ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История возникновения и развитие менеджмента представляет собой процесс формирования и преобразовании совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени. Человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в регулирование совместных действий людей для достижения общих целей, связанных прежде всего с жизнеобеспечением. Систему управления можно рассматривать как форму проявления общественных отношений: - по мере того как развивались и усложнялись общественные отношения; - по мере становления и развития хозяйственной; - по мере производственной деятельности усложнялось; - структурировалось и содержательно обогащалось само управление.

Во многих случаях развитие государственного управления шло параллельно с осмыслением практики управления военными, религиозными, строительными, хозяйственными процессами. Менеджмент как наука, система знаний и умений начал формироваться в 20 в., а его развитие связано с окончательным выделением управленцев (менеджеров) в самостоятельный социальный слой и превращением его по существу в господствующий класс. Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов развитие теории и практики управления менеджментом:

1 период – древний период;

2 период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

3 период – период систематизации (1856–1960 гг.).

3 период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время). Первый - рассматривает процесс эволюции человека и превращения его из высшего примата в человека разумного. Второй - кратко описывает причины гибели вавилонской цивилизации в I тыс. до н. э.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы развития менеджмента:

1) Школа научного управления (1885-1920).

  • Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

  • Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения.

  • Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

  • Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

  • Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

  1. Административная, или классическая школа (1920-1950).

  • Развитие принципов управления.

  • Описание функций управления.

  • Систематизированный подход к управлению всей организацией.

  1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950).

  • Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

  • Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

  1. Математическая школа управления (1950 - по настоящее время).

  • Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

  • Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Родоначальником новой науки "менеджмент" является американский исследователь и практик Ф. Тейлор (1856- 1915). В опубликованных им книгах "Управление предприятием" (1903) и "Принципы научного управления" (1911) нашли отражение основные теоретические положения его системы, получившей название "тейлоризм". В основе данной системы лежит использование наблюдений, замеров, синтезирование и анализа операций ручного труда в целях исключения нерациональных действий работника и выработки наиболее экономной и проишззводительной модели трудовой операции. Весь трудовой процесс поэлементно был подвергнут жесткой регламентации и контролю. Система позволила повысить производительность груда в несколько раз. Вклад в развитие концепции "человеческих отношений" внесли в 1940-1960 гг. ученый, психолог русского происхождения А. Маслов (1908-1970), предложивший ставшую классической теорию мотивации на основе "иерархии потребностей". Смысл его теории состоит в том, что человек по своей природе имеет большой спектр потребностей, которые он стремится удовлетворить, что и является мотивом его производственного поведения. Иерархию потребностей он выстроил в виде пирамиды, состоящей из пяти слоев.

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, совместная деятельность, забота о другом и внимание к себе.

  4. Престижные: самоуважение, признание, уважение со стороны других, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Духовные: познание, самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.

Таким образом, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.

Список литературы

  1. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c.

  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф, Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 2010 – 416 с.

  3. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.

  4. Баринов В.А. Стратегический менеджмент / В.А. Баринов, В.Л. Харченко – М.:ИНФРА-М, 2011. – 285 с.

  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2011. – 296 с.

  6. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства на предприятиях: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2010. - 260 c.

  7. Голов, Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

  8. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.

  9. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков – М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 360 с.

  10. Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.

  11. Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 c.

Список используемой литературы

  1. Электронный ресурс: http://de.ifmo.ru

  2. Электронный ресурс: http://studme.org

  3. Электронный ресурс: http://center-yf.ru

Просмотров работы: 1831