Сергей Есенин – один из немногих в русских поэтов, который по праву мог сказать о себе: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Основным мотивом лирики этого самобытного поэта является любовь к родному краю, к полям, лугам, озерам. Но больше всего его душу согревали воспоминания о родном селе Константиново Рязанской губернии. С деревней связывал поэт все лучшее. Здесь он научился чувствовать природу, слышать ее голос, ощущать гармонию с миром. Очевидно, поэтому образ деревни пронизывает все творчество Сергея Есенина. Деревня для поэта становится воплощением родины.
«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза» [3, с.38].
Уже в начале творческого пути в стихах Есенина детали деревенского быта соседствуют с пейзажными зарисовками. Хотя трудно назвать зарисовками стихотворения, в которых образы природы оживают: «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» [3, с.11], «а по двору метелица ковром шелковым стелется…» [3, с.11]. В изображении деревни в стихах этого периода преобладают натуралистические зарисовки («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…» [3, с.45], «Потонула деревня в ухабинах, заслонили избенки леса…» [3, с.51]). Но даже такая деревня дорога сердцу поэта («Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу» [3, с.52]). Природа у Есенина – не застывший пейзаж: она живет, чувствует, горячо сопереживает судьбам людей.
Революцию Есенин воспринял как возможность изменить деревню, вдохнуть в нее новую жизнь. В поэме «Инония» он рисует сказочный деревенский уклад. При этом романтические интонации поэмы свидетельствуют о туманных, несбыточных надеждах автора:
«В синих отражаясь затонах
Далеких моих озер
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор» [3, с.153].
Уже первые «революционные преобразования» в деревенской жизни привели к разорению села. И Есенин, для которого деревня составляла смысл поэтического творчества, не мог не замечать этого. В его поэзии начинается период разочарования, появляются кабацкие мотивы. В стихах 1920 года («Исповедь хулигана» [3, с.189-192], «Сорокоуст» [3, с.181-184], «Я последний поэт деревни» [3, с.185-186]) звучат проклятия в адрес наступающей городской цивилизации, которая разрушает вековой уклад крестьянской жизни.
В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» [3, с.199-200] поэт предвидит невозможность сосуществования с миром новых революционных идей: «Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «Здравствуй ты, моя черная гибель…», «Город, город, ты в схватке жестокой окрестил нас как падаль и мразь», «Все же песню отмщенья за гибель пропоют мне на том берегу»).
Мысленно возвращаясь в прошлое, Есенин пытается понять происходящее, обрести некие нравственные ориентиры. Поэтому в его стихах звучит тема дома, деревенского дома («Письмо к матери» [3, с.235-236]); родных мест («Возвращение на родину» [3, с.239-243], «Низкий дом с голубыми ставнями…» [3, с.267-268], «Анна Снегина» [3, с.510-536]).
Особенно ярко есенинское самовосприятия на фоне происходящих в стране перемен проявилось в стихотворениях «Русь уходящая» [3, с.275-278] («Остался в прошлом я одной ногою, стремясь догнать стальную рать, скольжу и падаю другою») и «Русь советская»: «Я никому здесь не знаком, а те, что помнили, давно забыли…», «… некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приют», «Пуская меня сегодня не поют – я пел тогда, когда мой край был болен», «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам»).
А после был «Черный человек», символизирующий тему расчета с прошлым, но все же, завершающим аккордом поэтической биографии Сергея Есенина, чья лирика «жива одной большой любовью, любовью к родине», можно считать следующие строчки:
«Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь» [3, с.251].
Литература:
1. Бухарин Н.И. Злые заметки // Октябрь. – 1927. – №. 2.
2. Вентцель Н.Н. // Новое время. – Пг. – 1916. – 27 авг.
3. Есенин Сергей. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худож. лит-ра, 1965.
4. Иванов Г. Есенин // Русское зарубежье о Есенине: В 2 тт. – М., 1993. – Т. 1.
5. Иванов-Разумник Р., Лундберг Е. И др. // Пролетарская культура. – М., 1918. – №. 4.
6. Львов-Рогачевский В. Поэзия новой России. – М., 1920.
7. Творчество С. А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры. [Электронный ресурс]. URL:http://cheloveknauka.com