Цель исследования: проанализировать проблемы возникающие при разработке интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО 9001: 2015, ИСО 14001: 2015, ИСО 22000:2005 и OHSAS 18001: 2007.
ИСМ представляет собой совокупность двух или более систем менеджмента, которые функционируют как единое целое.
В последнее время многие организации все чаще внедряют несколько интегрированных систем менеджмента, для повышения уровня конкурентоспособности и активного развития. ИСМ обеспечивает согласованность действий внутри компании и структурирует взаимоотношения подразделений. ИСМ отвечающие требованиям одновременно нескольких систем менеджмента, является перспективой для стабильного развития организации или предприятия.
Организационно-методическую основу создания интегрированных систем (ИС) обеспечивают стандарты ИСО 9000. Основные понятия и принципы, изложенные в этих стандартах, наиболее точно подходят для концепций и принципов общего менеджмента. Разработке ИСО 9000 предшествовало принятие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом определили методологию их построения. Совпадение структуры и состава объектов стандартизации в ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 22000 и OHSAS 18001, а также частичное совпадение с SA 8000. Общим для ИСО 9001, ИСО 14001, ИСО 22000 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления PDCA (Plan - Do - Check - Action), который установлен в теории качества.
Универсальность методологии и требований стандарта ИСО 9001 позволяют без труда на основе соответствующих требований СМК привести ИСМ компании в соответствии с требованиями стандартов ИСО 14001, ИСО 22000, OHSAS 18001, SA 8000 и ИСО 27000. Этому способствует близость структуры и состава объектов стандартизации этих документов. Например при создании ИСМ на предприятиях по производству продуктов питания, базовая система менеджмента качества может последовательно дополняться требованиями GMP, требованиями стандарта ИСО 22000:2005 (НАССР). После этого, система может быть интегрирована с ИСО 14001: 2015 и OHSAS 18001: 1999 [1].
Практическое создание ИСМ осуществляется одним из следующих вариантов:
- cоздание аддитивных моделей ИСМ;
- создание полностью интегрированных моделей.
Создание аддитивных моделей ИСМ, происходит последовательным добавлением к системе менеджмента качества (СМК), являющейся базой системы, систем экологического менеджмента (СЭМ), OHSAS, SA 8000, HACCP, GMP, или FSC. При использовании этого варианта разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от шести месяцев до нескольких лет.
Создание полностью интегрированных моделей, встречается очень редко, потому что появление ИСМ происходило в течение длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987 году, принципы HAССP и GMP - в начале 90-х годов, стандарты ISO 14000 - 1996, стандарты OHSAS, SA а также FSC - в конце 90-х годов.
Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет устранить следующие проблемы, возникающие при последовательном или параллельном независимом внедрении нескольких стандартов:
- совпадение процессов, документов, функций подразделений и должностей;
- нечеткости взаимодействий между системами: управления качеством, окружающей среды, безопасности и здоровьем;
- сложность восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкий эффект планирования, контроля и управления;
- растянутость во времени процедур внедрения стандартов в компании;
- значительные потребность в ресурсах, трудоемкость и при параллельном внедрении групп стандартов,
- процесс контроля эффективности работы интегрированной системы менеджмента на предприятии [2].
Существуют следующие преимущества, которые являются результатом интеграции системы менеджмента:
- повышение технологичности их разработки, внедрения и функционирования;
- создание единой согласованной структуры менеджмента;
- минимизация затрат на разработку, внедрение, функционирование и сертификацию систем;
- комбинирование ряда процессов (планирование, анализ со стороны руководства, управление документацией, обучение, внутренний аудит и т.д.)
- повышение мобильности и большей адаптации к изменяющимся условиям;
- привлекательность для всех групп стейкхолдеров.
Внедрение и создание ИСМ должно основываться на принципах, установленных всеми международными стандартами менеджмента. В качестве базовых должны приниматься принципы, изложенные в стандартах ISO серии 9000 и, в первую очередь, такие как процессный и системный подходы, лидерство руководства, вовлечение работников. Реализация этих принципов может наилучшим образом обеспечить интеграцию отдельных стандартов в единую систему.
Проведенный анализ сведений о результатах внедрения ИСМ, позволяет сделать вывод, что интегрированная система менеджмента является частью системы общего менеджмента, отвечающая требованиям нескольких признанных ситем менеджмента. Повысить эффективность общего менеджмента организации можно путем создания и внедрения сложного инновационного проекта - интегрированной системы менеджмента. Ожидаемый результат создания и внедрения интегрированной системы менеджмента может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом. Высший менеджмент организации, и прежде всего – руководитель компании должен играть главную роль в создании интегрированной системы менеджмента.
Список использованных источников
1. Куприянов, А.В. Управление качеством продукции в пищевой промышленности/ А.В. Куприянов // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей. Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч.2 Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 92 95.
2. Куприянов, А.В. Контроль эффективности функционирования систем управления качеством и безопасностью на предприятиях пищевой промышленности/ А.В. Куприянов // Фундаментальные исследования. – 2016. - № 6(часть 2). – С. 294-298.