ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Масленникова А.А. 1, Карасева О.А. 1
1УГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобальный экологический кризис, охвативший всю планету, продемонстрировал человечеству опасность выбранного пути. Он показал, что природа уже не может без помощи человека восстановиться, а многие процессы приобрели необратимый характер. Все это заставило современное общество осознать разрушительность пути повышения уровня потребления, ведущего к неминуемому уничтожению среды обитания человека. По мнению ученых, истоки сегодняшнего кризиса, носящего антропологический характер, лежат в культуре, философии и психологии техногенной цивилизации. Причинами, стоящими в основе кризиса отношений между человеком, обществом и природой явились

а) исторически предопределенное потребительское мышление человека;

б) разделение и дисгармония в развитии отдельных частей культуры;

в) дегуманизация общества;

г) преобладание технократического подхода.

В связи с этим российское общество обратило внимание учителей и преподавателей на необходимость формирования экологической культуры у подрастающего поколения и молодежи. В научной литературе понятие «экологическая культура» исследовано довольно хорошо. Под экологической культурой зарубежные и российские ученые понимают

• особую культуру, присущую «экологическому сообществу» (братству) (С.И. Забелин; В.И. Вернадский)

• экологический авангард общества (L. Milbrath),

• тип культурной рефлексии, возникающий в эпоху модернизации и роста населения планеты (M. Douglas, A. Wildavsky),

• специфический тип протестной культуры, возникающий на пересечении растущих ожиданий населения в условиях демократизации и снижающегося качества среды непосредственного обитания миллионов людей (A. Vari, P. Tamas, A. Temkina),

• специфический срез человеческой культуры, детерминируемый господствующим способом производства (P. Dickens),

• специфический вид этики, моральный императив, система заповедей (E. Partridge, В.Е. Борейко, Н.В. Морохин) и т.д.

Доктор философских наук О.Н. Яницкий считает, что экологическая культура личности отражает характер взаимоотношений человека и среды его обитания. Под «экологической культурой» автор понимает «ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивида, группы, сообщества) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной» [3, с.17]. По мнению О.Н. Яницкого, экологическая культура является составной частью этики и морали, так как определяет не только отношение человека к природе и принципы охраны природы, но и этические основания отношений общества и среды его обитания [3]. Проф. Г.П. Сикорская единодушна с О.Н. Яницким и трактует экологическую культуру как часть общечеловеческой культуры, определяющей характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой [2]. Экологическая культура проявляется в системе ценностных ориентаций, которые мотивируют природосообразную деятельность человека. Этот вид культуры реализуется в области образования, науки, искусства, верований, в обычаях и традициях, а кроме того в поступках, способах активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Экологическая культура способствует воспитанию и самовоспитанию экологической ответственности перед будущими поколениями [1].

В структуру экологической культуры включены специальные знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, ценностные ориентации, экологические потребности, мотивация экологически сообразной деятельности, практическая деятельность по сохранению природной среды, экологическое мировоззрение [2].

В связи с широким изучением феномена экологической культуры в современной научной литературе нашли отражение некоторые важные методологические аспекты. Во-первых, как уже было сказано выше, экологическая культура формируется в процессе социальной практики, которая может быть потребительской или даже разрушительной (ведь современный человек или общество живет за счет природных ресурсов, а это значит, за счет всей среды обитания) и созидательной, «воспроизводственной, конструирующей» [3, с.18] включающей охранительную, защитную, когда человек озабочен обустройством среды своего обитания. Во-вторых, экологическая культура может быть элитарная и массовая. Элитарная экологическая культура подразделяется на идеологизированную и сайентистскую. В-третьих, экологическая культура порождается и воспроизводится деятельностью «ключевых социальных институтов» [3, с.18].

Таким образом, следует отметить, что формирование экологической культуры личности учащейся молодежи важнейшая составляющая образовательного процесса вуза. Ценностное отношение субъекта к среде обитания формируется в процессе познавательных, хозяйственных, обучающих и иных практик, то есть в ходе практического освоения мира человеком, фиксируется в нормативно-ценностных системах, реализуется в действиях социальных акторов и институтов.

Список использованной литературы

1. Бормотова О.А., Масленникова С.Ф. Ценность нравственной ответственности для студентов лесотехнического университета / О.А. Бормотова, С.Ф. Масленникова. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: www.science-education.ru/130-23885

2. Сикорская Г.П., Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 202 с.

3. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007. – 271 с.

Просмотров работы: 438