РЫНОК РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЫНОК РЕЧНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рыбакова Э.В. 1
1Самарский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речные круизы были и остаются одним из перспективных направлений внутреннего и въездного туризма как в России, так и в других странах с развитой речной сетью. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2016 году спрос на круизы возрос в среднем на 25% [1]. Возрастающую популярность связывают с развитием внутреннего туризма в целом, модернизацией судов и расширением экскурсионных программ.

Круизный туризм содержит в себе множество преимуществ. Во-первых, этот вид отдыха не требует временных затрат на перемещение между точками маршрута, так как сам по себе является «путевым»: отпуск начинается в момент отплытия и заканчивается по прибытии в пункт назначения, что позволяет посетить множество мест не тратя время на переезды в поездах или автобусах. Во-вторых, место расположения туриста перемещается вместе с ним – это дает возможность в любое время вернуться в каюту в случае усталости или плохого самочувствия. В-третьих, большинство ныне эксплуатируемых теплоходов оборудовано всем необходимым для полноценного отдыха: каждая каюта оборудована отдельным душем, санузлом, кондиционером и холодильником, имеются рестораны, бары, кинозалы, музыкальные салоны, предоставляется бесплатный доступ к беспроводному интернету. Почти все круизные туроператоры сегодня предлагают насыщенную экскурсионную программу, «зеленые стоянки» с пикниками и с купанием, а также развлекательную программу на борту теплохода.

Популярность круизного туризма обусловлена, в первую очередь, наличием развитой сети рек, водохранилищ, озер и каналов. Наибольшей популярностью пользуются круизы по Волге, Каме и Дону, а также экскурсионно-религиозные туры северных направлений (Валаам, Кижи, Соловки) — а также гибриды этих двух видов.

Так, круизы северных направлений традиционно начинаются в Петербурге, путешествия по Волге - в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре. Популярностью пользуются маршруты вида «Москва — Санкт-Петербург — Москва», объединяющие часть волжского и северного направлений. Главными экскурсионными пунктами при этом обычно являются Валаам и Кижи.

Крупнейшими игроками рынка речных круизов на сегодняшний день являются компании» «ВодоходЪ» (26 теплоходов, ежегодный объем перевозки 105 тыс. человек [2]), «Инфофлот» (5 фирменных теплоходов, крупнейший российский агент по речным круизам), «Мостурфлот» (14 теплоходов). В числе известных стоит также отметить «Спутник-Гермес», «ВолгаWolga» и российское отделение одного из крупнейших операторов речных круизов в мире - компании Viking River Cruises.

Несмотря на рост, сфера круизного туризма постоянно сталкивается с угрозами различного характера. Во-первых, серьезным препятствием развития речного судоходства была и остается проблема обмеления рек. Она вызвана неконтролируемой добычей песка в русле, вырубкой лесов по берегам, деятельностью каскада водохранилищ и гидроэлектростанций во всем Волжском речном бассейне [3]. Так, недостаточная заполненность Чебоксарского водохранилища привела к образованию одного из «узких мест» на Волге – участка в 54 км от Нижегородской ГЭС в Городецком районе Нижегородской области до Нижнего Новгорода. Это затрудняет передвижение крупных круизных судов и вынуждает туристические компании перестраивать маршруты и создавать стыковочные рейсы. Процесс «стыковки» заставляет менять график многих судов на всю навигацию, из-за чего страдают даже туристы с тех рейсов, которых никак не затрагивает проблема городецких шлюзов.

Второй проблемой развития круизного отдыха является изношенность российского речного круизного флота. С 1991 по 2011 год в России не строились круизные суда [4]. В настоящее время только 8 речных круизных судов в России — моложе 25 лет. Это вызвано тем, что все судоверфи, задействованные в строительстве эксплуатирующихся на ВВП РФ судов, уже не существуют. Нормативный срок эксплуатации судов составляет 25–35 лет [5], а по мировым стандартам предельный срок эксплуатации таких судов — 45–50 лет — тот возраст [6], в котором в России и эксплуатируется боَльшая часть речных круизных теплоходов. Как следствие, высокие эксплуатационные издержки, связанные с солидным возрастом судов, приводят к постоянному повышению цены туродня. Для частичного решения данной проблемы в 2010-2015 годах Морским Инженерным Бюро был разработан концепт круизного судна PV300VD на 310 пассажиров. Судно по данному проекту было заложено на судостроительном заводе «Лотос» в городе Нариманове Астраханской области 15 августа 2016 года. Предварительная стоимость проекта – 2,5 млрд. рублей, срок сдачи – 2019 год. Однако, как очевидно, полное решение проблемы требует более масштабных мер по модернизации и переоснащению пассажирского флота.

Серьезным препятствием остается высокая себестоимость речных круизов. Для сравнения, стоимость туродня круиза по маршруту «Санкт-Петербург – Москва» на теплоходе проекта 301 с обслуживанием уровня трехзвездного отеля составляет 5000 руб., в то время как стоимость туродня круиза по р. Дунаю на четырехзвездном судне – 4505 руб. Это осложняет конкурирование как с иностранными круизными компаниями, так и с компаниями, предлагающими другие виды туризма.

Среди главных направлений деятельности по развитию круизного туризма – повышение разнообразия маршрутов и экскурсионных программ. Согласно информации на сайте ООО «Инфофлот», доля постоянных клиентов компании составляет около 60 % . Это означает необходимость постоянного расширения линейки предлагаемых круизов с добавлением новых стоянок и экскурсий. Так, в навигацию-2017 предлагаются уникальные рейсы-экспедиции по Вятке, круизы по Оке, круизы с заходом в Каспийское море. Предполагается дальнейшее развитие северного направления – круизов до Соловецких островов с посещением Архангельска, круизов по Карелии с посещением таежных островов Валаам, Пеллотсари, Коневец и Кижи, города Петрозаводска.

Другим важным способом «удержания» клиентов является постоянно действующая система скидок: практически все круизные компании предлагают сезонные скидки, скидки постоянных клиентов, а также скидки для определенных категорий туристов (школьники, пенсионеры и т.д.).

Приоритетным направлением остается привлечение новых клиентов. Сегодня компании сталкиваются с недостаточной осведомленностью потенциальных клиентов о рынке речных круизов. Широко распространенным способом стимулирования продаж путевок является проведение «дней открытых дверей», когда один или несколько теплоходов у причала на время становятся доступными для свободного посещения: потенциальные туристы имеют возможность осмотреть теплоход изнутри, посетить каюты, пообщаться с представителями компании. Эффективным дополнением может стать предоставление привлекательных скидок в день проведения мероприятия.

Речные круизы являются как перспективным направлением внутреннего туризма, так и потенциальным способом привлечения иностранных туристов. Некоторые компании предлагают круизы, совмещенные с иностранными группами, а отдельные теплоходы ориентированы исключительно на туристов из-за рубежа. Для продвижения этого направления отдыха на высоком уровне не раз поднималась тема упрощения визового режима для иностранных туристов-круизеров [7]. Однако в последние годы количество туристов-иностранцев стало неуклонно сокращаться. Круизные компании связывают это, в первую очередь, с нестабильной политической ситуацией в России [8]. Важный сегмент потребителей речных круизов – люди пенсионного возраста, и для них вопросы безопасности имеют принципиальное значение. Обеспечение безопасного и комфортного пребывания в стране, качественного сервиса, продвижение России как бренда – важное направление развития не только круизного туризма, но и российского туризма в целом.

Можно сделать вывод, что данное направление туризма в России безусловно имеет потенциал, что связано с развитой системой внутренних водных путей и наличием значимых природных и культурных объектов, расположенных вдоль рек. Тем не менее, круизным компаниям все еще предстоит проделать большую работу по продвижению данного направления отдыха и повышению качества обслуживания на борту.

Литература

1. Россияне стали приобретать больше речных круизов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wek.ru/rossiyane-stali-priobretat-bolshe-rechnyx-kruizov (дата обращения 07.12.2016)

2. Судоходная компания ВодоходЪ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vodohod.com/about/ (дата обращения 07.12.2016)

3. Прокуратура: обмеление Волги связано с действиями человека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/2540974 (дата обращения 07.12.2016)

4. Войт М.Н. Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения // Сервис Plus. – 2013. -№4. – С. 39-37.

5. Войнов К. Потенциал речных просторов [Электронный ресурс] Газета «Транспорт России», № 4, 2011 г. Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/rechnoy-transport/potentsial-rechnyh-prostorov.html (дата обращения: 07.12.2016).

6. Дементьев С. Почему штормит круизный рынок // Турбизнес. 2013. № 1. С. 12.

7. Ослабление визового режима привлечет иностранных круизных туристов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rus-shipping.ru/ru/stats/?id=479 (дата обращения 07.12.2016)

8. Андрей Смолин: «Туристы, которые предпочитали иностранные речные круизы, приходят к нам» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/36220.html (дата обращения 07.12.2016)

Просмотров работы: 75485