ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ЗА РУБЕЖОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информация в ряде случаев имеет достаточно большую стоимость, и обладатель информации пытается предпринять специальные меры по защите ее конфиденциальности, поскольку соответствующие сведения могут дать существенные преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому обладатели коммерческой информации стремятся придать ей статус коммерческой тайны и разработать меры, в основном технического характера, для охраны се конфиденциальности. В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Проанализировав действующее законодательство можно сделать вывод о недостаточной разработке вопроса о правовой основе защиты коммерческой тайне. Нормативно- правовое регулирование института тайны сопряжено с рядом проблем, которые законодатель будет обязан решить, в противном случае практическая реализация механизма защиты таких сведений не будет достаточно эффективной. Тем не менее, вопросы защиты коммерческой, служебной и государственной тайны остаются одним из важнейших направлений. Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям как в России, так и за рубежом. В связи с этим эффективная защита информации предусматривает целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Рисунок 1 – Организационно-правовые формы защиты коммерческой тайны. Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями: законодательный; физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.; организационный. Как показывает практика, включение специальных норм в действующие законодательные акты - процесс длительный и не отвечающий требованиям времени. Остается другой путь - разработка и принятие специального законодательного акта «О коммерческой тайне». Существует также проблема совершенствования правового регулирования защиты информации, составляющей служебную тайну. Представляется наиболее целесообразным установить срок сохранения бывшим работником тайны до двух-трех лет, как это принято за рубежом. Этого срока вполне достаточно, как показывает зарубежная практика, чтобы информация, составляющая коммерческую тайну, устарела и в случае ее разглашения предприятие не понесет огромных убытков. В целях защиты коммерческой информации на российских предприятиях разработаны инструкции по обеспечению сохранности коммерческой тайны, Положение о коммерческой тайне, Обязательство о неразглашении коммерческой тайны, Памятка работнику о сохранении коммерческой тайны, Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Также создаются службы безопасности, которые несут ответственность за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, а также за соблюдение правил доступа и пользования этой информацией. В связи с чем, организовывается допуск к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства. Анализ отдельных элементов судебных исков о защите конфиденциальной информации позволяет определить, что именно защищается в качестве коммерческой тайны, а также при каких условиях информация получает такую юридическую защиту. Во-первых, информация по своей сути должна иметь "неотъемлемый признак конфиденциальности". Во-вторых, информация должна быть связана с условиями, из которых следует обязательство о ее неразглашении. И в-третьих, должно иметь место неправомерное использование этой информации, причиняющее ущерб ее обладателю. Таким образом, система организации правовой защиты коммерческой тайны и за рубежом, включает в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам или подразделений определенный порядок действий. Разработка эффективных способов защиты коммерческой информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия. Изучив выше перечисленные сведения можно сделать вывод о том, что коммерческая тайна, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ФЗ РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». (в ред.Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ).

  2. http://studopedia.ru/3_37307_pravovaya-zashchita.html

  3. 3.http://naar.ru/articles/Kratkij-obzor-zarubezhnogo-zakonodatelstva -po-zashhite-kommercheskoj-tajny/

  4. Андрощук Г.Л., Крайнев П.П. Экономическая безопасность предприятия: защита коммерческой тайны: Монография. - К.: Издательский Дом “Ин Юре”, 2000. - 400 с

Просмотров работы: 308