ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

Фёдорова Л.А. 1, Старцева Е.Е. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире огромное значение уделяется не только профессионализму, но и умению соблюдать деловую этику. Именно соблюдение этих правил отображает серьезность подхода к делу.

Деловая этика является одной из самых молодых и наиболее быстро развивающихся отраслей науки. Курсы по данной дисциплине читаются на Западе, в Соединенных Штатах, как в бизнес-школах, так и в солидных университетах, становясь неотъемлемой частью подготовки экономистов, менеджеров, специалистов в области управления государственных учреждений и общественного обслуживания. Постепенно интерес к деловой этике проявляет и Россия.

Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми руководствуется деятельность организаций и их членов. Она включает в себя эффекты различных порядков: этическую оценку внутренней и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональная этика; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т. д.

Теперь давайте подробнее поговорим об основных принципах и стандартах деловой этики, как для сотрудников, так и для самой организации. Эти принципы дают определённому работнику в любой организации основу для решений, действий, взаимодействий и т. д.

Первый принцип основан на так называ­емом золотом стандарте, согласно которому в рамках служебного положения нельзя допускать по отношению к своим подчиненным, к руководителю, коллегам, к клиентам, поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Второй принцип гласит о том, что необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ре­сурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этическо­го нарушения независимо от того, когда и кем оно было совершено.

Четвертый принцип называется - принцип мак­симума прогресса, т.е. служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию органи­зации с моральной точки зрения.

Пятым принципом является логичное продолжение четвертого - принцип минимума прогресса, согласно которому действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным ус­тоям, традициям происходящих в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индиви­дуального релятивизма и этического релятивизма с требования­ми общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллектив­ное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов.

Десятый принцип - никакого насилия, давления на под­чиненных, выражающегося в различных формах (например, при­казная командная манера ведения служебного разговора).

Одиннадцатый принцип выражается в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации только с помощью постоянных усилий со стороны менеджера и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип гласит о том, что при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) следует учитывать силу возможного противодействия.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансиро­вания доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип рекомендует стремить­ся к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере носит не только бесполезный характер, но и полезные последствия, тем не менее, конфликт является основой для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип говорит о том, что сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит об отсутствии критики в сторону конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и "внут­ренний конкурент" - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно "усмотреть" конкурента.

Здесь предлагаются основные принципы этики деловых отношений. Перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации. Принципы этики деловых отношений должны служить осно­ванием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы. Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития. На тех же этических принципах должна быть построена рабо­та этических комиссий корпораций. Содержание этических кодек­сов фирмтакже берет свое начало из принципов этики.

Как уже было выше сказано, в деловой сфере абсолютно неприемлема агрессивная и вызывающая манера поведения. Часто предприниматели начинают хвастаться собственными достижениями и необоснованно выставлять напоказ огромное количество предметов роскоши. Во всех цивилизованных государствах подобный подход считается признаком дурного тона, свидетельствующим об излишней претенциозности и о неуважении интересов деловых партнеров.

Западные предприниматели очень внимательно относятся ко всему, что говорит их собеседник. Поэтому деловая этика совершенно не допускает пространных рассуждений и разговоров на отвлеченные темы. Любые выводы и замечания обязательно подлежат детальному анализу, поэтому все рассказы о безграничных возможностях могут стать поводом к недоверчивому и настороженному отношению со стороны иностранных коллег.

Большинство отечественных предпринимателей нередко грешат неконкретными высказываниями, непонятными большинству зарубежных коллег. В основе любого бизнеса лежит решение конкретных задач, позволяющих достичь определенных целей. Результатом любых деловых переговоров должно стать прояснение важных вопросов.

Деловая этика создаёт большой круг задач, представленных двумя главными функциями:

  • репутационная функция, заключающаяся в усилении доверия к компании со стороны вероятных инвесторов (акционеров, банков, инвестиционных компаний) и деловых партнеров (клиентов, поставщиков, подрядчиков и так далее). Существование инструмента компании деловой этики стало своеобразным статусом, признаком ее успешности и необходимым условием доброго имени. В результате принятия и реализации документа деловой этики в работу компании растет ее инвестиционный престиж, имидж компании выходит на качественно более высокую ступень;

  • функцией управления деловой этики является регулирование и упорядочение корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и порядочности.

В заключении можно сделать вывод, что важность деловой этики в современном мире очевидна, так как она помогает людям в современных условиях быть вежливыми и коммуникабельными среди своего рабочего коллектива.

Список литературы

  1. Алексина Т.А. Деловая этика. 2015.

  2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. 2003.

  3. Кузнецов И. Деловое общение. Деловой этикет. 2005

Просмотров работы: 1645