СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается проблема борьбы за информационное превосходствов виртуальном мире,информационной безопасности, как человека, так и государств.

Для проведения анализа были рассмотрены:«Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности», «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности». Ключевые слова: безопасность, информационные системы, международная безопасность.

Информационная безопасность характеризуется способностью государ­ства, общества, социальной группы, личности обеспечить защищенность информационных ресурсов для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности.

Стоить отметить, что информационная безопасность важное и очень сложное, многообразное направление в общей системе национальной безопасности любого государства. Информационная безопасность затрагивает про­блемы военной, экономической, политической, этнической, демографи­ческой, идеологической, продовольственной и др. безопасности государства.

Быстрые темпы развития и распространения информационных тех­нологий, полная автоматизация всех работ по сбору и формированию статистической информации, внедрение крупных баз с данными огра­ниченного распространения требуют создания целостной системы бе­зопасности информации.

Проблема международной информационной безопасности вышла на международную повестку дня в 1990-е гг. и с тех пор не утрачивает актуальности. Международные переговоры по проблемам информационной безопасности ведутся на двусторонней основе, а также в рамках глобальных и региональных международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС и др.

На сегодняшний день на международных встречах самого высокого уровня часто поднимается вопрос информационной безопасности, разрабатываются международные документы в этой области.

Одной из проблем, стоящих на пути наращивания международного взаимодействия и сотрудничества, а также выработки международно-правовых норм в области информационной безопасности является отсутствие консенсуса относительно терминологии.

Россия выступает за широкий подход к определению содержания понятия «международная информационная безопасность», включая в нее как технические аспекты (безопасность информационных сетей и систем), так и обширный круг политико-идеологических аспектов :

манипулирование информацией;

пропаганда посредством глобальных информационных сетей;

информационное воздействие.

Страны Запада, прежде всего США, придерживаются узкого подхода, ограничиваясь техническими аспектами, и используют иную терминологию — «кибербезопасность». В документах ГА ООН международная информационная безопасность трактуется, прежде всего, исходя из характера угроз. Традиционно выделялась «триада угроз» международной информационной безопасности — использование ИКТ в террористических, преступных и военно-политических целях. В частности, подобный подход к определению угроз был закреплен в ряде резолюций ГА ООН, посвященных проблематике информационной безопасности .

Россия в 2013 году в документе Основы государственной политики в области международной информационной безопасности на период до 2020 года добавила к триаде угроз опасность вмешательства во внутренние дела суверенного государства посредством ИКТ, нарушение общественной стабильности, разжигание межэтнической, межнациональной розни [2]. По сути, это стало реакцией России на события «арабской весны», когда социальные сети и блоги активно использовались для координации протестного движения.

У России имеются ряд договоров с государствами - участниками Содружества Независимых Государств по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но Российская Федерация продолжает диалог с другими странами для разработки новых документов в этой сфере. Уже на протяжении нескольких лет на международной арене Россия отстаивает термин "международная информационная безопасность".

В сентябре 2011 года «Проект конвенции об обеспечении международной информационной безопасности» был представлен Россией и другими государствами-членами Организации Объединенных Наций на международной встрече высокопоставленных должностных лиц, курирующих вопросы безопасности, в Екатеринбурге. Основные положения документа были сжаты в список 23 основных вопросов, представляющих интерес для России в информационном пространстве. Этот документ был разработан Институтом проблем информационной безопасности (IISI) Московского государственного университета совместно и Советом Безопасности и МИД России. К данной конвенции уже присоединились Китай и Индия, в рамках сотрудничества с которыми Россия провела в 2012 ряд переговоров о методах контроля над распространением информации в сети Интернет. Следует также отметить, что в 2011 году Россия и Китай уже подписали проект резолюции Генассамблеи ООН по общим правилам поведения в интернете.

«Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности» включает некоторые положения, которые безоговорочно принимаются другими государствами. Среди них и избежание нарушения прав и свобод, и «использование информационных технологий и средств для осуществления враждебных действий и актов агрессии»[4] . Но в то же время ряд вопросов вызвали противоречие со стороны США, Великобритании и некоторых других государств. В основу этого противоречия легла система взглядов, или так называемый «западный консенсус» по вопросам использования и управления информацией. Эти взгляды, регулярно озвучиваемые на международных мероприятиях, таких как Лондонская международная конференции по киберпространству, прошедшая 1-2 ноября 2011 г., выражаются также в ряде опубликованных международных документов.

Следует отметить значительное число международных инициатив по информационной безопасности в последние годы. Необходимость отражения киберугроз также была обозначена в Стратегической концепции НАТО 2010 г. В июне 2011 г. вступило в силу Соглашение между Правительствами государств – членов ШОС в области обеспечения международной информационной безопасности [3].

Деятельность международных организаций не ограничивается созданием площадок для дискуссий и принятием международно-правовых актов, также создаются специализированные центры, принимаются и реализуются программы действий. В 2009 г. был создан Центр оценки и мониторинга киберугроз НАТО в Эстонии. В рамках ОДКБ реализуется утвержденная президентами Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности.

Программа охватывает такие направления, как сотрудничество в политической сфере, совместные научные и исследовательские разработки и обмен информацией о достижениях в этой области, подготовка кадров, унификация законодательной и нормативно-правовой базы, совместное обеспечение безопасности государственное управление: проблемы и перспективы№4(33)/2014 49 жизненно важных объектов, проведение совместных мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий.Более того, с 2009 г. в рамках ОДКБ проводятся специализированные учения под названием «ПРОКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»), направленные на отработку опыта совместного противодействия информационной преступности.

Принципы ответственности государств, такие как территориальность, сотрудничество, обмен данными, самооборона могут рассматриваться как отправная точка для международного сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности.

В заключение следует отметить, что России нужно продолжать вести со всеми странами политический диалог для создания прочной базы международного сотрудничества, не прекращать двусторонние контакты с заинтересованными странами, которые также обеспокоены не только за национальную безопасность страны, но иза информационную, ведь на сегодняшний день информация может выступить как оружие нового времени.

Литература:

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года. Утвержден 01.08.2013 / Совет Безопасности РФ // http://www.scrf.gov.ru/ documents/6/114.html

  2. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности // Официальный сайт Министерства Иностранных Дел РФ (http://www.mid.ru). 19.12.2016

  3. Соглашение между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. 2011 г

Просмотров работы: 693