ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Шевелёва И.С. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Инновационная деятельность в сельскохозяйственных организациях реализуется в основном через инновационные проекты, сте­пень новизны которых зависит от ресурсных и финансовых возмож­ностей этих организаций. Инновационное предприятие – это предприятие, которое формируется на основе содержания и структуры самого инновационного процесса, в частности фундаментальных исследований, прикладных исследований, инновационных разработок, внедрения технических и технологических новаций в производство, выпуске новых видов продукции и ее реализации. Каждое инновационное предприятие является определенным звеном общего инновационного процесса всей страны. Все инновационные предприятия взаимодействуют между собой, поскольку деятельность последующего звена зависит от деятельности предыдущего. Интенсивность внедрения инновационных проектов, т.е. инновационная активность, во многом зависит от ин­новационного потенциала организаций и предприятий и инноваци­онного микроклимата. Их оценка и учет взаимосвязей между собой обеспечивают выбор инновационной стратегии производства сельскохозяйственной продукции [1].

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса [3].

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Одним из главных факторов восприимчивости к нововведениям является инновационный потенциал, который представляет собой меру способности (возможности) и готовности организаций и предприятий, в том числе и финансовую, выполнять поставленные конкретные инновационные задачи. Инновационный потенциал представляет собой совокупность ресурсов, структур и механизмов, которые могут быть использованы для проведения научных исследований, разработки, производства, распространения и использования конкретных видов инноваций. Изменение потенциала организаций и предприятий осуществляется через развитие социально-экономических систем (проектов), осваиваемых ими в сфере производства и услуг. В сельском хозяйстве осуществление определенных стадий инновационного процесса присуще определенному виду организаций. Термин потенциал подразумевает наличие двух свойств: способности и готовности какого-либо предприятия совершать реализацию инновационного процесса [3].

1. Способность – это наличие и сбалансированность структуры инновационного потенциала, а именно ресурсов, необходимых для инновационной деятельности, таких как: наличие высококвалифицированных специалистов-ученых; наличие материально-технической базы (оборудования, информационно-коммуникационных систем, обеспеченность необходимыми материалами); обеспеченность научной информацией, научно-технической литературой, литературой по вопросам патентования, новых наукоемких технологий, изобретений; наличие финансовых ресурсов, которые обеспечивают инновационную деятельность в рамках долгосрочной перспективы, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

2. Готовность – это достаточность потенциала и существующих ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Уровень готовности инновационного потенциала может быть определен с помощью ряда параметров, которые отображают степень развития НИОКР и других направлений деятельности предприятия, которое создает и внедряет новации. К ним относятся: производственный потенциал предприятия, технический потенциал; характеристика продолжительности жизненного цикла продукции, которую изготавливает предприятие; степень интеграции отдельных подразделений между собой; наличие венчурного капитала и возможность создания венчурных малых предприятий в составе компании; доступ к научной информации.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия – это способность к обеспечению нововведений и уровень готовности предприятия к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений [1].

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия.

Предприятия с большим производственно-техническим потенциалом являются в основном более инертными по отношению к инновационным изменениям, чем небольшие фирмы. В то же время небольшие фирмы часто не имеют необходимых ресурсных возможностей для реализации значительных инновационных проектов. Таким образом, предприятия имеют разную восприимчивость к инновациям, разный инновационный потенциал. Структура инновационного потенциала охватывает те элементы предприятия, которые обуславливают его готовность к изменениям: децентрализацию в принятии решений, низкий уровень в формализации и регламентации управленческих работ, способность организационных структур гибко перестраиваться в соответствии с изменениями заданий и условий деятельности. Негативно влияют на инновационный потенциал централизованные иерархические организационные структуры, которые противоречат творческому характеру инновационной деятельности: стабильные отношения и процедуры менеджмента образуют активное сопротивление каким-либо инновациям.

Способом оценивания инновационного потенциала предприятия является SWOT-анализ, который дает возможность не просто оценить способность предприятия реализовывать инновации, но и определить, каким образом влияет на эту способность инновационный климат внешней среды. Стандартная методика SWOT-анализа рассматривается с точки зрения инновационных возможностей, которые может предоставить среда хозяйствования и потенциал самого предприятия. В процессе анализа фиксируют: сильные стороны потенциала фирмы, которые обеспечат ей использование возможностей, что появились во внешней среде (это помогает определить соответствующую стратегию их использования); слабые стороны потенциала фирмы, которые лишают ее шанса использовать новые возможности или создают угрозы для ее существования[5].

Благодаря высокому инновационному потенциалу предприятие может оперативно реагировать на изменения внешней среды, вести инновационный поиск и совершать организационные изменения. Низкий потенциал не обеспечивает таких возможностей; новации при таких условиях вводятся редко и лишь тогда, когда у фирмы появляются трудности со сбытом своей продукции. Однако разработка инновационных решений в ответ на появление проблемы является неэффективным решением. Инновационная политика предприятия должна быть результатом глубокого изучения рынка, постоянного мониторинга действий конкурентов, должна опираться на современные научно-технические достижения в соответствующей отрасли и эффективное использование интеллектуального и творческого потенциала работников. Это даст возможность высшему менеджменту разрабатывать оптимальные инновационные стратегии, которые будут формировать стратегические преимущества предприятия в долгосрочной перспективе.

Основными компонентами инновационного потенциала являются: научно-технический, ресурсный, инфраструктурный, инвестиционный, интеллектуальный, потребительский, предпринимательский и другие виды потенциала. Именно сбалансированное управление этими видами потенциала обеспечивает инновационный потенциал лица, организации, общества, государства и т.д.[3].

При оценивании инновационного потенциала частой ошибкой является его разделение на мелкие компоненты, что делает процесс оценки громоздким и неэффективным, так как упускаются какие-то отдельные спектры влияния. Исследование инновационного потенциала, его оценку важно осуществлять как эффективный результат воплощения стратегии сбалансированного управления социально-экономической системой соответствующего уровня. Только в системном взаимодействии отдельные компоненты инновационного потенциала предприятия генерируют потенцию эффективного и непрерывного инновационного развития.

Путь к оценке инновационного потенциала проходит в следующих этапах:

1) Разработка инновационного проекта. Здесь должны быть выделены составляющие, показатели их характеризующие, и даны их количество и стоимость.

Технико-технологическая составляющая включает определенные виды работ и марки сельскохозяйственных машин. Каждый показатель составляющей должен иметь стоимостное выражение. Сумма этих показателей выводит общую стоимость технико-технологической составляющей.

Кадровая составляющая включает административно-управленческий персонал, специалистов основного производства и обслуживающих служб, рабочих, средний годовой их заработок и затраты на подготовку недостающих работников.

Производственная составляющая включает удобрения, гербициды, пестициды, семена, горючие, корма, животных и другие их запасы, а также стоимость этих показателей.

Природная составляющая включает площади сельскохозяйственных угодий, наличие и состояние водных ресурсов, кадастровую стоимость земли и стоимость воды для производственных целей.

Организационно-экономические отношения инновационного проекта - структура производства, организационная структура, маркетинговая структура, организационно-управленческая структура, маркетинговая структура, система материального стимулирования труда, система учета и контроля.

2) Набор показателей, характеризующих каждую составляющую первого уровня иерархии инновационного потенциала. Формирование инновационной социально-экономической системы требует определенного состава, количества и качества ресурсов, определенных отношений. Их фактическое наличие в организации показывает меру его способности и готовности выполнять поставленные инновационные задачи (использовать конкретный вид инновации), т.е. характеризует инновационный потенциал предприятия.

Уровень инновационного потенциала организации будет зависеть непосредственно от содержания инновационного проекта, а также от общих условий, от используемого уровня инновации, от фактического состояния (их количество и качество) ресурсов и системы организационно-экономических отношений и от того, какие элементы были включены в инновационный проект[2].

3) Определение меры готовности организации, где должен осуществляться инновационный проект. По каждой составляющей определяют наличие ее показателей и их стоимость в подразделениях организации. Определяют финансовые средства организации, необходимые на реализацию инновационного проекта.

4) Определение оценки инновационного потенциала.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) – функция (Ф) – проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности [5].

Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

1) частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

2) интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:

  • дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые обеспечиваю достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей;

  • устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;

  • анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (значительно или незначительно несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;

  • составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению слабых сторон).

Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как два внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:

  • должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;

  • необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части;

  • информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы [3].

Таким образом, инновационный потенциал, понимаемый как сформированная возможность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью более полного удовлетворения существующих или возникающих потребностей, аккумулирует в себе возможность как экстенсивного, так и интенсивного развития через новации. Важна правильная оценка этого потенциала, так как именно она обеспечивает условия для его успешного развития.

Список литературы

  1. Барышева А.В. Инновации: учебное пособие / А.В. Барышева. М., 2013. – 384 с.

  2. Кирьяков А.Г. Основы инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / А.Г. Кирьяков, В.А. Максимов. – М., 2002. – 159 с.

  3. Ковалева И.В. Инновационный потенциал предприятия как неотъемлемый элемент его функционирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/1836.

  4. Першукевич П.М. Научно-методические основы оценки инновационного потенциала и инновационной активности сельскохозяйственных организаций / П.М. Першукевич, И.П. Першукевич. – ГНУ СибНИИЭСХ Россельхозакадемии. - Новосибирск, 2013. – 39 с.

  5. Инновационный потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru.

Просмотров работы: 1573