ВНЕШНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕШНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ

Личман А.В. 1, Косых Д.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время широкое применение в деятельности предприятий и организаций получил такой инструмент управления качеством как бенчмаркинг.

Многие специалисты из области экономики убеждены, что бенчмаркинг должен стать в компании постоянным и незаменимым процессом. В рамках бенчмаркинга предпринимательские функции рассматриваются с позиций совершенствования процессов, направленных на создание товара или услуги, продвижения их на рынок [1].

Существует большое количество определений понятия «бенчмаркинг»:

– исследование и внедрение лучшего из опыта конкурентов и предприятий других сфер деятельности [2];

– изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций путем сравнения с ними после выявления слабых, сторон своей организации [3];

– постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях [3].

Из-за избытка определений, бенчмаркинг может показаться довольно запутанным, но на практике бенчмаркинг обычно включает в себя:

- регулярно сравниваемые аспекты деятельности с лидерами в подобной деятельности;

- определение пробелов в деятельности вашей компании;

- поиск свежих подходов для внесения улучшений в работу компании;

- мониторинг внедряемых улучшений у других [3].

Правильно используемый бенчмаркинг показал себя как один из наиболее эффективных современных инструментов, способствующих устранению недостатков в работе компании.

Существуют различные виды бенчмаркинга, и необходимо понимать, что выбор того или иного вида бенчмаркинга должен соответствовать целям и задачам его проведения. Классификация бенчмаркинга представлена в виде диаграммы типа «дерево» на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды бенчмаркинга

Цель настоящего исследования заключается в разработке методики применения внешнего конкурентноспособного бенчмаркинга.

Внешний бенчмаркинг характеризуется сравнением рассматриваемой компании с другими компаниями, причем как схожего (конкурентный бенчмаркинг), так и абсолютно иного профиля деятельности (неконкурентный бенчмаркинг).

Рассмотрим применение внешнего конкурентноспособного бенчмаркинга применительно к ресторанам.

Работая в конкурентных рыночных условиях большинство предпринимателей (рестораторов) сталкиваются с различными проблемами: снижение спроса, отсутствием, клиентов и т. д. Для того чтобы решить подобные проблемы нами предлагается использовать внешний конкурентноспособный бенчмаркинг, который включает в себя проведение следующих этапов:

1) определение критериев эффективности деятельности компании.

Для определения критериев эффективности нами предлагается использовать причинно-следственную диаграмму К. Исикавы. На рисунке 2 представлена причинно-следственная диаграмма (по главной причине – снижение количества клиентов ресторана).

Рисунок 2 – Причинно-следственная диаграмма

Как видно из диаграммы, основными причинами, влияющими на снижение количества клиентов, являются: наличие парковочного места, качество блюд, наличие интернет подсоединения, ценовая политика предприятия, способы и условия оплаты, действия персонала и т.д. все перечисленные причины могут являться критериями эффективности деятельности предприятия;

2) выбор партнеров по бенчмаркингу.

При выборе партнеров по бенчмаркингу следует придерживаться определенных правил:

- предприятия должны иметь одинаковый статус;

- предприятия должны примерно иметь одинаковую численность персонала, площадь помещения, выручку от продаж, используемое оборудование и т.д.

Исходя из вышесказанного, нами были выбраны следующие партнеры по бенчмаркингу: ресторан «Космос», ресторан «Рублевъ», ресторан «Ракурс»;

3) определение коэффициентов весомости выбранных критериев эффективности.

Для определения коэффициентов весомости критериев эффективности нами составлена анкета, в которой клиентам ресторана предлагалось оценить в баллах тот или иной критерий по десятибалльной шкале (чем выше балл, тем важнее критерий для потребителя);

4) определение числовых значений критериев эффективности.

Для определения числовых значений критериев эффективности нами предлагается использовать экспертный метод. Эксперты по десятибалльной шкале оценивают исследуемые критерии эффективности (чем выше балл, тем лучше критерий). На данном этапе следует ответственно отнестись к выбору экспертов: они должны быть компетентны в своей области, иметь определенную практику и т.д.

В таблице 1 представлен расчет интегральной балльной оценки по критериям эффективности (формула 1).

где Q – интегральный балл коэффициента эффективности;

К – весовой коэффициент, балл;

Р – оценка критерия, балл

Суммарный балл дает понимание того, насколько исследуемый ресторан конкурентен относительно других ресторанов. Оценка по каждому конкретному критерию позволяет понять, что требуется сделать в развитии, чтобы стать более привлекательной компанией.

Таблица 1 – Интегральная балльная оценка критериев эффективности

Критерий эффективности

Условия парковки

Качество блюд

Интернет Wi-Fi

Условия оплаты

Ценовая политика

Интегральный балл

Исследуемый ресторан

5

7

2

2

8

201

Ресторан «Космос»

3

6

8

1

5

186

Ресторан «Рублевъ»

8

8

5

3

3

223

Ресторан «Ракурс»

3

5

3

2

4

138

Весовой коэффициент

9

10

7

4

8

-

5) формулировка выводов по проведенному бенчмаркинговому анализу.

На рисунках 3 - 5 представлены диаграммы бенчмаркингового анализа.

Рисунок 3 – Интегральная балльная оценка по критерию «качество блюд»

Рисунок 4 – Интегральная балльная оценка по критерию «условия парковки»

Рисунок 5 – Диаграмма результатов бенчмаркинга

Анализ представленной таблицы 1 и построенных по ней диаграмм позволяет сделать следующие выводы:

- наиболее значимые критерии эффективности деятельности – «качество блюд» и «условия парковки»;

- по критерию «качество блюд» исследуемый ресторан находится на втором месте;

- по критерию «условия парковки», также на втором месте;

- исследуемый ресторан занимает среднюю позицию (201 балл) между рестораном «Космос» (186 баллов) и рестораном «Рублевъ» (223 балла).

Дальнейший углубленный анализ деятельности ресторана «Рублевъ» по наиболее значимым выявленным критериям позволит наметить план мероприятий по достижению конкурентного преимущества исследуемого ресторана.

Список использованных источников

1. Черников, А.В. Современные инновационные инструменты повышения конкурентоспособности компа­нии / А. В. Черников, В.А. Радьков / Вестн. Моск. ун-та: Сер. 6 «Экономика». — 2011. — 65 с. 2. Воеводина, Н.А. Бенчмаркинг – инструмент развития конкурентных преимуществ: практическое пособие / Н.А. Воеводина, А.В. Кулагина, Е.Ю. Логинов. / Москва: Мир, 2009. — 117 с.

3. Хайниш, С.В Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями / С.В. Хайниш, Э.Т. Климова / Едиториал УРСС. — 2012. — 144 с.

Просмотров работы: 454