ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Черемисина К.О. 1, Логинова Е.В. 1
1Самарский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зарубежные исследователи высказывают мнение, что в мировой экономике торговые сети получили массовое распространение в первой половине XX века. Так, согласно оценкам Пола Нистрома, уже на начальном этапе своей экспансии - в 1928 г. - розничные сети контролировали 15% оборота розничной торговли США. Ряд авторов, в частности, Ф. Рассел, Р. Лайнес,

С. Фликингер, исследуя результаты и мировой успех розничных сетей, считают, что сети представляют собой олицетворение массовой системы дистрибьюции. Ее «успех обусловлен тем же, чем вызван успех массового производства» - экономией на масштабе, стандартизацией и сведением всех процессов к элементарным, простейшим формам [1, 2]. Массовое производство и дистрибьюция основаны на использовании эффективных и научно обоснованных методах, применяемых ко всем элементам систем организации торгового бизнеса.

Современное понимание торговых сетей гораздо шире, поскольку глобализация розничной торговли, прежде всего, находит своё выражение в росте масштабности бизнеса, укрупнении предприятий, размывании территориальных границ ведения бизнеса при сохранении национальной принадлежности, сочетании функций розничных и оптовых операторов, транснационализации деятельности на основе использования сетевых технологий, что соответствует механизму становления новой мировой экономики [3, 4].

В целях расширения бизнеса, повышения эффективности и получения экономии от масштаба большинство розничных торговых сетей выходит на зарубежные рынки, осуществляют открытие магазинов вне территории собственной страны и постепенно превращаются в крупные транснациональные розничные корпорации, сопоставимые по объемам деятельности с крупнейшими транснациональными производственными корпорациями.

Стремительный рост транснациональных розничных торговых корпораций обусловлен как пониманием того, что сфера распределения является важным элементом процесса воспроизводства на фоне усиления конкуренции, так и возможностью корпораций в современных условиях глобализации координировать и контролировать распределение созданного продукта через глобальные международные торговые сети. В результате деятельность ведущих розничных сетевых ритейлеров оказывает существенное влияние на формирование мировых и национальных рынков, определяет уровень конкуренции на них, отличается широким географическим охватом, высокой плотностью аллокации, мультиформатностью и многоканальностью оперирования.

О значительной масштабности бизнеса транснациональных розничных торговых корпораций свидетельствуют основные показатели деятельности крупнейших мировых торговых сетей рейтинга ТОР-250, опубликованного британской консалтинговой и аудиторской фирмы «Deloitte Touche Tohmatsu Limited (DTTL)», которые обобщены нами в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности крупнейших мировых розничных торговых сетей ТОР-250 за 2010 - 2015 гг.

Наиболее успешными крупными сетевыми розничными ритейлерами в 2015 г., работающими на зарубежных потребительских рынках, являются компании по продаже продовольственных товаров и товаров повседневного спроса, что подтверждается результатами рейтинга 250 крупнейших розничных торговых сетей. Отметим, что на ТОР-10 рейтинга крупнейших компаний приходится свыше 30% совокупных розничных продаж, средний охват территорий составляет 16,7 стран (табл. 2).

Таблица 2

ТОР-10 крупнейших мировых розничных торговых сетей в 2015 г*

Название корпорации

Страна происхождения

Объем розничных продаж, млн. долл.

Кол-во стран оперирования

Доля дохода от зарубежных операций, %

Среднегодовой темп роста за 2010-2015 гг.

Wal-Mart

США

446950,00

28,00

28,40

5,10

Carrefour

Франция

113197,00

33,00

56,70

0,90

Tesco

Великобритания

101574,00

13,00

34,50

8,30

Metro

Германия

92905,00

33,00

61,10

2,20

Kroger

США

30974,00

1,00

-

6,50

Costco

США

88915,00

9,00

27,00

8,10

Schwarz

Германия

87841,00

26,00

55,80

8,00

Aldi

Германия

73375,00

17,00

57,10

5,50

Walgreen

США

72184,00

2,00

1,50

8,80

The Home Depot

США

70395,00

5,00

11,40

-2,30

Лидером по числу крупнейших розничных сетей являются США, европейские компании по-прежнему демонстрируют высокую глобальную активность и являются самыми интернациональными по масштабам деятельности. В рейтинге ТОР-250 представлены 88 крупнейших торговых сетей европейского происхождения, из них французская Carrefour, германские Metro, Schwarz, Aldi, великобританская Tesco - это лидеры мирового ритейла. Почти 40 % доходов от продаж сетевых ритейлеров из Европы в исследуемом периоде пришлось на операции за пределами национальных границ. При этом для Франции этот показатель составляет 43,2 %, Германии - 42,9 %, Великобритании - 23,0 %. Французские сети оперируют в 30 странах, германские - в 14,6 странах, сети из Великобритании - в 17,1 странах. В среднем европейские ритейлеры оперируют в международном масштабе на территории 15 стран мира (для сравнения в 2013 г.11,7 стран). Исключительная торговая деятельность в пределах национальных территориальных границ отмечена всего для 20 % европейских компаний [10].

Более высокий уровень глобализации торговли, характерный для стран из Европы, объясняется преимуществами глобальных поставок, высоким уровнем концентрации розничной торговли, исчерпанием возможностью роста сетями на внутренних рынках, инертностью развития как одного из последствий мирового финансового кризиса, что обусловило мощный импульс к экспансии на быстро развивающиеся потребительские рынки Индии, Китая, Латинской Америки и стран Восточной Европы [11 - 14].

Вместе с тем практика последних лет показывает, что преобладающим способом глобальной экспансии на рынки, является франчайзинг, который был применен в 2015 г. в 43 случаях их 107 выходов на новые зарубежные рынки, что составляет порядка 40 % (в 2014 г. - 43 из 88). Так, франчайзинг стал основным способом проникновения транснациональных розничных торговых корпораций на рынки Ближнего Востока (10 из 10 случаев), Африки (7 из 19), Восточной Европы (4 из 5), а также Центральной Европы (5 из 20).

Следующей из главных тенденций в мировой розничной сетевой торговле выступает концентрация и консолидация торговой отрасли, что приводит к монополизации торговли. Довольно высока концентрация капитала на западноевропейских рынках - в Великобритании и Франции на долю четырех-пяти крупнейших розничных сетей приходится около 80 % продаж [11].

Усиливающаяся международная конкуренция между торговыми сетями обусловила поиск современных подходов к построению цепочки закупок и поставок товаров, характеризующиеся значительным мировым масштабом. Возрастает роль глобальных поставок на фоне расширения их географии, увеличивается доля ввозимого импорта и сокращаются объемы закупок у местных товаропроизводителей. Ведущие торговые сети осуществляют прямые поставки товаров с рынков развивающихся стран и открывают в этих странах собственные производства, что позволяет лидерам мирового ритейла поддерживать ценовую доступность товаров и конкурировать по ценам со специализированными торговыми операторами [11,14].

Тенденции развития мирового ритейла таковы, что в процессе глобализации торговли производители становятся все более зависимыми от лидеров сетевой розницы, а поставки товаров приобретают одноуровневый характер. Очевиден постепенный отказ в каналах распределения от оптового посредничества и передачу их функций торговым сетям.

Высокими темпами развиваются российские и китайские торговые сети, что дало основание аналитикам и экспертам компании Deloitte еще в 2008 г. говорить о начале «эры китайских и российских розничных компаний» [5]. Так, в 2015 г. в список ТОР-250 и ТОР-50 самых быстрорастущих компаний мира включены три торговые сети из России: X5 Retail Group, Магнит и М- Видео (3, 5 и 12 позиции рейтинга наиболее быстроразвивающихся компаний, соответственно). Величина выручки у компании X5 Retail Group - 15,4 млрд. долл., а среднегодовой прирост оборота розничной торговли за исследуемый период составил 40,7 %, что позволило сетевому оператору подняться с 191-го места рейтинга ТОР-250 в 2010 г. на 61-ю строчку в 2015 г. Краснодарская сеть Магнит показывает среднегодовой прирост на уровне 35,9 %, а компания М-Видео - 28,9 % [8, 10].

Таким образом, проведенное исследование показало, что глобализация торговли реализуется в создании торговых сетей, приобретает свою логику и инерцию. Сетевая розничная торговля рассматривается в качестве инструмента интеграции, консолидации, транснационализации торгового капитала и соответствует идеологии глобализации мировой экономики. Мировой опыт глобализации розничной торговли свидетельствует, что развитие сетевых форматов торговли получает все большее применение и обусловливает интенсификацию глобальной экспансии бизнес- пространства, оказывает важное влияние на современные потребительские рынки, что следует учитывать при разработке концептуальных положений развития торговой отрасли, формирования бизнес-моделей ритейла и в нашей стране.

Список литературы

  1. Третьяков М.М., Елисеев А.Е. Эволюция организаций услуг розничной торговли // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2011. - 2 (9). - С. 95 - 110.

  2. Третьяков М.М., Питиляк Д.А.. К вопросу о роли сферы услуг в постиндустриальной экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2013. - 4 (31). - С. 161-170.

  3. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stores.org/pdf/

  4. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://public.deloitte.com/media/0460/2009Global

  5. PowersofRetail_FINAL2.pdf.

  6. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stores.org.

  7. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2011. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.deloitte.com/assets/Dcom- Austria/Local%20Assets/Documents/Studien/GlobPower.pdf.

  8. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2012. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.deloitte.com/assets/Dcom-Nether ands /Local%20Assets/Documents/NL/Branches/Consumentenmarkt/nl_nl_cb_gpor.pdf.

  9. Top 250 Global Retailers 2015 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2013. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.deloitte.com.mx/Borderlink/11/17/dttl _cb_GlobalPowersofRetailing2013.pdf

  10. Фетисова О.В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2014. - № 2 (15). - С. 61-69.

  11. Иншакова Е.И., Волошина А.Ю. Мегасети как фактор развития глобальной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. - 2015.- 1 (18). - С. 217-223.

  12. Волошина А.Ю. Глобальные розничные торговые сети как объекты мегаэкономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология.-2013.-1 (22). - С. 216-222.

  13. Корощенко Л.В. Оптово-розничные транснациональные корпорации в мировой экономике / Л.В. Корощенко. - М. : Изд-во Спутник+, 2009. - 190 с.

  14. Стальная В.А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Российский внешнеторговый вестник.- 2009.-№ 2 (февраль).- С.17-24.

  15. 2015 Global Retail Development Index. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atkearney.com/consumer-products-retail/global-retail-development-index

  16. - Интегрированность во властные структуры государства и лоббирование интересов

В современных реалиях, существующие транснациональные корпорации, получившие свое начало в конце 19-го начале 20-го веков, используют те же принципы работы, а именно:

Просмотров работы: 557