ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования информационной безопасности в законодательстве Российской Федерации, так как это направление активно развивается, претерпевая значительные изменения, вызванные внедрением в неё новых правовых, технологических и организационных средств обеспечения.

Вопросы правового регулирования информационной безопасности занимают всё более значительное место в законодательстве Российской Федерации. Проникая во все сферы деятельности общества и государства, информация приобретает конкретные политические и материальные выражения. С учетом усиления роли информации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса нормотворчества в Российской Федерации, целью которого является обеспечение информационной безопасности государства.

Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России.

Согласно Конституции РФ:

  • каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23);

  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24);

  • каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29);

  • каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).

Основоположным законодательным актом в России, регулирующим отношения в информационной сфере (в том числе связанные с защитой информации), является Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в трех взаимосвязанных направлениях:

  • формирование и использование информационных ресурсов;

  • создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения;

  • защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Проведенный анализ нормативных правовых актов в исследуемой сфере позволяет отметить, что, остаётся ряд проблем, требуют дополнительной законодательной регламентации, разъяснения и уточнения. К ним, на наш взгляд, следует отнести:

  1. Отсутствие единообразной трактовки понятийно-категориального аппарата в правовых основах информационной безопасности на уровне федерального законодательства.

  2. Отсутствие чёткого подхода к пониманию содержания терминов «информационная безопасность» и «защита информации».

  3. Различная нормативная правовая трактовка термина «защита информации».

Представляется, что многие обозначенные проблемы преимущественно связанны с коллизией или пробелами нормативных правовых актов на федеральном уровне.

На мой взгляд, представляется целесообразным, прежде чем перейти к освещению первой проблемы обратиться собственно к доктринальной составляющей обозначаемой нами позиции.

Сразу необходимо отметить, понятие «законодательство» трактуется в двух смыслах. В широком понимании «законодательство» - это весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных правовых актов, включая законы, принимаемые высшими законодательными (представительными) органами страны и органами местного самоуправления или при непосредственном волеизъявлении народа, а также подзаконные акты (Указы Президента, постановления правительства), издаваемые органами управления во исполнение законов.

Узкая интерпретация законодательства связывает с ним только законы и законодательные акты, принимаемые высшим представительным органом -парламентом. В целом, система законодательства представляет собой единый комплекс действующих нормативно-правовых актов государства, структурированный на составные элементы в зависимости от характера регулируемых нормативным актом отношений и его юридической силы.

В зависимости от различных критериев можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства. Здесь следует уделить особое внимание вертикальной или иерархической системе законодательства. Критерием деления в данной системе выступают различия нормативных правовых актов по юридической силе и иерархии государственных органов их принявших. Согласно такого деления весь комплекс нормативно-правовых актов делится на законы, издаваемые представительными органами власти или посредством проведения референдума, регулирующие значимые сферы жизни общества и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные акты, которые издаются во исполнение законов и не противоречат им.

Вывод складывается однозначно: в настоящий момент нет чётко определённого, единого подхода в понимании информационной безопасности, процесса её обеспечения и защиты информации, различные законодательные акты имеют свою позицию на данный вопрос, а зачастую могут и вовсе не рассматривать тот или иной правовой аспект данной проблематике.

На основании изложенного, представляется целесообразным сделать следующие выводы: информационная безопасность и защита информации являются не тождественными понятиями, а скорее взаимодействующими процессами, при этом защита информации является составной частью информационной безопасности.

Для Закона защита информации - это процесс, обусловленный выполнением ряда мер, при этом чётко определяются направления их реализации. Закон говорит не только о защите информации от неправомерного доступа, но и защите от более широкого перечня изменений, которые может претерпеть информация - уничтожение, модификация, копирование и т.д. Закон, в отличие от Доктрины, указывает на необходимость защиты информации в контексте неправомерных действий, которые могут быть совершены с ней. В Законе отдельно прописано требование соблюдения конфиденциальности доступа к информации ограниченного доступа, а также о необходимости реализации права на свободный доступ к информации.

На мой взгляд, устранение выявленных проблем представляется возможным в ходе унификации законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности путем принятия нового федерального закона в исследуемой области, либо корректировки ныне действующего закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с целью достижения однообразия в терминологической законодательной трактовке вышеуказанных понятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации - [электронный ресурс ].:- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – (14.12.16)

  2. Правовое регулирование защиты информации в России – [электронный ресурс].:- Режим доступа: http://www.e-nigma.ru/stat/dip_1/ – (14.12.16)

  3. Указ Президента Российской Федерации «О концепции правовой информатизации России» (В редакции указов Президента Российской Федераци от 19.11.2003 г. N 1365; от 22.03.2005 г. N 329) – [электронный ресурс].:- Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102024537&rdk=&backlink=1 – (14.12.16)

Просмотров работы: 1386