базе учреждений научного и образовательного блока либо как самостоятельная структура, но с их непосредственным участием.
Целью ИКС такого типа будет является повышение эффективности и устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, рост их рентабельности, научно-технической обеспеченности, информированности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности на внутренних и зарубежных рынках. Необходимо отметить, что ИКС не подменяет деятельность органов управления, а оказывает им помощь в решении общегосударственных и местных проблем формирования и функционирования эффективного аграрного производства.
Учитывая данное обстоятельство, можно отметить, что задачами ИКС регионального и местного уровня будут являться:
активное содействие производителям и переработчикам сельхозпродукции в развитии высокоэффективного производства;
повышение профессионального и культурного уровня руководителей, специалистов и других работников сельского хозяйства на базе современных информационных технологий, методов организации и управления производством;
широкое внедрение достижений современной науки и техники, использование технологий с минимальными общественно необходимыми затратами и рациональным использованием ресурсов, распространение и освоение передового опыта;
ускорение структурной и технологической перестройки в АПК с учетом комплексного развития хозяйств и сельских населенных пунктов, сохранение, восстановление и улучшение природной среды и сельскохозяйственных угодий, обеспечение социального и экологического благополучия региона;
организация взаимодействия звеньев инфраструктуры информационно-консультационного обслуживания с сельскими товаропроизводителями.
Основными методами работы региональной и районных (межрайонных) ИКС в условиях реформирования АПК и становления рыночных отношений должны являться:
оказание практической помощи сельским товаропроизводителям в анализе состояния и перспектив развития хозяйств, составление стратегических и тактических планов развития (с учетом результатов финансового и инновационно-инвестиционного анализов), вариантов реформирования, перевооружения и структурирования производства, совершенствование сбытовой деятельности и оптимизация использования ресурсов;
предоставление ответов на возникающие у товаропроизводителей текущие вопросы по производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности и консультирование по эффективному оперативному управлению предприятием с учетом складывающейся ситуации;
выявление, интеграция и селекция знаний и информации из различных (в том числе международных) источников, поиск новых источников знаний и оперативная ориентация производителей и переработчиков сельхозпродукции, аграрной науки, органов управления и агросервисных предприятий на эффективные технологии и средства агропромышленного производства, совершенствование методов функционирования рынков и анализа рыночной конъюнктуры;
доведение до сельских товаропроизводителей объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
выявление, обобщение и распространение среди товаропроизводителей передового опыта хозяйственных и организационных решений;
стимулирование мотивации сельхозпроизводителей к проведению анализов динамики и прогнозированию развития хозяйства, принятию и реализации рациональных решений, оценке их эффективности;
создание и распространение фондов инновационных продуктов, участие в формировании и осуществлении государственной инновационной политики, оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и осуществлении инвестиционных проектов;
содействие товаропроизводителям в организации связи и взаимодействия с аграрной наукой, предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и финансовыми структурами;
содействие в создании или реорганизации сельскохозяйственных производственных, сбытовых и кредитных кооперативов, агропромышленных и аграрно-финансовых объединений, рынков и других формирований.
Очевидной проблемой ИКС на данном этапе развития является некая обособленность деятельности учреждений системы сельскохозяйственного консультирования, которая в свою очередь обусловлена специфическими организационно-экономическими особенностями создания учреждений. Эти особенности выразились, прежде всего, в делегировании ответственности за развитие этого сектора на регионы, отсутствие внятной бюджетной политики по финансированию службы, а также в полном отсутствие какой-либо законодательной базы.
Анализ современного состояния АПК и системы сельскохозяйственного консультирования, мониторинг информационно-консультационных потребностей позволяют сформулировать основные параметры модели системы информационно-консультационных обслуживания в АПК региона.
Основным рабочим звеном системы могут быть как уже сформировавшиеся в регионах центры сельскохозяйственного консультирования, так учреждения, имеющие значительный научный, интеллектуальный и прочий потенциал. Но наиболее приемлемой на наш взгляд является форма автономного учреждения. При такой организационно-финансовой конструкции информационно-консультационные службы будут обладать автономией в части оказания платных услуг, могут претендовать на получение субсидий из регионального и федерального бюджета на исполнение государственных заданий (например, в рамках ФЦП), могут быть наделены имуществом, будут обладать достаточным объемом административных полномочий и что не мало важно, будут исполнять одну самую главную задачу для которой они и созданы – обеспечение сельских товаропроизводителей информационно-консультационными услугами.
Согласно ст. 10 ФЗ от 3 ноября 2006 года №174 «Об автономных учреждениях» с целью содействия в развитии при учреждении может быть создан наблюдательный совет. На наш взгляд в системе ИКС это один из основных атрибутов способных вывести на новый качественный уровень организацию информационно-консультационного обслуживания в АПК региона. Наблюдательный совет должен состоять из представителей органов власти, представителей отраслевых объединений, представителей научных и образовательных организаций, представителей крупных инфраструктурных предприятий и представителей других заинтересованных сторон.
Функции, прежде всего, регионального центра должны быть принципиально иными, нежели те, которые сложились на сегодняшний день или широко представлены в печати и научной литературе. С новым функционалом региональный информационно-консультационный центр должен представлять собой некий «хаб», обеспечивающий на высоком технологическом и техническом уровне стыковку интересов сельских товаропроизводителей и учреждений и организаций, предоставляющих для них на рыке товары и услуги. При такой концепции не потребуется значительного количества штатных высокопрофессиональны и, как правило, высокооплачиваемых консультантов. Эти специалисты должны будут осуществлять сертификацию консультантов и аккредитацию организаций в системе региональной ИКС, обрабатывать запросы товаропроизводителей и формировать универсальные информаторы или заказы для научных или образовательных учреждений на НИР, ОКР и т.д.
Территориальная доступность районных ИКС для товаропроизводителей делает обоснованным содержание в штате профессиональных консультантов. Однако вопрос организационно-правовой формы не может быть решен унифицированным способом. Решение будет завесить от финансовых возможностей региона и прежде всего района, наличия крупных товаропроизводителей, федеральных и транснациональных холдингов, объединений товаропроизводителей и т.д. Наиболее целесообразно с помощью методов государственной поддержки простимулировать создание в районах частных консультационных служб, кооперативов, центров в составе объединений товаропроизводителей. Доступ в систему ИКС подобных организаций должен быть осуществлен через процедуру аккредитации.
Предлагаемая нами модель схематично может быть представлена следующим образом (рисунок 1).
Учредитель
региональной информационно-консультационной службы
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИКС
Районные ИКЦ в составе АНО
Консультанты-эксперты
по отраслям
Независимые
аккредитованные районные ИКЦ
Специалисты, обеспечивающие использование ИТ технологий
Аккредитованные организации, оказывающие услуги с.-х. товаропроизводителям
Специалисты-организаторы
(создание рабочих групп, групп внедрения, проведение исследований, формирование маркетинговой и финансовой политики и т.д.)
Аккредитованные
консультанты
Рисунок 1. Принципиальная схема организации региональной информационно-консультационной системы
Сегодня не у кого не вызывает сомнение тот факт, что сельскохозяйственное производство - это стратегический ресурс государства. В условиях вступления в ВТО возможности государства по стимулированию развития сельского хозяйства сильно ограничивается. Приоритетными становятся задачи, которые можно решить в рамках «зеленой корзины» - финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; субсидирование информационно-консультационных услуг; финансирование мероприятий по охране окружающей среды и т.д. Опыт развития системы сельскохозяйственного консультирования в России, показывает, что сложившая система не в состоянии решить задачи нового уровня, особенно в условиях бюджетного дефицита регионов.
Предложенная модель в свою очередь лишена недостатков действующей системы, а новый функциональный и организационно-финансовый механизм позволит эффективно использовать бюджетные ресурсы, обеспечить доступ товаропроизводителям к наиболее качественным услугам, усилить обратную связь в звене наука-производство и т.д. Выстроенная по такой модели информационно-консультационная служба АПК России сможет создать новые условия для качественного роста сельскохозяйственного производства.
Список литературы
Отчет об оказании консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК. – Электрон. дан. (1 файл, pdf). – М., 2013. – Режим доступа:mcx-consult.ru›d/77622/d/otchet_o_monitor_2015.pdf.
Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг: Монография / В.Ф. Стукач, В.М. Помогаев. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. – 120 с.
Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК: Учеб. пособие / В.Ф. Стукач. – М.: Агрообразование, 2012. – С. 22-29.
Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство : монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гришаева, Е.А. Асташова, В.С. Пецевич [и др]. – Омск : Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2015. – 276 с.