Именно автотранспорт оказывает наиболее существенное негативное воздействие на состояние окружающей среды, главным образом, атмосферы.
В выхлопы автомобилей входит порядка 300 загрязняющих веществ, в числе которых обладающие канцерогенным действием.
Попадание разного рода вредных веществ высокой концентрации через органы дыхания в настоящее время вызвало существенное изменение состояния организма человека. Сформировалась патологическая повышенная чувствительность организма. Заметными темпами происходит накопление наследственных пороков. Увеличилось число больных хроническим бронхитом, астмой, раком легких. Исходя из этого, стоит сделать вывод, что перед человечеством остро стоит проблема защиты окружающей воздушной среды от многочисленных видов загрязнений.
Один автомобиль за год выбрасывает в атмосферу огромное количество загрязняющий веществ: 230 литров СН, 700 кг СО, 5 кг твёрдых частиц, 40 кг NОх.
Основные загрязнители способны преобразовываться в атмосфере, образовывать сложные соединения, пагубно влияющие на жизнь и здоровье населения.
Наиболее крупными загрязнителями атмосферного воздуха от автотранспорта в России являются Московская, Воронежская и Тульская области.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, выбросы автотранспорта в Туле в 2011 году составляли 149,5 тыс.тонн, в 2012 – 144,3 тыс.тонн, а в 2013 – 163,3 тыс. тонн.
Целью работы является выявление плотности потока автомобилей на основных улицах города и зависимостей, по которым образуются очаги превышения ПДК загрязняющих веществ.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу зависит от следующих параметров: степени износа двигателя, качества топлива, мощности автомобиля и скорости движения. Так, при средней скорости движения автомобиля 60 км/ч отмечаются минимальные выбросы загрязняющих веществ. При высокой плотности потока (в пробках) скорость заметно снижается, а это приводит к росту расхода топлива, и, следовательно, увеличению объема эмиссий.
На сегодняшний день мною проведены наблюдения плотности потока автомобилей с помощью сервиса «Яндекс – Пробки». В результате было установлено, что в часы пик на центральных улицах города размер пробок может доходить до 1 км, что свидетельствует об увеличении объема загрязняющих веществ в воздухе.
Меры по сокращению выбросов загрязнителей от автотранспорта, предлагаемые в Российской Федерации:
- использование электромобилей (снижение выбросов на 100%) и гибридных автомобилей (снижение выбросов - на 50%);
- перевод автотранспорта на применение альтернативного моторного топлива (эксплуатация газомоторного топлива снижает выбросы СО в 3 раза, NOх - на 20%);
- использование добавок к мoторному топливу, улучшающих его экологические свойства;
- применение технических средств и конструкционных приемов (установка катализаторов, снабжение мoторных установок нагнетателями и охладителями воздуха, которые обеспечивают снижение расхода топлива, его эффективное сжигание и уменьшение выбросов загрязнителей);
- обеспечение техконтроля за состоянием двигателей автомобилей (выброс сажи от работы дизельного двигателя после регулировки может снизиться до 20 раз, выброс NO – до 2 раз);
- усиление контроля над качественным составом топлива, переход отдельных регионов на эксплуатацию более высоких классов моторного топлива;
- введение ограничений на перемещение некоторых категорий автотранспорта в населенных пунктах;
- развитие транспортной сети в городах, сокращение количества пунктов остановок (организация многоуровневых развязок, подземных переходов.
Перспективы дальнейших исследований: расчет выбросов от автотранспорта по данным наблюдений, составление карты загрязнения воздуха и разработка мер по сокращению количества выбросов.
Делая выводы, следует отметить, что негативное воздействие от автотранспорта в основном проявляется в крупных городах и мегаполисах, на территориях, характеризующихся интенсивным движением транспорта и высокой плотностью потока. Валовые выбросы от автотранспортных средств в городах составляют около 92 % от общего количества. Специфика передвижных источников загрязнения выявляется в низком расположении, пространственной распределенности и непосредственной близости к жилым районам. Это приводит к тому, что автотранспорт создает в городах обширные и устойчивые зоны, в пределах которых в несколько раз превышаются санитарно-гигиенические нормативы загрязнения воздуха.
Библиографический список
Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. -М.: Транспорт, 2003. -176 с.
Амбарцумян В. В., Носов В. Б. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. -М.: Научтехлитиздат, 2001. -180 с.
Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменения. СПб.: Астерион, 2008.
ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Утверж. Главным гос. сан. врачом РФ (21.05.2003 г.). -М.: «Нефтяник», 2003 -47 с.
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году», 463 с.