ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И МОЛОДЕЖИ

Масленникова А.А. 1, Бормотова О.А. 1
1УГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эстетическому воспитанию подрастающего поколения и молодежи сегодня придается огромное значение. Образовательные организации различного уровня включают в свои воспитательные программы эстетическое направление, которое предполагает работу не только в классе/аудитории и во внеклассной/внеаудиторной деятельности обучающегося, но и его самообразование, саморазвитие, подводящее к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. Поэтому в научно-педагогической литературе этот вопрос рассматривается довольно широко, но изменяющиеся социально-экономические условия жизни человека требуют пересмотра некоторых теоретических и практических аспектов проблемы.

Под эстетическим воспитанием в педагогической науке понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания, ценностного отношения личности и соответствующей ему деятельности. В более узком смысле, эстетическое воспитание – это направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки, целями которого являются: а) развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; б) совершенствование эстетического сознания; в) включение в гармоничное саморазвитие; г) формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры [1].

Теоретико-методологические основания эстетического воспитания лежат в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Поэтому долгое время понятия «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» трактовались как синонимы, сущность и содержание которых отождествлялись. Это связано с особой ролью искусства, из сокровищницы которого каждая эпоха отбирает свой круг художественных произведений, получающих статус образцовых. По нашему мнению, художественное воспитание является частью эстетического и реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании (преимущественно в области искусства), в творческой и художественно-педагогической деятельности. Оно осуществляется в профилированных (музыкальных, хореографических, художественных) учебных заведениях. Таким образом, искусство всегда выступает влиятельным средством эстетического воспитания и развития личности.

Практика эстетического воспитания, его научное осмысление шли сложными путями в условиях различных цивилизаций. К конце 90-х гг. основные тенденции развития эстетического воспитания и научных представлений о его сущности, формах, средствах, условиях предстают в неоднозначных, диалогических отношениях и взаимосвязях: 1) традиционная (классическая) ориентация на эстетическое воспитание человека, чувствительного к красоте и прекрасному в искусстве и реальности, ориентированного на нормативные идеалы; 2) трансформированная модернизированная неоклассическая ориентация эстетического воспитания человека, опирающегося в своём эстетическом сознании, как на традиции, так и на преобладавшие в 20-80-х гг. концепции социологизаторского характера в эстетике и теории эстетического воспитания; 3) ориентация на основе переосмысления мирового опыта эстетического воспитания, обоснования идеала эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельность людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре (при этом охватывается вся художественная культура - от первобытного и самобытного этнического, искусства примитива и т. п., художественных ремёсел до ритуального и культового искусства). Ориентация на развитие адекватных XXI в. эстетических сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и искусстве опирается и на новую интерпретацию истории классической эстетики, и на современные философско-эстетические, психологические, педагогические, искусствоведческие теории; 4) эклектичные ориентации различного характера с включением новых целей эстетического воспитания и категориальных понятий, нередко заимствованных из различных научных теорий либо конструируемых искусственно [2].

Наиболее перспективна в России 3-я ориентация, которая опирается на концепции Ф. Шиллера, П. Е. Георгиевского, А. Ф. Лосева, Р. Арнхейма, С. М. Эйзенштейна, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского, П. А. Флоренского. Именно эта тенденция, определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. Эстетическое воспитание направлено на содействие раскрытию диапазона эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), её потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве, творчестве, рефлексии и анализе) [3].

В конце XX в. большой вклад в теорию эстетического воспитания учащихся внесли Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский и др. видные отечественные педагоги и деятели культуры. Ими разрабатываются несколько концепций художественно-эстетического образования и воспитания, обеспечивающих позитивное влияние искусства на мировоззрение, характер взаимоотношений и общения формирующейся личности, развитие ее творческого потенциала. Соотношение воспитательно-образовательных компонентов должно быть определено для каждой возрастной группы. Лишь при ориентации на личностный характер воздействия искусства возможно избежать схематизации при первых шагах навстречу художественному миру. Стандартные требования правомерны лишь для старших школьников, студентов [2].

В начале XXI века в целях устранения многих негативных тенденций в культуре и образовании Министерством образования Российской Федерации была разработана «Концепция художественного образования в Российской Федерации» (далее «Концепция»), нацеливающая на повышение значимости художественной культуры в воспитании и образовании, в формировании на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества. Под художественным образованием понимается процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Концепция опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства: право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям; свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности; обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [4].

Таким образом, реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного и эстетического образования и воспитания.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т.Т.2 / Гл. ред. А.П. Горкин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

2. Веремьев А.А. Синергетический подход в исследовании системы художественно-эстетического воспитания. // Искусство и образование. 2013 №06 (86) – 160 с. – С. 45-55.

3. Олешкевич К.И. Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: технологический подход: дисс. ... канд.пед.наук./К.И. Олешкевич. – Химки, 2014. – 202 с.

4. Приказ от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» // http://www.alppp.ru/law/obrazovanie-nauka-kultura/kultura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001-1403.pdf (Дата обращения 16.11.2016)

Просмотров работы: 586