ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ

Гостева П.П. 1, Моргунова А.Т. 2
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
2ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель работы–анализ и систематизация правовых аспектов деятельности аварийных комиссаров с целью дальнейшего развития всего института аварийного комиссариата и создания единых стандартов оказываемых ими услуг.

Институт аварийных комиссаров является сравнительно новым явлением в российской правовой системе, и законодательство РФ не содержит каких-либо специальных нормативных актов, регулирующих их деятельность. Юридические основы этой деятельности определены не четко.

В п.9 ст.294 части второй Налогового кодекса РФ [1] обаварийных комиссарахговорится, как о виде специалистов (в т.ч. экспертов, сюрвейеров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страхового случая, урегулирования страховых выплат.

Также понятие «аварийный комиссар» существует в общероссийском классификаторе профессий, утверждённом Госстандартом в категории ОК 016-94 [5].

Аварийный комиссар (отфр.commissaire d’avaries, от средневекового лат. commisarius- уполномоченный) - юридическое или физическое лицо, обладающее специальными квалифицированными познаниями по оценке причиненного ущерба, причин страхового случая и др., которое по поручению страховщика оказывает услуги по определению причин и характера события, имеющего признаки страхового случая, и размера причиненных им убытков [6,7].

В связи с таким определением на практике часто возникает вопрос, не является ли деятельность аварийного комиссара страховой деятельностью, подлежащей лицензированию в соответствии со ст.32 Закона "Об организации страхового дела в РФ"? [4] Здесь важно, что выполнение функций аварийных комиссаров не связано с заключением договора страхования, не оплачивается непосредственно из денежных фондов, формируемых из страховых взносов, и, соответственно, не является страховой деятельностью и не подлежит лицензированию.

Подобная деятельность не запрещена законом и не входит в перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Поэтому в соответствии со ст.49 части первой Гражданского Кодекса РФ [2] создание службы аварийных комиссаров возможно в любой организационно-правовой форме.

Согласно ст.25.5 КоАП РФ [3], для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении. По гражданским делам возможно ведение дел в суде через представителей.

Для автовладельца, имеющегостраховку КАСКО, самое существенное в этом то, что аварийный комиссар может осуществлять в административном и гражданском суде функции защитника или представителя клиента, а также выступать в качестве свидетеля по делу. В случае необходимости он может привлечь адвоката для оказания помощи своему клиенту.

Зная о частых спорах по ДТП и страхованию автомобиля,а также проблемах, возникающих при возмещении страховых выплат, эта функция аварийного комиссара особенно полезна при решении проблем с КАСКО и ОСАГО.

В соответствии с п.2.5 Правил дорожного движения [6] водитель, причастный к ДТП, обязан произвести ряд обязательных действий, невыполнение которых влечёт за собой административную ответственность (ст.12.27 КоАП РФ) [3]. Закон, однако, не запрещает третьим лицам, в частности, представителям службы аварийных комиссаров, при этом помогать водителю в осуществлении данных обязанностей, к примеру, оказывать доврачебную медицинскую помощь участникам ДТП, содействовать в установлении очевидцев происшедшего и др.

Поэтому все аварийные комиссары, если и не имеют юридического образования, то хотя бы должны разбираться в правовой стороне вопроса.

Аварийный комиссар должен обладать следующими качествами:

- уметь компетентно и четко отвечать на вопросы и задавать из;

- уметь грамотно оформлять все необходимые документы;

- знать юристов, к которым, если необходимо, можно обратиться при необходимости;

- правильно оформлять акт осмотра автомобиля;

- оказывать помощь автовладельцу в правильном формулировании объяснений;

- общаться со свидетелями и участниками ДТП.

Аварийный комиссар обязан:

- провести осмотр поврежденного имущества;

- расследовать обстоятельства наступления страхового случая;

- принять меры к спасанию имущества и уменьшению убытков;

- сделать заключение, относится ли данное событие к страховому случаю, т. е. подлежит ли оно страховой защите;

- провести, если это возможно, оценку ущерба;

- собрать все относящиеся к событию документы;

Итог работы аварийного комиссара – составление отчета (аварийного сертификата), который является свидетельством ДТП. Аварийный комиссар может использовать современные технические средства (фотосъёмку, аудио- и видеозапись и др.). Результаты использования технических средств также включаются в отчёт и могут служить доказательствами в суде. Страховые компании осуществляют выплаты на основании соответствующих документов от ГИБДД и иных государственных органов, а также отчёта аварийного комиссара о страховом случае [8].

Следует отметить, что аварийный комиссар лишь оказывает содействие водителю, причастному к ДТП, в выполнении им обязанностей, соответствующих п.2.5 ПДД [5], а также психологическую и консультационную помощь. При этом водитель не освобождается от обязанности обращения в органы внутренних дел (сообщить о случившемся в полицию, в необходимых случаях ожидать прибытия сотрудников полиции и др.).

Таким образом, роль аварийных комиссаров в оказании помощи водителям, представляется весьма важной и необходимой. Защищая права и законные интересы автолюбителей, оказывая помощь страховым компаниям и ГИБДД, службы аварийных комиссаров призваны обеспечить качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП.

Тем не менее, институт аварийных комиссаров нуждается в законодательной поддержке. Созданный, в нашей стране Всероссийский Союз Аварийных комиссаров (ВСА), целями которого являются развитие института аварийного комиссариата, создание единых стандартов обслуживания и выражение мнения комиссаров на всероссийском уровне, выступает за принятие закона о том, чтобы "бескровные" аварии рассматривались без участия ГИБДД и аварийные комиссары самостоятельно оформляли мелкие ДТП.

За рубежом уже давно при мелких авариях водители самостоятельно заполняют бланки, отвозят их в свои страховые компании и разъезжаются по автосервисам. За границей аварийные комиссары занимаются несколько другой работой, чем в России - расследуют страховые случаи в области грузоперевозок и предоставляют юридические услуги автолюбителям, попавшим в серьезные ДТП.

В России такие порядки наступят видимо нескоро. На сегодняшний день аварийные комиссары защищают интересы страховых служб и автовладельцев, оказывают помощь ГИБДД, разрешают конфликтные ситуации на дорогах для своих клиентов. Но опция аварийных комиссаров становится все более популярной. Хладнокровные, профессиональные аварийные комиссары существенно облегчают жизнь людям и их машинам, находясь рядом в сложную минуту.

Вопрос об оплате услуг аварийного комиссара не праздный, так как многие автовладельцы не прибегают к услугам аварийного комиссара, считая, что в дальнейшем им будет предъявлен солидный счет. Представители Всероссийского Союза Аварийных комиссаров считают, что оплачивать услуги комиссара должны страховые компании из страховых резервов, приравняв эту работу к ликвидации последствий ДТП.

Однако страхователь все же несет определенную долю риска, поскольку страховая компания вправе отказать в возмещении расходов на оплату услуг аварийного комиссара, если страховая претензия не подлежит удовлетворению по тем или иным причинам.

В Налоговом кодексе РФ в статье 294. «Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)» [1] прописано следующее:

1) к расходам страховой организации, кроме расходов, предусмотренных статьями 254-269 Кодекса [1], относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности, предусмотренные статьей 294. При этом расходы, предусмотренные статьями 254-269 Кодекса [1], определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 294;

2) к расходам страховых организаций относятся следующие расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности:

- услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат, а также при осуществлении прямого возмещения убытков потерпевшим в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. (НК РФ 2017 часть 2) [1].

Но все же добропорядочные страховые компании считают справедливым даже при отказе в страховом возмещении оплатить аварийно-комиссарские расходы.

Поэтому и важна помощь аварийного комиссара, который при первом контакте со страхователем должен ему разъяснить, подпадает ли конкретное происшествие под действие страхового полиса. Он также должен объяснить страхователю, что при отсутствии страхового случая нет смысла в его дальнейшей работе, поскольку оплата его услуг может быть не возмещена страховой компанией.

Выводы:

Таким образом, и работа аварийных комиссаров, и оплата их услуг страховыми компаниями предусмотрены законодательством. Но, к сожалению, об этом часто забывают, а законодатели на местах не торопятся решать злободневные проблемы взаимоотношений владельцев автотранспорта, аварийных комиссаров и страховых компаний.

Говоря об услугеаварийного комиссара, часто возникает вопрос, чьи же интересы он защищает - страхователей или страховщиков? Как ни странно, и тех, и других, а также и государства в целом. Поясним подробнее:

Интересы страховщика:

- защита от мошенничества и необоснованных выплат при страховании КАСКО и ОСАГО;

- оперативность и правильность оформления документов при ДТП;

- качественный сервис для клиента,

- обеспечение регрессных исков,

- повышение уровня доверия клиентов к страхованию, и, следовательно, рост количественных показателей по другим его видам;

- предполагаемое предотвращение банкротств за счет уменьшения возможных убытков страховых компаний, в том числе при работе по каско.

Интересы страхователя:

- обеспечение безопасности;

- обеспечение гарантированной законом страховой защиты;

- организация экстренной технической помощи и информирование оперативных служб;

- уменьшение материальных потерь при ДТП;

- консультирование по действию договора страхования, ПДД и порядку оформления документов на месте происшествия, сокращение временных затрат;

- снижение социальной напряженности вокруг проблемы ДТП.

Интересы государства:

- аварийные комиссары укрепляют доверие к страховым компаниям и тем самым привлекают новых клиентов.

В результате увеличиваются налоговые отчисления этих компаний и снижается правовое недоверие населения к государству.

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Парламентская газета. № 151-152, 10.08.2000.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета.08 декабря 1994. № 238.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ. – М.: Рид Групп. 2012.  416 c.

4 Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (ред. От 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

5 ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). – Введ. 1996–01–01. – Москва: Изд-во стандартов, 2012. – 197 с.

6 Алексеев, А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с самыми последними изменениями / А.П. Алексеев. - М.: Эксмо, 2016. - 160 c.

7 Рустем, Т.Ю. Кто вы, аварийный комиссар: андеррайтер, аджастер, диспашер, сюрвейер?: терминологический обзор/ Т.Ю. Рустем // Финансовый бизнес.-2008.-№5.-С. 25-27.

8 Мельникова, Л.Н. Проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: автореф.дис. ... канд. юр. наук / Л.Н. Мельникова. Москва, 2006.  25 c.

Просмотров работы: 1234