КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДА ПЕРЕД ИМПОРТНЫМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДА ПЕРЕД ИМПОРТНЫМ

Казыханова М.И. 1
1Самарский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конкурентоспособность отечественного меда перед импортным

Мед – это продукт известный всем. Он составляет до 90% всей продукции пчеловодческой деятельности. Мед содержит минеральные вещества в виде органических соединений, которые легко усваиваются организмом, а также ферменты и витамины. Приятный аромат меду придают находящиеся в нем эфирные масла. Благодаря его особому вкусу мед используют в качестве замены разнообразным подсластителям. Его применяют в кулинарии, медицине, косметологии и других областях производства.

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами.

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Пчеловодство является одной из ключевых отраслей российского сельского хозяйства. И для России повышение конкурентоспособности отечественного меда должно являться одной из важнейших стратегических задач, с решением которой увеличиться возможность встраивания страны в мирохозяйственную систему производства и обмена, быстроизменяющуюся в условиях мировой глобализации.

Существенную поддержку пчеловодству должна оказывать инвестиционная политика. Для обеспечения ее конкурентной способности на мировом рынке требуется навести порядок в самой отрасли, провести мероприятия по организационно - экономическим вопросам, а так же осуществить ряд действий, способствующих развитию рыночных отношений по мировым стандартам. Из общего числа предприятий, специализирующихся на производстве продуктов пчеловодства, лишь немногие способны к нормальному функционированию в условиях рыночной конкуренции. В связи с низкими доходами от отрасли, внешнее инвестирование крайне редкое явление. В Российской Федерации пока нет закона о пчеловодстве. В Минсельхозе РФ отсутствуют структуры, которые бы курировали пчеловодство. Регионы принимают местные законы и самостоятельно решают возникающие вопросы. Но в настоящее время, к сожалению, приостановлены селекционные и зооветеринарные исследования, в первую очередь из-за недостаточного государственного финансирования этого направления развития. Так же не имеет должного развития контроль качества продукции пчеловодства.

Для достижения высоких результатов по развитию отрасли часто практикуется создание профессиональных кооперативов. Эффективность этого метода была не раз доказана в зарубежных странах. Сущность этого метода заключается в специализации на разнообразных видах пчеловодческой продукции, а не на выделении какого-то конкретного продукта. За сезон с одной пчелиной семьи можно собрать не только мед, но еще порядка 3-5 килограммов пыльцы, 2-3 килограмма перги, от 200 до 300 граммов прополиса и от 300 до 500 граммов пчелиного молочка.

Реальное ведение пчеловодства методом кооперативов можно наблюдать в таких странах, как Румыния, США, Япония, Австралия, Канада, Франция, Ирландия, а так же некоторых других.

В таблице 1 видно положение России в рейтинге, по потреблению меда на душу населения в сравнении с другими странами. Российское пчеловодство тем не менее занимает не последнее место в нем, но абсолютным лидером является, конечно же Китай.

Таблица 1

Потребление меда на душу населения за 2013г.

Страна

Пр-во меда, тыс. тонн

Импорт меда, тыс. тонн

Экспорт меда, тыс. тонн

Потреблен. меда, тыс. тонн

Население, млн. чел.

Потреблен. на душу населения, грамм

Пр-во на душу населения, грамм

Китай

450,0

15,0

125

325,0

1366,5

238

329

Россия

68,4

1,2

0,5

69,1

143,5

481

476

Германия

18,0

85,0

21,0

82,0

80,7

1016

223

США

65,0

135,0

3.5

201,5

317,0

634

206

Япония

3.3

40,0

-

43,3

127,1

340

26

Рассматривая индустрию пчеловодства, следует подчеркнуть что Россия в качестве производителя мёда обеспечивает около 4 % от общемирового объема производства мёда.

В современных условиях произошли как количественные, так и принципиальные качественные сдвиги в российской отрасли пчеловодства. Согласно статистическим данным, за период 2012 – 2015 года производство меда выросло на 10–20 %, вместе с тем количество семей пчел при этом сократилось примерно на треть. Следует отметить, что лидирующие позиции в производстве мёда занял частный сектор. В настоящее время на рынок выходят частные компании, которые ориентированы на оптовые закупки, переработку, фасовку и торговлю медом; производство специализированного инвентаря, специальных препаратов для борьбы с болезнями пчел; терапевтические и косметические средства и другую продукцию.

А средняя оптовая цена на мед, в зависимости от вида, варьируется в пределах от 85- 90 рублей за 1 кг (данные за 2015 год). А вот средняя оптовая цена меда в США в мае 2014 года составила 10,6 долл./ кг.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день для усиления конкурентной устойчивости России в производстве пчеловодческой продукции необходима активная позиция в повышении качества продукции, снижении себестоимости, повышение инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, а также повышение эффективности функционирования, перерабатывающего сектора экономики региона.

Список литературы:

  1. А. Фарамазян, Б. Угринович, А. Пономарев Мировой рынок меда, или как помочь отечественному производителю // Главный зоотехник, № 2, 2009

  2. Субаева А.К. Повышение экономической эффективности производства продукции пчеловодства: монография / А. К. Субаева. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина», 2012.-180 с

  3. Роздольская И.В., Гришкова Н.С., Яковлева Л.Р. Маркетинговые исследования покупательского предпочтения на примере рынка меда белгородской области// Фундаментальные исследования.- 2015. №7 ( часть 1) – С 193-201

  4. Роздольская И.В Перспективы реализации экспортного потенциала российской федерации на мировом рынке меда [Текст] / И.В. Роздольская, О.П. Матвеева, И.И. Лысова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 5.

  5. Яковлева Л.Р. Поведение потребителей [Текст]: учебное пособие / Л.Р. Яковлева, С.Н. Панкратова. – Белгород: Кооперативное образование, 2006. – 250 с.

Просмотров работы: 746