ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ШУМА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ШУМА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Климетенко Т.В. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На безопасность движения автомобилей значительное влияние оказывает психофизиологическое состояние водителей на рабочем месте. На рабочее место водителя оказывает воздействие шум, вибрация и другие вредные производственные факторы от работы двигателя и трансмиссии, взаимодействия шин с дорогой, аэродинамический шум, внешний фоновый шум от автотранспортных потоков и т.п. Шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты.

Национальным законодательством с учетом документов Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации по стандартизации (ИСО) устанавливаются гигиенические нормативы по шуму, процедуры управления соответствующими профессиональными рисками на рабочем месте и регламенты медицинского обслуживания в зависимости от вида выполняемых работ [1].

Повышенный шум на рабочем месте оказывает вредное влияние на организм работника в целом, вызывая неблагоприятные изменения в его органах и системах. Длительное воздействие такого шума способно привести к развитию у работника потери слуха, увеличению риска артериальной гипертензии, болезней сердечнососудистой, нервной системы и др. При этом специфическим клиническим проявлением вредного действия шума является стойкое нарушение слуха (тугоухость), рассматриваемое как профессиональное заболевание [2].

Показатели, по наблюдениям которых можно было бы судить о степени безопасности текущего шумового воздействия на работника, в идеале должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть тесно коррелированными с возможным появлением у работника в будущем (после выработки фиксированного стажа работы по данной профессии) профессионального заболевания или с получением им акустической травмы;

- быть легко определяемыми с достаточной точностью с помощью находящихся в обращении технических средств.

Вместе эти требования реализовать трудно, поэтому в практике гигиенического нормирования используют компромиссные решения. В качестве нормируемых показателей используют величины, характеризующие вероятность профессионального заболевания или акустической травмы в среднем для работников разных профессий. При этом следует понимать, что одно и то же шумовое воздействие способно оказать разное влияние на слуховой аппарат работника в зависимости от индивидуальных особенностей организма последнего [1].

Таким образом, исследования показателей шума на рабочем месте водителей автотранспортных средств для оценки условий их труда с целью минимизации негативного влияния вредных факторов на психофизиологическое состояние и повышения безопасности движения, являются актуальными.

Целью работы является проведение и анализ результатов измерений шума на рабочем месте водителей пассажирского автомобильного транспорта.

Объектом исследования – уровень шума на рабочем месте водителя.

Предметом исследования является оценка реальных условий труда водителей пассажирского автомобильного транспорта.

Основные задачи исследования:

1) Обосновать методику проведения измерений;

2) Провести экспериментальные исследования уровня шума на рабочем месте водителя ТС;

3) Получить численные значения уровня шума и сравнить их с нормативными значениями;

4) Дать рекомендации использования полученных результатов для проведения специальной оценки условий труда водителей.

Чтобы характеризовать опасность здоровью работника, связанную с кумулятивным воздействием шума, необходимо установить показатель, обладающий следующими свойствами. С одной стороны, из практических соображений должна существовать возможность определить его значение за относительно короткий временной отрезок (обычно не превышающий нескольких часов или дней), и в то же время он должен позволять использовать его для оценки дозы шума, накопленной за трудовой стаж работника по данной профессии. В качестве такого показателя используют эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочий день LEX,8h, который в идеале должен представлять собой средний по стажу работы эквивалентный уровень звука. Чтобы результат реального измерения был по возможности близок к «идеальному» значению, измерение проводят для номинального рабочего дня, представительного с точки зрения воздействия шума на работника в предположении, что весь стаж работ будет накоплен работником на одном рабочем месте при существующих условиях организации его работы [3].

Методической основой проведения измерений шума на рабочих местах водителей пассажирского автомобильного транспорта является ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах». Данный национальный стандарт устанавливает метод измерения шума, воздействующего на работника на его рабочем месте, и расчета основной нормируемой характеристики шумового воздействия - эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день [4].

ГОСТ Р ИСО 9612-2013 предполагает три стратегии измерения шума на рабочем месте, различающихся базовым элементом измерения, которым может быть либо рабочая операция, либо трудовая функция, либо рабочий день.

Стратегия на основе рабочей операции применяется, когда проведенный анализ работ, выполняемых в течение дня данным работником, позволяет разбить их на ряд представительных рабочих операций, для каждой из которых потом выполняют несколько измерений.

Стратегия на основе трудовой функции используется, когда выборочные измерения проводят в процессе выполнения данной рабочей функции.

Стратегия на основе рабочего дня применима, когда значение измеряемой величины получают непрерывным измерением шума на рабочем месте в течение всего рабочего дня [4].

Организация работ по измерению шума на рабочем месте включает в себя следующие этапы:

- анализ рабочей обстановки;

- выбор стратегии измерения;

- проведение измерений;

- проверка на ошибки и анализ источников неопределенности измерения;

- вычисления и представление результата измерения.

Водители пассажирского автомобильного транспорта выполняют схожие функции: посадка/высадка пассажиров, движение между остановками и т.п.. Эти функции включают в себя разные операции (например остановка и приведение в движение транспортного средства, маневрирование и т.д.), Однако, в процессе анализа рабочей обстановки между этими операциями не было выявлено существенного различия с точки зрения воздействующего шума (от операции к операции шумовая обстановка оставалась для работников практически неизменной), и, кроме того, затруднение представляло определение продолжительности каждой операции. Двенадцать работников, работающих в схожей шумовой обстановке, составили группу равного шумового воздействия. Эффективная длительность рабочего дня для этой группы была определена равной 11 ч. (Это Ваше или взято из источника. Если Ваше, то надо об этом сказать как об эксперименте.)

Анализ работы группы равного шумового воздействия показал отсутствие необходимости детального описания выполняемых ими рабочих операций. Как следствие, была принята стратегия измерения на основе трудовой функции.

При выборе плана измерений во внимание были приняты следующие обстоятельства:

- общее время измерений для группы согласно ГОСТ Р ИСО 9612-2013 должно быть не менее 8,5 ч;

- в указанный период времени должно быть выполнено не менее пяти выборочных измерений равной длительности.

Исходя из этого, было принято решение провести ряд серий выборочных измерений длительностью равной половине оборота автобуса на маршруте.

Измерения проводились с применением шумомера CEM DT-8852 2-го класса точности, предназначенного для контроля уровня шумов в целях защиты от шума, профилактики заболеваемости и любых видов экологического контроля [5].

Была проведена серия измерений уровня шума в кабинах пассажирских транспортных средств следующих марок:

- ПАЗ 3205 – 1 автомобиль;

- Hyunday County – 1 автомобиль;

- Mercedes Sprinter – 1 автомобиль.

Внешние климатические условия:

- температура воздуха окружающей среды: минус 27 С;

- температура воздуха в кабине: 14 С;

- относительная влажность воздуха: 75%;

- скорость ветра: 0-1 м/с.

Измерения уровня шума были проведены на следующих маршрутах:

- «Оренбург – п. Чкалов»;

- «Оренбург – п. Бердянка»;

- «ТЦ «Армада» - п. Солнечный».

По каждому маршруту получены серии измерений уровня шума на протяжении всего маршрута через интервал 5 секунд.

Полученные результаты измерений в связи большим объемом данных были оформлены в виде гистограмм, представленных на рисунке 2-4. Точечные характеристики результатов измерений сведены в таблицу 3.

Рисунок 2 – Результаты обработки данных по автомобилю Hyunday County

Рисунок 3 – Результаты обработки данных по автомобилю Mercedes Sprinter

Рисунок 4 – Результаты обработки данных по автомобилю ПАЗ 3205

Точечные характеристики результатов измерений приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Точечные характеристики результатов измерений

Транспортное средство

Точечные оценки результатов измерений уровня шума, дБА

Минимальное значение

Максимальное значение

Среднее значение

Размах значений

СКО

Дисперсия

Hyunday County

64,80

83,50

74,4

18,7

2,643

6,986

Mercedes Sprinter

61,00

81,50

73,17

20,5

3,732

13,927

ПАЗ 3205

65,20

86,30

75,34

21,10

3,708

13,749

Однако такое представление данных не согласуется с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9612-2013. Национальный стандарт предусматривает расчет эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочей день. Отсюда возникает необходимость проведения дополнительных расчетов. Эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочей день рассчитывается по формуле 1:

(1)

где - эквивалентный уровень звука для эффективной длительности рабочего дня;

- эффективная длительность рабочего дня, ч;

базовая длительность рабочего дня, равная 8 ч.

В свою очередь эквивалентный уровень звука для эффективной длительности рабочего дня определяется по формуле 2:

(2)

где - эквивалентный уровень звука n-го выборочного измерения длительностью Т;

n - номер выборочного измерения;

N - число выборочных измерений.

Результаты расчетов эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день и промежуточных характеристик сведены в таблицу 4.

Предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и эквивалентные уровни звука для водителей автомобильного транспорта, представлены в таблице 5.

Таблица 4 – Результаты расчета эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день

Марка автобуса

Количество результатов наблюдений в серии

Эквивалентный уровень звука для эффективной длительности рабочего дня, дБА

Эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочей день, дБА

Превышение нормативного значения, % [6],

1

2

3

4

5

Hyunday County

219

75,13

75,26

25,44

Mercedes Sprinter

405

74,32

74,45

24,09

ПАЗ 3205

688

76,81

76,95

28,45

Таблица 5 – Предельно допустимые уровни звукового давления и эквивалентные уровни звука для водителей автомобильного транспорта[6] -

Вид трудовой деятельности, рабочее место

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Эквивалентные уровни

звука, дБА

 

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Автобусы, грузовые, легковые и специальные автомобили

Рабочие места водителей и обслуживающего персонала грузовых автомобилей

100

87

79

72

68

65

63

61

59

70

Рабочие места водителей и обслуживающего персонала легковых автомобилей и автобусов

93

79

70

63

58

55

52

50

49

60

Как видно из таблиц, на всех исследуемых маршрутах движения присутствует значительное превышение (в среднем 27%) нормативных значений эквивалентного уровня шума. С другой стороны, как показывает современная практика проведения специальной оценки условий труда водителей пассажирских ТС, данный показатель остается не фиксируемым при определении дополнительных гарантий и компенсаций работникам, связанным с перевозкой пассажиров. Для снижения уровня шума до нормативных значения предполагается разработка конкретных технических и организационных мероприятий по снижению уровня шумового воздействия на водителей пассажирского автомобильного транспорта.

Особую благодарность автор выражает Центру метрологических исследований и управления качеством в лице директора Третьяк Людмилы Николаевны за предоставленные для проведения экспериментов средства измерений и оборудование.

Список использованных источников

1 Тольский, В.Е. Шум на транспорте / В.Е. Тольский, Г. В Бутаков, Б. Н. Мельников пер. с англ. К. Г. Бомштейн. – М.: Транспорт, 1995. – 368 с.

2 Шишелова, Т.И. Влияние шума на организм человека / Т.И. Шишелова, Ю.С. Малыгина. –Иркутскс: ИГТУ, 2009.– 15 с.

3 Белоусов В.Н. Борьба с шумом в городах / В.Н. Белоусов, Б.Г. Прутков, А.П. Шицкова и др. – М.: Стройиздат, 1987. – 248 с.

4 ГОСТ Р ИСО 9012-2013 Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах» – Введ. 2014-12-01. – Москва : Изд-во Стандартинформ, 2009. – 38 с.

5 17187-2010 Шумомеры. Часть 1. Технические требования – Введ. 2012-11-01. – Москва : Изд-во Стандартинформ, 2012. – 32 с.

6 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки– Введ. 1996-10-31. – Москва : Изд-во Стандартинформ, 2011. –46 с.

Просмотров работы: 851